«И душу нежную под грубой робой пряча,
Суровый шкипер дал ему совет:
«Будь джентльменом, если есть удача,
А без удачи — джентльменов нет!» ...»
(Владимир Высоцкий)
Рафаэль Сабатини (1875 – 1950) был британским писателем итальянского происхождения. Всего Сабатини написал более 30 любовных и приключенческих романов, восемь сборников рассказов, шесть научно-популярных книг, множество неизданных рассказов и несколько пьес. Наиболее известен такими своими бестселлерами как «Морской ястреб», «Скарамуш», «Одиссея капитана Блада» и другими. Некоторые романы были экранизированы…
«Одиссее капитана Блада» Рафаэля Сабатини чуть более ста лет. Первое издание в виде отдельной книги вышло в 1922 году.
Вкратце - о сюжете романа.
Питер Блад, главный герой родился в Ирландии в 1653 году. Получил медицинское образование, но решил, что карьера доктора для него слишком скучна. Его тянуло к приключениям. Завербовался солдатом. Служил на флоте. Под командованием голландского адмирала де Рёйтера научился, например, ведению морского боя. Ему это впоследствии очень помогло. Был ранен, попал в плен и в конце концов решил оставить это занятие и осесть в Англии, в городке Бриджуотер. Там и начинается действие романа в июле 1685 года.
И начало совпало с «восстанием с вилами» или с восстанием Монмута. Это была попытка свергнуть короля Якова II.
Яков II был католиком и вторым сыном короля Карла I. Его старший брат, Карл II, умер, не оставив законных наследников. Поэтому, хотя вроде бы Яков II и был вполне законным представителем, но был и внебрачный сын Карла II герцог Монмут. Он был протестантом и довольно долго жил в Голландии. Монмут считал, что у него довольно высокие шансы занять престол, поскольку Англия к тому времени стала страной в основном протестантской. И король-католик не всем нравился...
Герцогу удалось собрать довольно большое количество сторонников. Однако проблема состояла в том, что это были люди, к военному делу непривычные, необученные. По сути, это была толпа. Отсюда и «восстание с вилами».
Поэтому неудивительно, что регулярная армия, находившаяся в распоряжении Якова II, одержала победу. И вот к нашему герою, Питеру Бладу, который не принимал участия в восстании, приходят как к доктору и просят его оказать медицинскую помощь лорду Гилдою, который участвовал в восстании на стороне повстанцев и был ранен...
Пока Питер Блад оказывает медицинскую помощь, на мятежников начинается охота. Его вместе с раненым пациентом арестовывают и затем приводят в суд. В результате судья Джеффрис (это реальное лицо, которое выведено в романе) приговаривает Питера Блада, как и других мятежников, к казни через повешение. Однако затем приходит приказ часть мятежников помиловать и отправить в рабство на сахарные плантации.
Так Питер Блад попадает на Барбадос, где его покупает полковник Бишоп. Покупает не как врача, а скорее как рабочую силу. Но, узнав о медицинских познаниях Питера Блада, он переводит его в статус врача-невольника. А это даёт Бладу возможность довольно свободно передвигаться по острову.
По стечению обстоятельств Питер Блад и его сообщники фактически угоняют испанский пиратский корабль...
В процессе пиратской деятельности капитан Питер Блад приобрёл уважение среди членов вольного братства. Его команда считалась очень дисциплинированной. Одно время он даже командовал небольшой пиратской флотилией.
Затем волею обстоятельств поступил на службу к французскому королю, но быстро от неё отказался. И вот в 1688 году он узнаёт о том, что произошла «Славная революция», Яков II свергнут, на троне воцарился Вильгельм Оранский.
Все оставшиеся в живых мятежники прощены...
Капитан Питер Блад получил предложение стать губернатором Ямайки, что дало ему возможность не только устроить свою жизнь, но и объясниться с любимой девушкой.
Роман написан на историческом материале. Известно, что Сабатини использовал «Повесть о великих страданиях и удивительных приключениях Генри Питмана, хирурга покойного герцога Монмута». Генри Питман был врачом герцога Монмута и, таким образом, действительно оказался среди тех участников восстания, которых затем отправили на Барбадос. Правда, в отличие от Питера Блада, он пиратом не стал. Он вернулся в Англию, написал воспоминания об этом периоде.
Пиратская составляющая добавлена из жизнеописания Генри Моргана, а также полковника Томаса Блада, который и дал фамилию литературному прототипу...
Как морские разбойники становились госслужащими ?
В романе бросается в глаза, что существуют как будто разные виды пиратов, в частности, пираты на государственной службе. У Сабатини в тексте в XIII главе («Тортуга») можно, например, прочитать описание того, как Питера Блада соблазняли стать пиратом:
«Следует также помнить, что такие заманчивые предложения исходили не только от знакомых ему пиратов, наполнявших кабачки Тортуги, но даже и от губернатора острова д’Ожерона, получавшего от корсаров в качестве портовых сборов десятую часть всей их добычи».
В чем же тут было дело? В принципе, существует очень много терминов, которыми называются пираты. Помимо просто пиратов, есть флибустьеры, буканьеры, каперы, корсары. Кажется, что это всё разные виды, но на самом деле здесь всё немного проще.
Были пираты, настоящие морские разбойники, так сказать. Это были люди, которые не подчинялись никому и фактически нападали на абсолютно любой корабль, принадлежавший любому государству.
Были буканьеры или каперы. Это такой род пиратов, которые получали от какого-то государства патент на то, чтобы вести фактически разбойничью деятельность по отношению к судам других государств. То есть это был такой инструмент для ведения торговых войн.
В воспоминаниях современников можно даже найти возмущение тем, что на корабли иногда нападали настоящие пираты, у которых не было патента на то, чтобы захватывать «приз», ценную добычу...
Строго говоря, в этих официальных документах не было чёткого определения того, что эти люди могли делать. И в международном праве совершенно не существовало определения таких важнейших понятий, как «приз», «добыча», «справедливая добыча», «допустимый обыск», «осмотр», «задержание» судна.
То есть, вообще говоря, царил произвол...
Папа Александр VI в 1494 году решил, что негоже, чтобы христиане воевали друг с другом и устраивали серьезные конфликты по поводу территории Нового Света. Поэтому он и предложил поделить Новый Свет между двумя самыми верными католическими странами — Португалией и Испанией.
В 1494 году был заключен Тордесильясский договор, согласно которому раздел между Испанией и Португалией проводился по «папскому меридиану», который проходил «западнее любого из Азорских островов». Все земли и воды восточнее него отходили Португалии. Всё, что находилось западнее этого меридиана, отходило Испании.
В 1529 году Сарагосский договор ещё более аккуратно уточнил раздел новых земель и океана между Испанией и Португалией.
К XVII веку такое положение дел перестало устраивать страны, которые обзавелись собственным флотом и активно боролись за участие в международной торговле, — Англию, Голландию и Францию.
Именно в конце XVII века и происходит действие «Одиссеи капитана Блада». К этому моменту борьба за раздел торговых путей уже шла полным ходом.
Неудивительно, что в романе основной враг капитана Блада — испанцы. Именно Испания была наиболее мощной из двух держав, Португалии и Испании.
Именно с Испанией в основном и «препирались» за господство в море и англичане, и французы, и голландцы...
Одним из средств этой торговой войны как раз и было узаконенное пиратство, или каперство. Государство фактически разрешало неким морским бандитам, которых в нормальное время, наверное, на своей службе не потерпело бы, нападать на суда противной стороны (в случае англичан в первую очередь — на испанцев) в обмен на то, что какая-то часть добычи (в приведенной чуть ранее цитате, скажем, одна десятая) уходила в государственную казну...
Это было выгодно всем. Государство получало, во-первых, дополнительные налоги, а во-вторых, ослабление своего противника и завоевание новых торговых путей.
Таким образом, получается, что отношение к пиратам, по крайней мере на некоторой части территорий, вернулось к тому, которое наблюдалось в Древней Греции, когда морской разбой считался вполне нормальной профессией, что можно подтвердить такой цитатой из «Истории» Фукидида:
«Возглавляли такие предприятия, не лишённые средств люди, искавшие и собственной выгоды, и пропитания неимущих. Они нападали на незащищённые земли, селения и грабили их, добывая этим большую часть средств к жизни. Причём такое занятие вовсе не считалось тогда постыдным, но, напротив, даже славным делом. На это указывают обычаи некоторых материковых жителей, а также древние поэты, которые приезжим мореходам повсюду задают один и тот же вопрос: не разбойники ли они? Так как и те, кого спрашивают, не должны считать позорным это занятие, и у тех, кто спрашивает, оно не вызывает порицания».
То есть, в какие-то периоды государство активно этим пользуется, а в какие-то начинает с этим бороться.
Грань между официальными пиратами (официальными каперами) и настоящими пиратами была очень тонкая, эти две категории постоянно переходили одна в другую.
Очень сложно было отследить, сколько на самом деле награбили официальные каперы. Фрэнсис Дрейк, например, который занимался буканьерством, называл буканьерством и абсолютно частные рейды, доход от которых не шёл в казну государства. Поэтому не стоит удивляться тому, что одни и те же пираты могут называться по-разному в разных текстах, в разных рейдах и в разных условиях...
Сколько стоили рабы в XVII веке ?
Уже чуть ранее упоминалось, что Питера Блада вместо смертной казни продали в рабство. Вот цитата из романа, где Сабатини объясняет причины этого:
«…утром 19 сентября в Таунтон прибыл курьер от государственного министра лорда Сэндерленда с письмом на имя лорда Джефрейса. В письме сообщалось, что его величество король милостиво приказывает отправить тысячу сто бунтовщиков в свои южные колонии на Ямайке, Барбадосе и на Подветренных островах.
Вы, конечно, не предполагаете, что это приказание диктовалось какими-то соображениями гуманности. Лорд Черчилль, один из видных сановников Якова II, был совершенно прав, заметив как-то, что сердце короля столь же чувствительно, как камень. „Гуманность“ объяснялась просто: массовые казни были безрассудной тратой ценного человеческого материала, в то время как в колониях не хватало людей для работы на плантациях, и здорового, сильного мужчину можно было продать за 10–15 фунтов стерлингов».
То есть, у продажи в рабство была вполне экономическая причина. Напомню, как капитана Блада продают в рабство и как его нахваливает капитан корабля, который привёз невольников на продажу:
«Он, может быть, и тощ, но зато вынослив. Когда половина арестантов была больна, этот мошенник оставался на ногах и лечил своих товарищей. Если бы не он, то покойников на корабле было бы намного больше… Ну, скажем, 15 фунтов за него, полковник? Ведь это, ей-богу, дёшево. Еще раз говорю, ваша честь, он вынослив и силен, хотя и тощ. Это как раз такой человек, который вынесет любую жару. Климат никогда не убьёт его».
В итоге Питер Блад был продан полковнику Бишопу за смехотворную сумму в 10 фунтов. Что такое было 10 фунтов в то время? Сделать это непросто, но можно провести некоторое сопоставление. Во-первых, один фунт состоял из 20 шиллингов, а один шиллинг состоял из 12 пенсов. Это понадобится для дальнейшей арифметики.
Конечно, нет детальных сведений о том, что и сколько стоило в XVII веке. Но известно, что например, во времена капитана Блада, в XVII–XVIII веках, литровая кружка пива стоила приблизительно один пенс. Что это означает?
Это означает, что Питера Блада продали за 2400 литров пива. Можно перевести это в любимый пиратами бекон или свиную вырезку. Свиная вырезка шла по цене 2 шиллинга за килограмм. То есть если перевести стоимость уплаченного за капитана Блада в свиные вырезки, то получается, что за него заплатили целый центнер.
Бекон, любимый пиратами, стоил 6 пенсов за килограмм. И можете сами поупражняться и посчитать, сколько же бекона можно было бы купить на деньги, за которые продали капитана Блада. Это, конечно, всё приблизительные оценки того, что происходило...
Когда говорим о рабстве, чаще всего приходит на ум либо Античность, то есть Древний мир, либо негры на американских плантациях.
Однако рабство никуда не исчезало и в Средние века. Просто расцвет работорговли случился как раз после открытия Нового Света. Связано это было с экономическими причинами.
Дело в том, что Колумб открыл нам не только Америку и привёз табак. Но ещё и с Канарских островов на Гаити завёз сахарный тростник. Культивировать сахарный тростник было делом выгодным. Однако была проблема в том, кто же должен эти плантации обрабатывать. Выяснилось, что местное население, индейцы, которых пытались перевозить и заставлять работать на плантации, плохо переживали перевозку, работали не очень хорошо и в целом оказывались не очень выгодны.
Считалось, что по сравнению с индейцами чернокожие рабы в четыре раза более производительны. Кроме того, они выносливы и намного дольше живут в этом неблагоприятном климате.
Поэтому процветала торговля чернокожими рабами, и в этой торговле принимали участие все. Чернокожие рабы вывозились в основном из Западной Африки. Причём в большинстве случаев африканские племена, захватывая в плен своих противников, продавали их белым работорговцам.
Цена, уплаченная за капитана Питера Блада, была существенно ниже, чем средняя цена за негра. Это просто отражает тот факт, что белые люди были гораздо менее приспособленными к работе на плантациях в тропическом климате.
Поэтому в романе в сцене торговли подчёркивается выносливость Питера Блада, утверждается, что быстро он не умрёт. Поскольку, естественно, покупатель был заинтересован в длительной «эксплуатации» живого товара...
Чернокожие рабы воспринимались действительно как товар и ценились фактически наравне с домашними животными. Например, в XVIII веке в Англии была реклама многофункциональных замкОв, производитель которых прямо писал, что они подходят как для чернокожих рабов, так и для собак…
Как пираты относились к работорговле и черным рабам? Было две крайности.
Одна состояла в том, что были пиратские команды, которые участвовали в работорговле и на этих кораблях часть негров была в положении рабов, которые работали на этом корабле и в составе команды.
Была и другая часть пиратов, которая делала их полноправными членами команды. Те немногие сведения, которые до нас дошли, показывают, что в пиратской команде могло быть от 15 до 98 % темнокожих...
Как поддерживалась дисциплина на пиратских кораблях ?
Сабатини в романе отмечает, что Питеру Бладу удалось собрать очень дисциплинированную команду пиратов. Вот что он пишет:
«Неплохо разбираясь в людях, Блад добавил к числу своих сторонников ещё 60 человек, тщательно отобранных им из числа искателей приключений, околачивающихся на Тортуге. Как было принято неписаными законами „берегового братства“, он заключил договор с каждым членом своей команды, по которому договаривающийся получал определенную долю захваченной добычи. Но во всех остальных отношениях этот договор резко отличался от соглашений подобного рода. Все проявления буйной недисциплинированности, обычные для корсарских кораблей, на борту „Арабеллы“ категорически запрещались. Те, кто уходил с Бладом в океан, обязывались полностью и во всем подчиняться ему и им самим выбранным офицерам, а те, кого не устраивали эти условия, могли искать себе другого вожака».
В этой цитате видно удивление или попытку восхищения Сабатини своим героем, Питером Бладом. Тем, какую дисциплину он смог выстроить на своем корабле.
В нашем представлении пираты — это такие необузданные люди, которые в момент, когда не гонятся за добычей, обязательно пьянствуют и весело проводят время. Но когда пиратская команда находилась в плавании, она отличалась жесткой дисциплиной. На берегу пираты могли вести себя как угодно, однако в плавании они должны были во всем подчиняться капитану и установленным порядкам...
Что отличало пиратов и как были устроены порядки на пиратском корабле?
Во-первых, капитан на пиратском корабле был выборной должностью. Пираты могли, вообще говоря, в любой момент и абсолютно по любому поводу капитана низложить и провести новые выборы. Выборы проводились просто. Один пират — один голос, по принципу простого большинства голосов. Капитан знал, что власть его является ограниченной. Если он в чём-то достаточно сильно пойдет против команды, то просто потеряет свою власть.
Капитанов свергали по самым разным поводам. Кто-то был не согласен с тем, как в итоге делилась добыча, но это случалось реже благодаря договорам. Кого-то свергали, потому что казалось, что это были слишком мягкие капитаны, которые недостаточно усердно требовали добычу или недостаточно жестоко обходились с пленниками. Кого-то свергали просто потому, что капитан переставал нравиться команде в целом.
Капитан на пиратском корабле, в отличие от капитанов во флоте военном и даже во флоте торговом, не был авторитарным правителем, как мы бы сейчас сказали. Наоборот, он прекрасно знал, что у него есть ограничения. Кроме того, существовало в каком-то роде «разделение властей». Капитан отвечал за «стратегию». Он принимал важные решение: догонять ли какой-то корабль, идти ли на абордаж, нужно ли уходить от погони или ввязываться в бой.
При этом он гораздо меньше вмешивался в повседневную жизнь судна, за которую отвечал квартирмейстер. Это был второй человек на корабле. Он отвечал за размещение людей по судну, за распределение ролей, следил за соблюдением дисциплины и применял дисциплинарные наказания. «Тактика» и повседневная жизнь находились в руках квартирмейстера.
Что было прописано в контракте пирата ?
Важным элементом в организации жизни пиратов были соглашения. О них упоминает и Сабатини, который считает, что в соглашениях прописывался только раздел добычи. Но на практике это было не совсем так.
Соглашения, которые пираты подписывали, регламентировали почти все стороны жизни на корабле. В качестве примера таких соглашений приведу так называемые правила капитана Робертса.
Бартоломью Робертс был одним из самых успешных пиратов. Считается, что за три года он вместе со своей командой захватил 456 кораблей. Общая сумма добычи оценивается в колоссальную сумму в 50 миллионов фунтов стерлингов. Возможно, это миф, но такова оценка.
Какие же были правила на корабле капитана Робертса? Они включали 11 пунктов.
Во-первых, каждый член экипажа имеет право на участие в голосовании по насущным вопросам. Он обладает одинаковым правом на получение свежей провизии и спиртных напитков. Он может использовать их по собственному желанию, за исключением тех случаев, когда для общего блага станет необходимостью ограничение в их потреблении.
Во-вторых, каждый член экипажа должен быть вызван в соответствии с установленным порядком на борт «призового судна», потому что свыше причитающейся ему захваченной добычи он может ещё взять себе смену белья. Но если кто-нибудь попытается обмануть товарищество и присвоить серебряную тарелку, драгоценности или деньги, то наказанием ему будет высадка на необитаемый остров.
В-третьих, ни одному члену экипажа не позволяется играть на деньги в карты или в кости.
В-четвертых, огни и свечи должны быть погашены после 8 часов вечера. Если кто-нибудь из команды после этого часа всё же захочет продолжать пить, то они должны делать это на верхней палубе.
В-пятых, каждый член экипажа должен держать в чистоте и исправности пушки, пистолеты и абордажные сабли.
В-шестых, ни одному ребенку или женщине не дозволяется находиться на борту. И должен быть казнён тот, кто приведёт переодетую женщину на борт.
В-седьмых, тот, кто самовольно покинет корабль или свое место во время сражения, тот приговаривается к смерти или к высадке на необитаемый остров.
В-восьмых, никто не имеет права драться на борту судна, но любая ссора может быть разрешена на берегу с применением сабли или пистолета.
В-девятых, ни один член экипажа не имеет права заговаривать о расформировании братства до тех пор, пока у каждого не будет собрана доля в тысячу фунтов. Если же во время службы кто-нибудь лишился конечности или стал калекой, то из общественного капитала ему причитается 800 фунтов. В случае меньших повреждений он получает пропорциональную компенсацию.
В-десятых, капитан и квартирмейстер при разделе добычи получают по две доли. Шкипер, боцман и артиллерист — полторы доли. Оставшиеся лица командного состава — одну долю с четвертью.
В-одиннадцатых, музыканты отдыхают только по воскресеньям. А в другие шесть дней и ночей не имеют на это права, если не получают специального разрешения.
Как видим, вопреки тому, о чём писал Сабатини, в кодексе, в этих правилах, содержалось довольно много регламентированных разных сторон жизни. Дошедшие до нас другие правила других пиратских экипажей аналогичны этим.
Зачем требовалось регламентировать таким образом жизнь? Почему были запрещены азартные игры? Почему нужно было рано ложиться спать и не мешать своей выпивкой другим?
Ответ прост. С экономической точки зрения, это такая борьба с негативными «внешними эффектами», с ситуациями, когда действия одного человека оказывают негативное влияние на окружающих.
В чём была задача пиратской команды?
Когда они выходили в море, они должны были находиться в постоянной боеготовности — либо готовиться в любой момент догонять, нападать и отбивать добычу, либо должны были готовиться удирать. А это означало, что каждый член команды должен находиться в лучшей форме. А это достигается в том случае, если «соблюдать» режим дня, не провоцировать драки, споры и ссоры.
А вот азартные игры и женщины могли спровоцировать именно такую ситуацию...
Поэтому развлекались пираты на берегу, когда у них случались периоды отдыха, когда корабль заходил в порт для починки, пополнения припасов и так далее.
Как пираты делили добычу ?
Было две модели того, каким образом производилось разделение добычи.
Одну только что процитировали. Первые люди на корабле, капитан и квартирмейстер, получают две доли, затем по полторы доли получали артиллерист, шкипер и боцман. И остальные члены командного состава — одну долю с четвертью. Это означает, что все остальные рядовые пираты получали по одной доле. Таким образом, когда захватывался корабль, вся добыча собиралась вместе. После этого вычислялось, на сколько долей она должна быть поделена, и каждый получал в соответствии с теми правилами, которые они подписывали…
Была и другая модель раздела добычи.
Согласно неё сначала вознаграждались те, кто делал больший или какой-то более серьёзный вклад в то, чтобы пиратский корабль мог существовать. Например, могла быть такая система, когда сначала в правилах определялось, сколько капитан должен получить за судно, потому что судно, как правило, находилось в собственности капитана. Сколько должен получить плотник и его команда за то, что они содержат судно в боеготовности. Сколько должен получить хирург, врач, находившийся на корабле, за его услуги и за ту аптечку, которую он собирает.
Например, есть данные о том, что плотник и его команда могли получать от 100 до 150 песо. В пересчете на фунты это от 20 до 30 фунтов. А, скажем, оплата труда хирурга могла составлять 200–250 песо, или 40–50 фунтов. Но это с учётом медикаментов, которые хирург должен был запасти и иметь на борту...
Также вычиталась стоимость провианта. По некоторым оценкам, на один рейд стоимость провианта составляла примерно 200 песо, или 40 фунтов. И вот только после этого всё, что осталось, делилось уже абсолютно поровну между всеми членами команды.
В правилах упоминается, что если кто-то стал калекой, то он может получить компенсацию. Существовали разнообразные оценки того, за какое повреждение какую компенсацию давать.
Известны такие расценки.
За потерю правой руки выплачивается 600 песо или 6 рабов. За потерю левой руки — 500 песо или 5 рабов. За глаз — 100 песо или один раб. За палец на руке та же плата, что и за глаз.
Эти разнообразные сведения известны, в частности, благодаря труду Александра Эксквемелина. Есть много споров о том, настоящее это имя или псевдоним и существовал ли такой человек вообще. Но судя по всему, труд, на который многие опираются, был написан человеком, который имел прямое отношение к пиратству.
Александр Эксквемелин как раз в конце XVII века опубликовал труд под названием «Буканьеры Америки, или Правдивая история наиболее замечательных нападений, совершенных в последние годы у побережья Вест-Индии буканьерами Ямайки и Тортуги, как англичанами, так и французами» или коротко «Пираты Америки».
Эксквемелин претендовал на довольно обширные познания в том, что происходило в пиратском деле. Возможно, он был одним из тех, кто участвовал какое-то время в жизни пиратов, но, будучи человеком образованным и, возможно, скопившим некоторое состояние, смог всё это обобщить и зафиксировать для последующих поколений.
В целом пираты пытались построить на корабле довольно интересную модель общества и в каком-то смысле более справедливую, чем та, которая существовала вне пиратского сообщества. Особенно ярко это контрастировало с порядками, которые можно было наблюдать на торговых судах.
На торговых судах очень часто капитан был действительно авторитарен. Он, по сути, мог распоряжаться рядовыми членами экипажа по собственному усмотрению, практически как рабами. Именно от такого обращения моряки часто и сбегала в пиратство...
В некоторых правилах оговаривалось, что в случае, если пират погибал при исполнении своих «обязанностей», при наличии у него родственников им также могла быть выплачена компенсация. За риски, связанные с пиратской жизнью, эти люди вполне неплохо вознаграждались. Разумеется, самым главным вознаграждением, самой главной приманкой для них служила, конечно, не компенсация за увечья, а потенциальная добыча.
А добыча могла быть вполне серьезной.
Например, в 1695 году несколько пиратских кораблей под командованием Генри Эвери захватили добычу на общую стоимость в 600 000 фунтов. Каждому моряку досталось не менее чем по одной тысяче фунтов. Это было целое состояние по тем временам. Именно упомянутые правила позволяли пиратам заранее договориться на берегу о том, как делить добычу и добиваться тех выдающихся результатов, о которых мы сегодня читаем в разных текстах...
На мой взгляд, интересно читать этот роман Сабатини не только из-за романтической сюжетной линии, но и с точки зрения истории пиратства.
Согласитесь, ведь увлекательно было узнавать, что в романе правда, а что — вымысел. И с точки зрения пиратского материала роман Сабатини даёт богатую и интересную палитру разных моментов пиратской истории, которые можно обсуждать...
Все иллюстрации для публикации взяты из свободного доступа в сети Интернет.
Другие заметки о литературе и литераторах можно почитать/полистать в тематической подборке публикаций
«О литературе и литераторах» (переход по ссылке https://dzen.ru/suite/517d85f1-5212-4363-a54a-fb26b356c592).
Взгляните и на другие тематические подборки канала. Может быть, найдёте что-то новенькое или неожиданное для себя ?..
Посмотреть тематические подборки, полистать другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке https://dzen.ru/id/5fea6a1ac0060a2f292e44f9).
Источники:
1. Рафаэль Сабатини. Собрание сочинений: В 8 тт. — М.: Культура и традиции; Ойкумена, 1992—1994.
2. Материалы с сайта sabatini.ru.
3. Материалы с сайта arzamas.academy.