Мне очень нравится старый фильм "Двенадцатая ночь", но мой любимый персонаж отнюдь не Оливия и не Виаола, а дворецкий Мальволио, которого сыграл Василий Меркурьев.
Я не могу представить себе другого актера в «Двенадцатой ночи» или в "Золушке".
Но помимо любви к нему как к талантливому актеру меня восхищает его Доброта. Я считаю это главное качество, которое должно быть у человека, а сейчас, к сожалению, все гонятся за успешностью.
А Василий Меркурьев был на редкость добрым и благородным человеком. Когда актер умер Фаина Раневская отправила сыну актера открытку с таким содержанием:
«Дорогой Петр Васильевич, уход из жизни Василия Васильевича Меркурьева для меня большое горе, я встретилась с ним в работе только один раз — в фильме "Золушка", где он играл моего кроткого доброго мужа. Общение с ним — партнером — было огромной радостью. Такую же большую радость я испытала, узнав его как человека. Было в нем все то, что мне дорого в людях, — доброта, скромность, деликатность. Полюбила его сразу, крепко и нежно. Огорчалась тем, что не приходилось с ним снова вместе работать. Испытываю глубокую душевную боль оттого, что из жизни ушел на редкость хороший человек, на редкость хороший большой актер. Берегите маму, нежную и хрупкую Ириночку. Ваша Раневская».
Кстати, именно Раневская уговорила чиновников не снимать с роли лесничего В. Меркурьева. Он же снимался в серьезных патриотических фильмах, поэтому не может играть мужа подкаблучника.
Его супругой была Ирина Мейерхольд, дочь Всеволода Мейерхольда.
Дебютом в кино для Меркурьева должна была стать роль Стася в фильме «Инженер Гоф» но к сожалению режиссер Борис Шпис был репрессирован в 1937 году, соответственно фильм уничтожили. Но этот фильм познакомил Меркурьева с будущей женой. В фильме были конные сцены, одна из лошадей была оч буйной, все время сбрасывала седока, помогла Ирина, которая оседлала и укротила норовистого коника. Естественно такая бесстрашная амазонка сразу сразила Василия Меркурьева.
«Отношения моих родителей — это какое-то чудо. Это была до последних лет юношеская влюбленность. Они прожили вместе не один десяток лет, а чувства, тем не менее, оставались свежими», — писал в своих воспоминаниях их сын, Петр Меркурьев.
Друзья и знакомые называли чету Меркурьевых «Ромео и Джульетта», за нежные взаимоотношения друг с другом.
По словам Петра Меркурьева, к врачам родители всегда ходили только вместе. И порой доходило даже до смешного.
«Врач спрашивает: «Василий Васильевич, как у вас болит?». «Вы понимаете, я вздохну, что-то начинает… «. Потом отец замолкал и спрашивал: «Ириша, как у меня болит?». И мама безмятежно рассказывала врачу, а папа только, соглашаясь, кивал головой», — вспоминал Петр.
У Василия с Ириной родилось трое детей Анна, Екатерина и Пётр.
1940 год стал жутким годом для Меркурьевых, расстреляли отца Ирины, Всеволода Мейерхольда, по ложному обвинению был арестован младший брат Василия, Петр, который через несколько месяцев, умер в камере.
У Петра оставались трое маленьких детей, которых Ирина Всеволодовна и Василий Васильевич забрали себе и воспитывали как родных детей.
В эвакуацию семья Меркурьевых отправилась в составе 8 человек, а вернулась в составе 10 человек, они подобрали 2-х детей, которые отстали от поезда. Эти детки проживут в семье Меркурьевых 3 года, пока их не найдет мама, услышав по радио рассказ Василия Меркурьева о потерявшихся детях.
Но 1944 году в Ленинград, Ирина и Василий забрали с собой, не только 2 деток потеряшек, но еще и молодых актеров из Новосибирской театральной самодеятельности, с которыми они работали в эвакуации. При помощи Меркурьевых, все ребята были зачислены в театральный институт. Только вот устроить в общежитие студентов сразу не получилось и конечно же все они проживали у Меркурьевых. Их отпускали в институт только после того, как все будут накормлены.
В 1955 году в их доме Меркурьевых поселилась молодая женщина,которая во время войны была в немецком плену, после возвращения она оказалась без работы и без прописки, вдруг враг. Меркурьев "назначил" её своей племянницей, прописал и платил зарплату за помощь по дому.
Надо добавить, что в 1947 году кто-то вдруг вспомнил, что Ирина — дочь врага народа, и естественно она оказалась безработной на целых 12 лет,пока не реабилитировали ее отца. Вся эта большая семья жила на зарплату одно человека Василия Меркурьева.
Театр выделил Меркурьеву 3-х комнатную квартиру, которая мега тесная для 12 человек,но добро порождает добро и сосед по подъезду, режиссер Александр Брянцев, отдал им свою большую квартиру.
К сожалению мы не увидим Меркурьева в драматической роли, о которой он мечтал, комедийное амплуа намертво пристало к нему, а пользоваться своим положением актер мог только для кого то, но не для себя.
В 1978 году Василия Васильевича Меркурьева доставили в реанимацию прямо с репетиции, 12 мая актёра не стало, а спустя три года ушла из жизни Ирина, которая больше всего волновалась о том, сможет ли она встретиться там, в другом мире, со своим любимым Васечкой.
Уверена, что они там вместе!