Найти тему
Horrorlogy

История жанра ужасов в России, часть 1. XIX век

18+

Мы уже узнали, как развивался жанр ужасов от древних времён до начала XX века на Западе. А какова его судьба в России? Какое произведение было написано в жанре ужасов первым? Кто в своей антиутопии предугадал появление телефонов? Какое произведение вдохновило авторов сериала "Карамора"? И что пугало людей в XIX веке?

Начнём сразу с XIX века. Писатели того времени во многом ориентировались на западные образцы, которые соединяли жуткую и мистическую атмосферу с философией романтизма. Именно романтизм принёс в Россию традицию рефлексировать на тему общества и родины.

Что вообще такое романтизм? Глобально – это целое направление в искусстве конца XVIII — начала XIX веков, которое утверждало ценность отдельно взятой личности. Очень важно, что романтизм пропагандировал значимость не разумной части человека, а именно чувств, природы и естественного в человеке.

Карл Брюллов, «Гадающая Светлана» (1836 г.)
Карл Брюллов, «Гадающая Светлана» (1836 г.)


Предпосылки жанра ужасов в Российскую империю пришли в качестве переводов баллады Готфрида Бюргера «Ленора». Первым эту балладу перевёл В. А. Жуковский. Примечательно, что он переводил произведение трижды – в 1808 году вышла версия «Людмила», в 1812 – «Светлана» и уже в 1831 году он издал перевод под оригинальным названием. Кроме Жуковского данную балладу переводил ещё П. А. Катенин в 1816 году, у него она получила название «Ольга».

Что же это за баллада, что так сильно зацепила поэтов того времени, заставляя Жуковского трижды возвращаться к черновикам своего перевода и постоянного его дорабатывать? Сюжет оригинальной баллады Бюргера повествует о девушке, которая ждёт возлюбленного с фронта. Увы, она не видит его в толпе тех, кому посчастливилось возвратиться. Девушка безутешна в своём горе, но ночью под её окнами останавливается всадник, который представляется Вильгельмом, её женихом. Он забирает девушку с собой, обещая ей свадьбу и супружеское ложе. По дороге двое встречают похоронную процессию, и всадник радостно приглашает их на свадьбу. К рассвету же они достигают дома жениха – им оказывается кладбище, а сам жених-всадник распадается в прах.

Первые два варианта Жуковского были переписаны на славянский лад. Кроме того, поэт сгладил «острые углы» оригинала, заменив «брачное ложе» (Brautbett) на целомудренные синонимы: «уголок», «ночлег», «приют» и другие.

Примерно в это же время Жуковский переводит ещё «Балладу, в которой описывается, как одна старушка ехала на чёрном коне вдвоём, и кто сидел спереди» авторства Роберта Саути.

Первое оригинальное произведение в русской литературе написал А. Погорельский. «Лафертовская маковница» появилась в 1825 году, и представляет собой небольшую повесть-быличку*. Сюжет крутится вокруг маковницы, торговки маковыми лепёшками, которая на самом деле промышляет гаданиями и колдовством. К ней обращается родственница с просьбой подыскать её дочери Маше жениха, и маковница оставляет ей ключ от сокровищ и наказ: ждать, покуда жених сам к ней явится и поможет не только отыскать сокровища, но и удвоить их. Вскоре старуха умирает, и появляется обещанный жених, в котором Маша узнает пропавшего кота старухи. Она наотрез отказывается выходить за него замуж, выбрасывает ключ, а родители выбирают девушке другого жениха. Во время свадьбы в доме старухи проваливается крыша, и сам он разрушается. Несмотря на то, что в повести чувствуется сильное влияние немецкого писателя Эрнеста Гофмана, «Лафертовская маковница» получилась самобытной.

В гостях у Карамзиных в 1828 году Пушкин рассказывает мистическую повесть. Писатель Титов, с разрешения самого Пушкина, записывает её и публикует в 1829 году.

«Уединённый домик на Васильевском» напоминает неопубликованную повесть Пушкина «Влюблённый бес». Бедная вдова живёт со своей дочерью Верой. У них в гостях частенько бывает молодой чиновник Павел. Он относится к Вере исключительно как к своей сестре, и вскоре знакомит с ней таинственного Варфоломея. Вскоре до Павла доходит, что он всё же любит Веру, но, увы, она уже влюблена в Варфоломея, с которым явно что-то не так…

В 1912 году повесть впервые публикуют под авторством Пушкина, а затем неоднократно публикуют то как творчество Титова, то как работу Пушкина.

"Гробовщик", иллюстрация из издания 1977 г.
"Гробовщик", иллюстрация из издания 1977 г.


Уже в 1831 году в свет выходит другая мистическая повесть А. С. Пушкина, «Гробовщик». Главный герой, собственно, гробовщик, вместе с двумя дочерьми переезжает на Никитскую улицу. В новом месте он тут же открывает похоронное бюро, а гостеприимный сосед приглашает гробовщика отметить свою серебряную свадьбу. Гости долго пьют, а затем один из них произносит тост: «За здоровье наших клиентов. Пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Тост так оскорбил гробовщика Прохорова, что, вернувшись домой, он решает позвать на своё новоселье… мертвецов.

В 1831 году также впервые вышел первый том сборника произведений Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В первом томе наиболее близким к жанру ужасов оказался рассказ «Майская ночь, или утопленница». Это история о любви, ревности и внезапной встрече с потусторонним, которая изменила жизнь главного героя.

"Вий", иллюстрация Р. Штейна (1901 г.)
"Вий", иллюстрация Р. Штейна (1901 г.)


В 1832 году выходит ещё один сборник Гоголя – «Миргород». Одно из опубликованных в нём произведений оказало особое влияние на жанр ужасов – «Вий».

В 1834 году Пушкин пишет и публикует свою знаменитую «Пиковую даму». В ней он не только прибегает к элементам мистики, но и поднимает тему судьбы и злого рока.

"Пиковая дама", А. Н. Бенуа (1910 г.)
"Пиковая дама", А. Н. Бенуа (1910 г.)


Молодой военный Германн копит своё состояние. Он нередко наблюдает, как другие играют в карты, но сам никогда к ним не присоединяется. Однако его товарищ Томский раскрывает ему, что его бабка графиня знает секрет трёх карт, который гарантирует выигрыш. Призрак графини вскоре является к нему, и женщина соглашается раскрыть сочетание карт при соблюдении нескольких её условий. Разумеется, главный герой считает себя умнее и пренебрегает одним из условий…

Это произведение поднимает тему, которая в дальнейшем будет лишь набирать свою актуальность. Преступление, за которым следует расплата (неудивительно, что повесть получила похвалу Достоевского). Несдержанные обещания.

«Целый день Германн был чрезвычайно расстроен. Обедая в уединённом трактире, он, против обыкновения своего, пил очень много, в надежде заглушить внутреннее волнение. Но вино ещё более горячило его воображение. Возвратясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко уснул.

Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошёл; он сел на кровать и думал о похоронах старой графини.

В это время кто-то с улицы заглянул к нему в окошко, – и тотчас отошёл. Германн не обратил на то никакого внимания. Чрез минуту услышал он, что отпирали дверь в передней комнате. Германн думал, что денщик его, пьяный по своему обыкновению, возвращался с ночной прогулки. Но он услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями. Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял её за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести её в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, – и Германн узнал графиню!».

Выбранный Пушкиным стиль повествования непременно вырисовывает для читателя четкую сцену из кино. При том, что «Пиковая дама» была написана за десятки лет до появления первых фильмов!

Ещё одним важным отечественным писателем был В. Ф. Одоевский. Писатель интересовался алхимией и сочинениями средневековых мистиков, что нередко становилось источником вдохновения. Именно период увлечения мистицизмом стал периодом расцвета его творчества.

В 1837 году он пишет утопический роман «4338-й год». Считается, что это первое произведение, которое предсказало появление блогов и Интернета.

Главный герой романа – современник Одоевского. Благодаря различным опытам с сознанием он входит в особое гипнотическое состояние и оказывается в теле студента Ипполита Цунгуева в 4338 году. В романе описываются «электроходы», космические путешествия, подобия телефонов и фотокамер. Сюжет при этом наполнен трагическим предчувствием грядущего столкновения Земли и кометы Биэлы.

С 1827 по 1833 года также выходят мистические рассказы О. Сомова, Бестужева-Марлинского и сборник «Вечера на Хопре» М. Загоскина.

В 1841 году в русской литературе появляется образ вампира. Издается повесть А. К. Толстого «Упырь», где дворянин Руневский (да, произведение оказало сильное влияние на создателей современного сериала «Карамора») сталкивается с упырём во время бала. Толстой написал ещё несколько произведений с элементами ужасов – «Семья вурдалака», «Амена» и «Встреча через триста лет», но они не были изданы при жизни писателя.

Уже во второй половине XIX века появляется несколько произведений с элементами ужасов – «Мёртвое озеро» Некрасова и Станицкого, «Бобок» Достоевского и другие. Однако в целом вторая половина XIX века скудна на самобытные произведения – в основном, они ограничены лишь святочными рассказами.

Многие произведения этого периода нельзя однозначно отнести к жанрам ужасов, но они заложили основы для его дальнейшего появления и дали толчок для развития литературы ужасов в России.

* Быличка — рассказ от лица человека, который сталкивался с нечистой силой (прим. редактора)

что почитать:

  • А. Погорельский, "Лафертовская маковница"
  • В. П. Титов, "Уединённый домик на Васильевском"
  • А. С. Пушкин, "Гробовщик"
  • А. С. Пушкин, "Пиковая дама"
  • Н. В. Гоголь, "Вечера на хуторе близ Диканьки"
  • Н. В. Гоголь, "Миргород"
  • В. Ф. Одоевский, "4338-й год"
  • А. К. Толстой, "Упырь"

что посмотреть:

  • "Антология русского хоррора: красный состав", сезон 1, эпизод 2, "Семья вурдалака"
  • "Антология русского хоррора: красный состав", сезон 1, эпизод 6, "Гробовщик"
  • "Вий", СССР, 1967 г.
  • "Гоголь", Россия, 2019 г. (сериал)
  • "Пиковая дама", СССР, 1982 г.