Найти тему

В РОСФОТО работает ретроспектива фотографий Виктора Ильина

Часто об Ильине говорят как о фотографе, более известном за пределами России, чем здесь. Объяснение этому кроется в его биографии. Ильин родился в Челябинске, долгое время жил в Казахстане, где работал на заводе по своей специальности «инженер-электрик». Фотографировать стал в 14 лет после поездки с отцом в Ленинград. Формально он всю жизнь оставался фотографом-самоучкой, но постоянно совершенствовал свои творческие и технические навыки. В перестроечные годы участвовал в десятках международных конкурсов от Испании до Пекина, получал призы. #INJECT_1# Как пояснил Игорь Лебедев, куратор выставки, Ильин представлял на конкурсы уникальные отпечатки, которые не повторялись. Кроме того, он не работал сериями. Поэтому и оставался малоизвестным в СССР. В 1990 году Ильину, оставшемуся без работы, и его семье пришлось переехать из Казахстана в Ленинградскую область. Он продолжал работать инженером и фотографировать. Провел несколько небольших персональных выставок в скромных залах Петербурга и Ленинградской области, видимо, не стремясь к широкой известности. Творческим кредо Ильина стал придуманный им афоризм: «Я снимаю кино одного кадра». Он видел свою задачу в том, чтобы в одной композиции рассказать о всей жизни человека. Поэтому Ильина теперь называют мастером философской фотографии. ФОТО АВТОРА Лебедев поясняет, что, готовя выставку, он не стремился размещать снимки ни по жанрам, ни по хронологии. Знакомство с фотографиями Ильина становится небольшим путешествием для зрителя, который найдет изысканные портреты, трогательные пейзажи, пиктореалистические опыты, а также несколько репортажных снимков начала 1990‑х годов. Даты важны для Ильина, по­этому они указаны, так же как и названия, которым автор придавал большое значение. Эпиграфом к выставке стал снимок «Магия музыки». Девочка лет пяти внимательно слушает пластинку с записью симфонии Сергея Прокофьева, следя за иглой звукоснимателя. Маленький человек — серьезная взрослая музыка. «В этом снимке видна не только любовь фотографа к музыке, но и его игра с паузой, тишиной, молчанием, другими вечными темами. Зритель может остановиться у каждой фотографии и поразмышлять над темой, предложенной в названии снимка», — поясняет Лебедев. Выставка открыта по 18 июня.