Пять музыкантов, которых обвинили в плагиате: ‘Это повредило моей репутации’. Таков лейтмотив этой статьи. Я уже не первый раз пишу на эту тему - постараюсь не повторяться. Многих читателей эта тема просто бесит - ну какой плагиат, если все уже написано задолго до того, как мы с вами появились на свет. Но тем не менее во всех странах существует закон об ответственности за умышленно совершаемое лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда и сообщение о себе как о действительном авторе. Для художественных произведений понятие плагиата не имеет вполне определённого содержания, и в частных случаях не всегда возможно однозначно отделить его от сопредельных понятий: подражания, заимствования, эпигонства, соавторства и других подобных случаев сходства произведений (из энциклопедии).
==============
На этом вступление к статье завершаю.
Учитывая долгую историю музыкальной индустрии и огромное количество записанных песен, неудивительно, что на протяжении многих лет многих музыкантов обвиняли в плагиате. Например, Эд Ширан, недавно обратился в суд такому вопросу, но большинство музыкантов решают все во внесудебном порядке, не доводя дело до суда, а иногда даже до простой огласки. Вот пять музыкантов, которые попали в сложное положение после того, как их обвинили в плагиате.
Джордж Харрисон
После распада The Beatles Джордж Харрисон стал первым участником группы, получившим хит № 1. Песня “My Sweet Lord” принесла ему успех, но также вызвала сравнения с другой популярной песней. Она звучала удивительно похоже на “He's So Fine” группы The Chiffons.
Издатель песни согласился и в 1971 году подал на Харрисона в суд за нарушение авторских прав. В 1976 году судья постановил, что Харрисон подсознательно скопировал песню. Хотя он сказал, что не чувствует себя виноватым, так как песню The Chiffons ранее не слышал, это решение суда и само слушание дела потрясло его. По словам его жены Патти Бойд, Харрисон отказывался слушать радио после этого, чтобы кто-нибудь снова не обвинил его в плагиате. Главной причиной сходства двух песен, Харрисон заявил, что мог услышать эту песню по радио и она бессознательно повлияла на него. Но:
“Судья признал его виновным в ”подсознательном плагиате", - написала Бойд в своей книге "Чудесный вечер". “После этого у нас в доме никогда не играло радио на случай, если на него бессознательно повлияет какая-нибудь песня, которую он услышал по радио”.
Долли Партон
В 1980 году Долли Партон снялась в своем первом фильме "с 9 до 5". Она написала запоминающийся заглавный трек, который в конечном итоге принес ей номинацию на Оскар. Но он же принес ей проблемы с законом.
Нил и Ян Голдберги, подали иск о нарушении авторских прав на 1 миллион долларов, утверждая, что она украла из их песни “Money World”. Они утверждали, что Партон украла запись после того, как они отправили ее коллеге Партон по фильму Джейн Фонде.
“Это так унизительно”, - сказала Партон в интервью журналу Ladies’ Home Journal, согласно книге "Dolly on Dolly: интервью и встречи с Долли Партон." “Одна из самых болезненных вещей, через которые я когда-либо проходила. Я думаю, это повредило моей репутации, потому что всегда найдутся люди, которые подумают, что я опустилась так низко, что дошла до того, чтобы воровать песни у других людей ”.
Партон пыталась урегулировать дело во внесудебном порядке, но Голдберги настояли на передаче дела в суд. В конце концов, жюри определило, что между песнями было ограниченное сходство, и вынесло решение в пользу Долли Партон. Тем не менее, боль и стыд от обвинения в плагиате и само публичное освещение в прессе и даже на ТВ, остались с Партон на всю жизнь.
Джонни Кэш
Одна из наиболее известных песен Джонни Кэша - ”Folsom Prison Blues", но музыкант не может претендовать на признание полного авторства песни. Он взял части мелодии и текста из песни Гордона Дженкинса 1953 года “Crescent City Blues”. Во многих отношениях Кэш даже не пытался скрыть тот факт, что он заимствовал из песни Дженкинса; например, обе песни начинаются со слов “Я слышу, как приближается поезд / Он появляется из-за поворота”. Послушайте две песни друг за другом.
Кэш рассчитался с Дженкинсом после судебного разбирательства. Согласно книге Джонни Кэша создание шедевра Майкл Стрейссгут, сын Дженкинса, оценил компенсацию в 75 000 долларов.
Led Zeppelin
Вот уж о Лед Зеппелин на эту тему написано столько, что хватит на целую статью - и она у меня есть. Поэтому я остановлюсь на песне, которую в той статье я обошел своим вниманием.
За время существования группы Led7 Zeppelin пережили множество судебных исков в обвинении в плагиате. Они попали в неприятную - и дорогостоящую - ситуацию за кражу песни Хаулина Вулфа “Killing Floor”, песни Джейка Холмса “Dazed and Confused” и песни Вилли Диксона “You Need Love”.
Но было еще дело с обвинениями в плагиате по их самой известной песне “Stairway to Heaven”, и группа вышла достойно из этого обвинения.
Группа "Spirit" обвинила их в заимствовании вступительного проигрыша для своей песни про лестницу в небо. Странно, что иск был подан в 2014 году, а песня вошла в четвертый альбом ЛЗ, то есть в 1971 году. А сама песня "Таурус" вообще вышла в 1969 году. Дело слушалось два года. Давайте сначала послушаем, якобы, оригинал "Тауруса", а потом продолжим. В сравнении с Лестницей в небо.
Taurus: E-----------------|-----------------|----------------|-----------------| B-----5-------5---|-----5-------5---|-----5---5------|-------7--7------| G---5-------5-----|---5-------5-----|---5---5--------|-----7---7-------| D-7-----7-6-----6-|-5-----5-4-----4-|-3---3----------|---5----5 -------| A-----------------|-----------------|----------------------------------| E-----------------|-----------------|----------------------------------|
Stairway to Heaven: E|-------5-7-----7-|-8-----8-2-----2-|-0---------0-----|-----------------| B|-----5-----5-----|---5-------3-----|---1---1-----1---|-0-1-1-----------| G|---5---------5---|-----5-------2---|-----2---------2-|-0-2-2-----------| D|-7-------6-------|-5-------4-------|-3---------------|-----------------| A|-----------------|-----------------|-----------------|-2-0-0---0--/8-7-| E|-----------------|-----------------|-----------------|-----------------|
Специалисты утверждают, что только первые три ноты совпали. Большинство баллад имеют такую структуру. Например, послушайте "My funny Valentine", "Cry me a River" Дэйви Грэма, вступление Мишель и фрагменты "Something" группы the Beatles. Позже Эрик Клэптон использовал часть Stairway в ‘Let it grow’. Если вы сыграете "Hotel California" (Eagles) в тональности Am с другим ритмом, это тоже будет звучать как Stairway: у нее та же нисходящая басовая линия. Гитарист Spirit знал, что его "Taurus" не был таким уж оригинальным сам по себе, вот почему он никогда не придавал этому значения и молчал - до поры до времени. Видимо пришла пора и время.
Основная суть иска заключалась в том, что Лед Зепп играли в 1968 году на разогреве у Spirit и могли слышать песню в их исполнении. Однако Пейдж заявил, что Лед Зепп выступали первыми и не оставались на концерт Taurus, поэтому не могли слышать эту песню в их исполнении. Суд не принял заявление Пейджа во внимание, учитывая, что в мире было много источников, где они могли услышать эту песню, например, радио.
Аккорды в песнях разные. В версии "Taurus" группы Spirit мы слышим нисходящую басовую линию, в Stairway мы слышим также нисходящую басовую линию, но также с восходящей мелодией, которая совершенно другая; и это делает мелодию Stairway оригинальной. Она восходит к Баху, например, послушайте the Bouree; Пейдж часто исполнял эту партию вживую в соло Heartbreaker, например. Джимми Пейдж сказал, что хотел создать что-то вроде "The Bouree" Баха.
Суд на этом прекратил слушание и вынес решение: в иске Spirit отказать, признав лишь частичное неумышленное сходство.
Истец подал апелляцию, так как в судопроизводстве были обнаружены некие ошибки, поэтому в 2018 году приговор был отменен и дело отправили на пересмотр. В марте 2020 Апелляционный суд США заново рассмотрел дело и оставил решение суда в силе. Далее оно попало в Верховный суд, но он отказался его рассматривать, и с 5 октября 2020 года дело “Stairway to Heaven” считается официально закрытым. Иными словами, “Лестница в небо” теперь уже навсегда считается цеппелиновской.
Сэм Смит
Песня Сэма Смита “Stay With Me” стала известным хитом в 2014 году, но из-за нее у музыканта едва не возникли проблемы с законом. Издатели песни Тома Петти “I Won't Back Down” обратились к команде Смита по поводу сходства мелодий. Смит был рад, что они смогли договориться с Петти и Джеффом Линном, предоставив им выплаты размере 12,5% за исполнение песни.
Петти отнесся ко всему этому спокойно, отметив, что он никогда не держал зла на Смита.
================
И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.