Навеяло Днём Победы. Сейчас по ТВ засилье патриотичных фильмов о Великой Отечественной Войне, причем спектр разнообразный – от советских, качественных и сделанных с душой до современных «Бондарчуковских», к которым я отношусь с заметной прохладцей.
О вторых сказать, по сути, нечего, так как прилагательное от имени собственного уже более, чем тонко намекает. Но вот старое черно – белое, пусть и местами наивное, пусть и по требованию партии иногда излишне героизированное, но в нем, именно в нем больше правды, чем в современных «шедеврах»
Сегодня речь пойдет о фильме с не самой простой судьбой. Это совместный продукт двух уже несуществующих государств: СССР и Чехословакии. Режиссером выступил Станислав Ростоцкий, более известный отечественному зрителю по другому своему творению - «А зори здесь тихие». Уже сам выбор режиссера – знак качества. Ростоцкий прошел войну, едва не погиб, был собственноручно доставлен в госпиталь фронтовой медсестрой (которой впоследствии и посвятил «Зори») и на всю жизнь остался инвалидом второй группы. Этот человек знал, что такое война не понаслышке…
По совместительству фильм является еще и одним из «оттепельных», то есть снятых в период между смертью Сталина и наступлением эпохи «застоя». Что характерно для этих картин – в центре всегда находится человек, как личность. Не Партия, не достижения социализма, не очередной рекорд по сбору урожая или надоя. А человек. Его переживания, трагедии, судьба.
Но, ближе к делу и постараемся без спойлеров.
Альманах – один из моих любимых форматов кино. В большинстве своем используется в авторском течении или же режиссерами, балансирующими на грани между мейнстримом и арт-хаусом (Квентин Тарантино, Джим Джармуш, Вуди Аллен)
Здесь эти несколько небольших историй объединяет одна тема – первые дни после Победы. Те самые первые дни, когда люди еще не до конца осознали, что всё уже закончилось. Когда еще не все поверили, а кто-то даже продолжал воевать.
Новелла 1
Во время движения через поселок красноармейской колонны у генеральской машины повреждается колесо. Генерал не спал несколько суток, он ужасно измотан. Пока водитель занимается ремонтом, генерала приглашает отдохнуть в дом дружелюбная семья из местных жителей. Военный буквально роняет голову на стол и задремывает. Правда покой ему и не снится, причем буквально. Мужчине мерещатся свист падающих бомб и канонада пушек едва он смыкает глаза. Да еще и любознательный сын четы все время пытается его о чем – нибудь да расспросить.
Прекрасное построение сцены: перед нами жизнь, почти прошедшая, и новая, растущая, у которой всё еще впереди. Два полюса, возрастной мужчина и маленький ребенок.
Через их нехитрый диалог раскрывается весь смысл этой истории. Да что там, возможно и безмерно уставший генерал, переживающий собственную драму, видит воочию и в очередной раз убеждается, что всё «это» было не зря.
Новелла 2
Лёгким и ненавязчивым приёмом первая история плавно перетекает во вторую. В кадре наш Штирлиц и мужчина с лицом интеллектуала - Вячеслав Тихонов, мечтательно смотрящий на рыбака в лодке посреди безмятежного озера. Прочитал однажды такое выражение: солдат, как никто другой мечтает о мире. Здесь на ум приходит именно оно.
- Ты слышишь? Тишина (с улыбкой)
Простой, казалось бы, вопрос заносит нашего героя в местную школу, где он встречает местную учительницу, очаровательную пани, которая с самого утра не может перестать плакать. И как это бывает: взгляды, мимолетные улыбки… Неловкое общение посредством словаря, так как люди простые, народы разные, а до изобретения Гугл – переводчика было еще очень далеко.
И вот уже взрослые люди, давно забывшие что такое флирт превращаются в застенчивых юношу и девушку, осторожно пробуя на вкус этот долгожданный мир без войны.
История пропитана символизмом, он здесь повсюду: срывание светомаскировки с окон школы, распускание волос девушки, демонстрация возникновения искры на учебном стенде…
А маленький, но очень нужный кадр с реакцией взрослого на хохочущих детей, которые облепили катающий их танк, в очередной раз подчеркивает неверие взрослых в наступившее спокойствие и то, как дети быстро вливаются в новую жизнь. Ну а где Михаил Пуговкин (пусть даже и с эпизодической ролью), там всегда есть немного места для комедии.
Новелла 3
Герои предыдущего акта встречают бредущего по дороге мужчину в пиджаке, из-под которого выглядывает полосатая роба. На вопрос откуда он, человек, дружелюбно улыбаясь, показывает свой чемодан с надписью и сам же её озвучивает: Osvětim.
«Освенцим?» меняются в лице солдаты. Спрыгнув с транспорта, они осматривают бывшего узника и интересуются целью его пути. Домой, машет тот рукой в сторону Праги.
Остановив попутку, военные сажают мужчину в кузов и велят водителю довезти земляка до города. Сердечно попрощавшись с ними, человек в робе отправляется в путь, попутно рассматривая всё вокруг. Однако, пройдя по родным улицам и дойдя до своего дома, он обнаруживает, что во время его отсутствия в квартире поселился нежеланный гость.
На мой взгляд эта часть – самая тяжелая. Пусть не совсем убедительно показан внешне сам узник концлагеря, это нисколько не умаляет груза самой темы происходящего. То, как он идет по улицам города, как ребенок умиляется, увидев корову по дороге, встречает знакомых, которые уже заочно похоронили его, поскольку несколько лет не получали известий – всё это лишь одна из тысяч подобных историй, имевших место быть. И это давит.
То, что произойдёт далее, напоминает о том, как изверги из СС продолжали истязать людей даже после подписания капитуляции Германии просто потому, что к ним в часть официальный приказ еще не поступил. Видимо легендарная немецкая педантичность.
Нельзя не отметить блестящую игру Леонида Быкова, более известному по «В бой идут одни старики», который он, к слову, сам и срежиссировал. Образ простого советского парня, готового броситься на помощь людям, удался ему вне всяких сомнений.
- Ну вот смотрите: приедет ваша жена, вы ей дверь откроете, поговорите. Пиво или как там у вас, я не знаю… А я буду уже далеко
Новелла 4
Настал тот счастливый момент для граждан Праги, когда пустили первый после войны трамвай. Люди болтают, обмениваются мнениями, кондуктор радостно звонит в звонок, поясняя, что делает это в том числе и для себя. В трамвай садится красноармеец. Спустя некоторое время он подходит к вагоновожатому и вежливым тоном просит дать ему повести транспорт, объясняя это тем, что до войны он в Киеве тоже работал водителем. Получив отказ, мужчина возвращается на своё место, а тем временем на путях возникают рабочие, устраняющие неполадки. Трамвай останавливается, давая время пассажирам повлиять на ситуацию, а вагоновожатому – изменить своё мнение.
Самое важное здесь – как можно вернуться к жизни. К жизни, из которой тебя вырвали и поместили в кромешный ад, где ты умудрился выжить. Можно ли снова стать самим собой после всего, через что ты прошёл? Можно, как минимум, снова начать делать то, что умеешь, ведь руки – то помнят. А там, глядишь, всё и наладится.
Несмотря на то, что фильм военный, самой войны в нём практически нет. Таково решения режиссёра, постановившего, что никаких баталий в картине не будет.
Главная тема – жизнь. И как говорил герой Леонида Быкова из фильма «В бой идут одни старики»: будем жить!