Найти тему
ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

На латыни слово «эволюция» обозначает «развёртывание», то есть естественный процесс развития чего бы то ни было, в том числе биологических видов или социальных процессов. В свою очередь слово «революция» значит «переворот», то есть коренное, качественное изменение, сдвиг в развитии общества, природы или познания, сопряжённое разрывом с предыдущим состоянием. То есть, можно сказать, что революция есть ни что иное как качественный скачок в развитии, более быстрое и существенное изменение, качественно отличающееся от эволюционного процесса, представляющего собой непрерывный, постепенный рост. Наряду с этими определениями стоит упомянуть, что диалектика рассматривает революцию, как естественный переход количественных изменений в качественные, что чрезвычайно важно для целостного понимания значения революции в жизни природы, человека и общества. И здесь несложно утвердиться в том, что эволюционный процесс развития мира и революционные скачки можно воспринять как единый процесс развития мира, где отдельные скачки революций служат естественному эволюционному течению событий. Таким образом, проникая за рамки известного, мы получаем возможность войти в область социального проектирования и утвердиться в том, что общий процесс социальных изменений это эволюционный рост общества, а шаги помогающие обществу делать локальные преобразования, как правило, происходят посредством отдельных революционных сдвигов. Именно из этого рассуждения формируется теория о перманентной революции, которая по-существу является ничем иным как отражением единого социального эволюционного процесса, ведущего цивилизацию к итоговому построению идеального Общества.

Сама идея перманентной революции была высказана ещё Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 1840-х годах в «Манифесте коммунистической партии» и в «Обращении ЦК к Союзу коммунистов». Основатели марксизма говорили, что при осуществлении буржуазно-демократической революции в передовых капиталистических странах, в которых созрели предпосылки для социализма, пролетариат не может остановиться на выполнении исключительно демократических задач. Маркс прямо утверждал, что пролетариат должен: «… сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти». Однако полноценно идея перманентной революции получила форму теории лишь в публикациях Льва Троцкого. В 1905 году в заключительной статье книги «Наша революция», а затем в 1929 году в книге «Перманентная революция» (публикация 1930 год) Троцкий дал теории перманентной революции раскрытую форму эволюционного значения.

Одним из важнейших элементов теории перманентной революции Троцкого является комбинированное развитие. «Самое главное, - по Троцкому, - не захват власти, но изменение среды жизни и её переустройство». Важно понимать, что таким определением Троцкий сформулировал важнейший принцип революционного движения, обеспечивающий условия перехода достигнутого результата в новую устойчивую форму эволюционного процесса. Мало совершить революционный скачок, перевести количество в качество, значительно важнее обеспечить дальнейшее функционирование данного достижения посредством формирования соответствующей среды реализации полученных результатов. В Принкипо в 1929 году Лев Троцкий подвёл итог: «Социалистическая революция начинается на национальной почве. Но она не может на ней закончиться.… С этой точки зрения национальная революция не является самодовлеющим целым: она лишь звено интернациональной цепи. Международная революция представляет собою перманентный процесс, несмотря на временные снижения и отливы». В данном случае мы понимаем, что социальные изменения добродетельного развития общества даже вопреки сопротивлению мирового капитализма всё равно охватят всю планету, преобразуя мировую экономику и социальные отношения в новое качество коммуникации, основанной на нравственном самосознании людей и соответствующем децентрализованном самоуправлении. И если мы понимаем, что перманентная революция социальных преобразований неизбежна, то в данном случае имея опыт Советского Союза, современное человечество должно осознанно продолжить двигаться в сторону создания естественной социальной среды, ориентированный на построение идеального Общества.

«Бюрократия (в СССР) – не господствующий класс, - писал Троцкий о возможном будущем перерождении рабочего государства в буржуазное, - но дальнейшее развитие бюрократического режима может привести к возникновению нового господствующего класса: не органическим путем перерождения, а через контрреволюцию». Как и предсказал Троцкий в результате постепенного укоренения в социалистической системе бюрократического пробуржуазного социума, в том числе частнособственнического хозяйствования, развернувшегося позднее в «буржуазный коллективизм», выползший из «госкапитализма», ростки социалистических построений были быстро уничтожены. Однако, сегодня вновь открылась призрачная надежда на то, что капитализм в лице мирового империализма, полностью исчерпавший себя, и, исчерпавший пределы своего роста, сам плавно перетечёт в социализм. И в данном случае, понимая эволюционный вектор развития общества, можно сказать, что практика социалистической революции является вовсе не предпосылкой, а доказательным этапом перманентного становления идеального Общества. И всё же, современное общество, в очередной раз, находясь в точке бифуркации, может принять любую форму в парадигме эволюционного процесса своего развития. Сегодня вполне реальны как прорыв человечества к высотам научного и социального прогресса, так и его самоуничтожение в огне ядерной и иной катастрофы. Важно понимать, что практика революционных процессов не обязательно должна быть выражена в вооружённом конфликте или массовом бунте, она может произойти и бескровным, то есть мирным путём посредством преображения социального самосознания людей.

Манифест идеального общества утверждает, что истоком и проектным полем развития цивилизации, её краеугольным камнем, точкой поворота и столь важных сегодня мирных революционных действий является ничто иное как морально-нравственные основы Общества. Точнее создание среды социальных преобразований посредством внедрения инновационных социальных инструментов в практику жизни человека и Общества. Основой этих изменений может стать факт принятия обществом необходимости изменения базового целеполагания своего бытия. Осмысление и внесение нравственных основ в сфере общественной культуры (образование, право, экономика, социальная политика) позволит преобразовать общество коренным образом, осуществляя перманентную гуманистическую революцию, определяющую основной вектор эволюционного развития человечества. Манифест подтверждает: «Причиной эксплуатации стал эгоизм, то есть избыточная индивидуализация взгляда личности, сориентировавшей всё внимание на себе, определившей своим приоритетом личное физическое и материальное благополучие. Дело в том, что индивидуализм формирует в человеке особую форму восприятия мира, рассматриваемого только в качестве среды и объекта для индивидуального потребления. Такое положение вещей оторвало человека, а как следствие и социальные процессы, от морально-нравственных основ духовного устройства Общества, в т.ч. нарушив связь между интеллектуальным и интуитивным восприятием, взаимосвязь человека с Природой, а так же связь поколений. … Так процессы жизнеустройства человека и Общества отошли в сторону от естественного, то есть нравственного природоориентированного эволюционного развития. … Так родился внутривидовой конфликт взаимной борьбы и конкуренции, вылившийся во всеобщую эксплуатацию человека человеком».

Вторым важнейшим утверждением Манифеста является описание революционного понимания «человеческого капитала». Развивая идеи экономистов и философов XXI века, мы рассматриваем «человеческий капитал» как социальный и экономический потенциал и инструмент самореализации человека в практике служения Обществу: «способность к труду, здоровому образу жизни, разумному воспроизводству численности населения, творческому преумножению технического, культурного, образовательного и духовного богатства цивилизации, складывающийся из совокупности материальных и нематериальных вложений в личность, аспектов эффективности и устойчивости этих вложений, определяющих экономический и социальный потенциал самореализации человека, и учёт соотношения экономического и социального потенциала самореализации человека с потребностями личности». То есть это не только революционное предложение сменить существующую товарно-денежную систему меновых процессов, осуществляемых посредством условных, то есть договорных носителей (кредитных, фиатных и действительных денег) подверженных постоянной инфляции, девальвации и манипулятивным махинациям мирового капитала, на живые меновые процессы персонального «человеческого капитала». Это ещё и принципиальное построение новой социальной среды плановой распределённой экономики и уделение внимания Общества ценностным ориентирам личности, способности человека к творческому и трудовому процессу, его готовности и умению входить в добродетельную социальную коммуникацию. Сегодня идеальное Общество не только имеет право на жизнь, оно неизбежно, как естественный эволюционный продукт происходящей перманентной революции, не раз обозначенной мировым опытом построения новых, пусть пока и не устойчивых, но реальных форм социального устройства мира. И сегодня это решение ожидает согласия каждого человека, каждого из нас, наших коллективных усилий, способных повернуть вектор социального устройства в наиболее безопасную и мирную форму своей реализации.

По материалам: «Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, академик ПАНИ С.Б. Дворко, член-корреспондент ПАНИ В.П. Ефимов, С.А. Тактаев. – Москва: РУСАЙНС, 2022. – 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8

Наука
7 млн интересуются