Для различных журналов Васнецову приходилось рисовать и сцены из городской жизни, и охоту на марала, и рыбаков на льдине. Совсем иначе выглядят те рисунки Васнецова, где ему предоставлена относительная свобода, в особенности те, которые он создавал вполне самостоятельно, по собственному замыслу и вкусу.
Купец в прихожей у пристава (1869 г.), явившийся поздравить полицейское начальство с праздником, не по бескорыстию и уж, конечно, не с пустыми руками, о чем свидетельствует солидная головка сахара и ящик с бутылками, поставленные тут же, в прихожей.
Острая нужда, обездоленность голодающих, замерзающих людей — тема рисунков «Зима», «Заштатный» и картины «С квартиры на квартиру».
Дряхлая старуха, зимой, в метель несущая охапку дров — всего-то три полена! — в лохмотьях, в одной только рукавице, придерживая шапку на голове.
Двое бедняков, которым на старости лет приходится перебираться в еще более бедное жилище.
В картине «С квартиры на квартиру», написанной в 1876 году и выставленной на 5-й Передвижной выставке, особенно много теплоты и сочувствия, художника к «бедным людям». Оба они — прибитые нуждой, придавленные нищетой.
Бредут эти потерянные люди по замерзшей Неве, и ни души вокруг них человеческой; только вмерзшая в лед полуразрушенная барка, да птицы, да собака, совершающая с хозяевами печальное путешествие из одного нищего угла в другой, где им будет еще хуже.
Но старик заботливо укутан поверх шубы каким-то тряпьем. Опираясь на палку, несет он жалкое имущество. А старуха, из той же заботливости женской, несет узел побольше.
Мрачен петербургский зимний пейзаж с силуэтом заснеженной Петропавловской крепости.
Здесь уже художник сумел минимальными средствами рассказать многое, раскрыть глубокую социальную драму; здесь уже и умение создать «характер», индивидуальный, неповторимый и в то же время с большим общественным содержанием.
Ценя эти качества Васнецова, самый взыскательный судья — Крамской — писал о нем Репину: «...наше ясное солнышко — Виктор Михайлович Васнецов. За него я готов поручиться, если вообще позволительна порука. В нем бьется особая струнка; жаль, что нежен очень характером, — ухода и поливки требует».
Серьезным критическим настроением проникнута другая картина Васнецова, выставленная в том же 1876 году, — «Книжная лавочка» (полное название — «Лавка лубочных картин и книжек»).
Прилавок базарного ларька завален дешевыми, главным образом на «божественные» сюжеты, картинками. Мужик в сером кафтане, с топором за поясом, разглядывает эти картинки. Двое оборванных ребятишек, присев, изучают пестрые лубки — единственную «продукцию», поступающую на просвещение народа. В числе зрителей две бабы и священник, пользуясь присутствием которого, ловкий торгаш успел уже ввернуть мужику какую-то назидательную, духовно-нравственную лубочную картинку. Мужик ее рассматривает и внимательно слушает батюшку, который снисходительно толкует «темному», неученому человеку смысл картины. Бабы, которые стоят за спиною у батюшки, очевидно, не только не видят картины, но даже не слышат толкований к ней и, тем не менее, вздыхают и охают весьма сочувственно.
Источник: О.И. Галеркина. «Художник Виктор Васнецов» и vitalyiline Instagram post
🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.