Найти тему
ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ

Почему нейросети хороши в обучении, но опасны в образовании

Для начала договоримся о терминах.

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками.

Образование - это процесс, которые включает обучение, но не ограничивается им. Определений масса. Но достаточно и здравого смысла.

Мы это понимаем даже на интуитивном уровне. Вот подумайте, как бы вы хотели, чтобы говорили о вас: “Он/она хорошо обученный человек", или "Он/она высоко образованный человек”.

Разбираться в этом вопросе можно долго, но я просто приведу цитату великого педагога и гуманиста Шалвы Амонашвили, который утверждает, что образование - это процесс раскрытия, развития, формирования образа человеческого: “Раскрытие этого внутреннего образа должно происходить с помощью многих и многих людей. В животном царстве такое особое воспитание не требуется. Там особь идет к своему образу по пути рода, сама природа прокладывает путь становлению образа. Естественное условие человеческого образования есть именно социальная среда“.

Теперь вернемся к нейросетям.

Нейросети уже давно успешно используются в обучении. Они отлично справляются с минимизацией рутинной работы педагогов (проверяют некоторые домашние задания, отрабатывают с учащимися какие-то репродуктивные навыки, отвечают на частые вопросы обучающихся, помогают персонализировать обучение за счет использования технологии BigData в онлайн-обучении и проч.).

Но!

Чтобы цивилизация (как сообщество людей) продолжала свое существование и развивалась, люди должны помогать другим людям стать людьми. Это вшито в человеческую природу. Помните истории про детей Маугли. Если не брать в расчет сказку Киплинга, все дети, которые развивались вне человеческого общения людьми, в полном смысле этого слова, так и не стали.

Поэтому крайне важно сохранять практику человеческого взаимодействия в рамках которого и рождается подлинная образованность.

И это не просто лозунг! Предлагаю воспользоваться результатами исследования советских ученых-педагогов И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Они доказали, что образованность человека складывается из четырех элементов.

1. Опыт познавательной деятельности.

Обратите внимание. Не знания сами по себе. А именно опыт деятельности, которая направлена на приобретение знаний.

Новые приложения, нейросети, могут помочь освоить какие-то знания. Это факт. Но вот освоить опыт познания, здесь нужен другой человек. Высокообразованный. Который научит добывать новые знания, в том числе, с помощью нейросетей.

2. Опыт осуществления известных способов деятельности.

Такая деятельность традиционно осваивается в формате “делай, как я”. Здесь тоже могут на каких-то этапах помочь новые технологии, в том числе нейросети. Но поиску, анализу, отбору этих способов может и должен научить другой человек. Именно он подставит плечо, поддержит когда “ничего не получается”, или “когда все надоело”. Машина с такой задачей вряд ли справится лучше человека.

3. Опыт творческой деятельности (умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, создавать новое на базе давно известного)

А вот здесь без человека и вовсе никак. Никакие алгоритмы не смогут заменить эвристичность человеческой мысли. Ведь рождение нетривиальных решений - это всегда чудо.

Воодушевить на такую деятельность, вооружить приемами и методами пробуждения творческой мысли может лишь другой творческий человек. А не искусственный интеллект, как бы виртуозен он ни был.

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру (личностное отношение).

Согласитесь, без этого немыслим человек. Любовь к чему-то или кому-то; восхищение какими-то артефактами цивилизации, твердое неприятие античеловечных практик - все это результат глубинного осмысления, эмоциональной вовлеченности.

Безусловно, сейчас уже есть прецеденты, когда нейросети, искусственный интеллект используется для производства политического контента, фейковых новостей. И это очень тревожит.

Убеждена, что между этими продуктами “человеческих рук” (а мы знаем, что нейросети все же выполняют задачи, которые ставятся людьми) и становящимися образами маленьких и не очень людей, которые находятся в процессе образования, должны быть подлинно образованные люди.

Только так есть шансы, что человеческое в человеке не только останется, но приумножится.

И, кстати, процессы, которые способствуют созданию этих четырех элементов образованности, тоже описаны еще в семидесятых годах прошлого века. Если посмотреть на эти них с позиций современного технологического развития цивилизации, в том числе с учетом возможностей нейросетей, становится очевидным, что образование сегодня еще больше нуждается в высокообразованных проводников человеческого в человеке.

Поэтому, если мы всерьез хотим получить нацию хорошо обученных людей. То да. Нейросетям - широкая дорога.

Если же мы за образованность, то здесь нужно обоснованный, взвешенный подход к использованию ИИ (нейросетей). А еще люди нужны. Хорошие, умные, творческие. И только то.