Родилась Зина перед войной. У ее мамы, овдовевшей в 25 лет, было двое сыновей. Молода была, но понимала, что жизнь устроить ей будет трудно. Замуж ее -сироту, взяли из другого села. Муж погиб трагически, ее вины в смерти мужа не было. Но его родня общение с ней не поддерживала после его ухода. Женщине в селе одной нелегко в бытовом плане всегда было. И предложили ей взять на постой присланного в село на укрепление колхоза рабочего. Она согласилась. Мужская помощь нужна была по дому.Мужа год как не стало, а здесь калитка покосилась- подправить не кому.
Пришел к ней жилец-оказалось, парень молодой. Немного она расстроилась-вряд ли что делать умеет. А он вечером уже и калитку отремонтировал. Сказал ей,чтобы не смущаясь показывала, что и где сделать надо.
Вечерами после ужина стали разговаривать. Он тоже оказался сиротой, где родился-не знает, воспитывался в Ленинграде в детдоме,оттуда в ФЗО пошел,потом -на завод. А предложили в село поехать-сразу согласился. В городе ничего не держало. Тянуло к земле, в село,наверное корни его были из села, да только спросить ему об этом не у кого было. В его документах ничего об этом не значилось.
Она тоже рассказала ему о своей жизни. Сиротой осталась, близких родных не было, никто к себе не позвал, пошла в 12 лет в няньки в город. У врача одного в семье жила. Тоже в село тянуло. Встретила парня-замуж позвал. Она и согласилась в свои 17 лет.Хотелось своего угла, семьи.
Жить начали с его родителями. Здесь она поняла, что не так хороша семейная жизнь, как казалось. У мужа были младшие брат с сестрой, да бабушка. Народа в доме много, а все дела по дому на невестку сложили. Она была сильной и выносливой, но вечером с трудом до кровати доходила-так уставала. А еще дети маленькие, им внимание надо уделить. Мужа ее проблемы не волновали, ждал от нее ласки. А она только голову на подушку положит-уже и спит. За что нещадно мужем была таскана за волосы. Губу прикусит-кричать от боли хочется, а нельзя-все спят. Потом и днем стала тумаки получать, что то мужа не устраивало, что-то- его мать. Она ей ничего не говорит, а сыну пожалуется, он и учит жену уму-разуму. Заступиться-то некому... Бога молила, чтобы деток больше не давал, пусть сыновья подрастут, хоть они помогать будут.
Последний год перед смертью мужа отошли они от родителей, домик на своей же улице прикупили. Немного легче стало жить. Муж -в колхозе, она с детьми-дома. Многое успевала сделать в его отсутствие, а когда он приходил -рядом была. Что он не надумает делать-она на подхвате. Тяжело ли ей это, муж никогда не спрашивал. Брался за одну сторону бревна- вторую она поднимала. Так во всем, на равне с мужиком была. Благо, силушкой бог не обидел.
В тот злополучный день решил муж на соломенной крыше дома дыры заложить. Полез на крышу, она внизу стояла-ждала команды солому подавать. Отвлеклась на секунду, услышала крик мужа и вот он уже на земле лежит. Вся улица на тот крик сбежалась, да помочь никто не смог. Через несколько часов муж скончался.
Плакала,тужила за ним. Не представляла, как жить дальше будет. Но ничего, пошла в колхоз работать. Свекровь с детьми помогать не хотела, пришлось одних оставлять в доме. Старшему Саше 5 лет было, а Володе-младшему, только 3 года исполнилось. За день так за них душа изболится, вечером бежит с поля, видит: дом целый на месте стоит. К дому подходит-а ребята ее из окна выглядывают. Только тогда отляжет от сердца тревога. А сейчас они подросли, смышленые стали. Саша -настоящий помощник, многому его научила. Он и картошки начистит к ее приходу и дров занесет.А самое главное,что за Володей смотрит. Младший-то шустрый,за ним глаз да глаз нужен. Но Саша следит за ним исправно.
Вот так встретились два одиночества и вскоре появилась между ними симпатия. Он то помоложе был, неопытный в общении с противоположным полом. Она и взяла инициативу на себя...
Стали жить одной семьей. Он и к ней и к ребятам ее, хорошо относился. Пожениться предложил. Она расплакалась:-Зачем я тебе- вдова с двумя детьми? Поживем пока, потом любовь встретишь и уйдешь. Не счастливая я, мне цыганка гадала, что не будет мне в жизни счастья.
Он обнял ее :-Никто мне не нужен будем жить, детей растить. Есть у нас двое сыновей, родим еще двух девчат, на тебя похожих . Дом свой просторный построим. Эх, и заживем мы ! Это и будет счастьем. А цыганкам верить-такая глупость!
И зажили они так как хотели. В их доме не было скандалов и обид. Домик как будто просторнее стал от тепла и счастья. Мальчишки от него не отходили: вместе все дела делали во дворе и в огороде, на рыбалку ходили. На улице ей женщины завидовали. Вспоминали, как она с первым мужем маялась , за это ей наверное такое счастье улыбнулось.
Года не прожили, как поняла, что будет в семье пополнение. Девочку ждали. И родилась она в холодном феврале. Привез он их из больницы. В доме натоплено. Развернул сам одеяльце,хотелось на дочку посмотреть. А она лежит и глазками голубыми хлопает. Мальчишки темноволосые были, а доченька светлая,как куколка. Он жену на руки подхватил и закружил по комнате.-Спасибо тебе ,родная, за дочь-красавицу. Она смущенно стала просить ее отпустить-мальчишки смотрят, а он с ней,как девочкой-кружить на руках вздумал. А он не отпускал, просил обещать еще пару таких красавиц родить ему. Мечтал, что вырастут дочери, будут гордиться ими,замуж отдадут только за хороших женихов.
Она только смеялась от счастья и обещала исполнить его желание. На следующий день мальчишки всей улице рассказали,какая сестра у них красивая, Зиной ее назвали, а мамка обещала еще таких родить. Женщины у колодца только улыбались , что с мальчишек возьмешь, что слышали,то и рассказали. Дай бог им счастья.
Только бывшая свекровь обозвала внуков болтунами и быстро во двор от колодца пошла.
Его на улице за глаза звали примаком. Он и не обижался. Ведь действительно, пришел в дом жены. Но знал, что пришел навсегда, теперь это его семья. За нее ответственность на нем.Через месяц пошли Зину регистрировать, и сами расписались. Жена теперь не отказывалась. Хотелось ему всей семьей на память сфотографироваться, да она тихо смеялась-пусть Зина головку научится держать, а то ее голубых глазок на карточке не видно будет.
И потекла их жизнь, как Дон течет, спокойно и полноводно. Ей и не верилось в свое счастье. Не представляла, что так с любимым хорошо рядом. С первым мужем облегчение было, когда он из дома уходил, а с этим наоборот-дождаться его прихода с работы не могла. Все в окно выглядывала. А как услышит смех мальчишек во дворе- знала, что пришел. Они его тоже встречали,бросались обнимать, а он подставлял им согнутые руки, они за них цеплялись и со смехом заносились отцом в дом. Ночами он обнимал ее и спрашивал, когда же она его обрадует, что еще дочка будет. Она отшучивалась:-Пусть Зина подрастет, куда нам спешить? Знала, что пока грудью кормит,то вряд ли забеременеет, но мужу этого не говорила.Ни к чему ему бабьи секреты знать. Зина подрастала, в семье все ее любили. Она спокойной была, все больше молчала. Но так заливисто смеялась, когда отец ее к потолку подбрасывал.
Год Зине исполнился, второй пошел. Ребята тоже подрастали. Саша в школу пошел. Учился хорошо,любознательным был. Часто вечерами с отцом разговаривал, столько вопросов у него было, не на все и отец ответы знал. Говорил, что надо с сыном учиться. Володя больше любил по деревьям лазить, с мальчишками бегать. А Саша-мамин помощник, всегда рядом, многую женскую работу делал, за что отец его не переставал хвалить.
Война ворвалась в их жизнь так неожиданно,как и в другие семьи. Он пришел домой, сел на лавку, рядом примостились сыновья, жена села напротив и все повторяла:-Что теперь будет? Только маленькая Зина спокойно ходила от одного к другому члену семьи и не понимала той беды, что спускается на них.
Через неделю его в числе первых мобилизованных , провожали на фронт. Она ,казалось, окаменела, плакать не могла, только во все глаза смотрела на мужа. Хотелось запомнить его образ. Хватились, что нет у них фотокарточки, чтобы ему с собой дать. Бросились в фотографию, а там очередь, многие пришли ,как и они, чтобы запечатлеться на память. Лица у всех суровые, ну уж какие есть. Сфотографировались все вместе, первый раз за их семейную жизнь, карточки обещали позже им выдать.
Так и расстались. Мальчишки плакали и что есть мочи бежали по берегу за пароходом,увозившим будущих бойцов. Кричали :-Папка скорей возвращайся! А она с Зиной на руках смотрела вслед пароходу и понимала, что не ошиблась та цыганка, не увидеть ей больше счастья.
В первую зиму тяжело было всем солдаткам. Она работала на току. Работа нелегкая, но от дома близко. Могла и в обед домой прибежать, посмотреть как там Зина. Пока Саша в школе, а Володя мог с сестрой и не справиться, мать привязывала ее в кроватке, чтобы беды не случилось. После обеда приходил Саша и она могла быть спокойна. Он за младшими хорошо присматривал. Ждали писем от него, но и боялись прихода письмоноски. Неизвестно, что она может принести.
Он писал, подбадривал их, говорил,что ему проще: одет-обут и задания получает, переживал за них. Она диктовала, а Саша писал, что и у них все хорошо, только без отца им грустно вечерами.Но ждут его возвращения. Одно плохо, что фотография их не получилась. То ли фотограф спешил, то ли так тому и быть, но негатив оказался испорчен.
Весной 1942 года работали упорно на посевной, надо было кормить фронт. А он приближался, ночью слышалась канонада оружейных выстрелов. Вначале слушали ее, приложив ухо к земле, ближе к лету и так стало слышно. Через село потянулись беженцы. Просились на ночлег, она всегда пускала, хотелось от людей слышать о войне на которой был ее любимый. Рассказывали страшное, предлагали уходить на восток. Она не помышляла о уходе. Куда идти с тремя детьми? Кто ее ждет? А как он потом их найдет?
В один из летних дней село бомбили. Она с детьми пряталась в погребе, молилась сама и детей заставляла повторять слова молитвы. Может молитва, может то,что не испила она еще чашу своего горя, но остались они живы и невредимы. Кур и поросенка в сарае не нашли. Не то убежали да забились куда, не то злые руки их прихватили. Не сильно она расстроилась по этому поводу. Главное, что кормилица-корова на месте.
С их улицы на горе увидели, как, поднимая пыть, по дороге мчатся мотоциклисты. Это были немцы. Они стали хозяевами в селе. Домик у них был неказистый, врагам не приглянулся и они продолжали в нем жить. А соседей из домов выгнали, расквартировались там захватчики. Кто в сараях , кто в погребах из местных оказался.
Однажды вечером в окно постучали. Дети притихли, она вышла во двор. На крыльце стояла бывшая свекровь. Она со слезами бросилась в ноги и стала просить пустить ее детей пожить у нее. У Коли-младшего сына, легкие слабые, простынет в погребе. Она не раздумывая сказала, чтобы приводили детей.
Когда свекровь быстро пошла за детьми, у нее перед глазами пронеслось то время, когда они жили вместе,когда ее унижали и обижали. Но дети были не виноваты и как же их не принять. Места хватит на всех.
Но жили вместе недолго. В августе стали всех предупреждать, что по их улице начинают рыть окопы, а жителям предстоит выселяться. Идти им было некуда. Через неделю их колонной погнали по улицам села,по краям колонны шли охранники с овчарками. Ушли в чем были, корова осталась в сарае.Выйти из колонны не было возможности. Она шла и молилась, прося у всевышнего избавления детей от мучений. Но их чаша горя еще не была наполнена до конца. Оказались они в свинарнике одного из колхозов, там был устроен концлагерь. И были они в нем до освобождения в январе 1943 года. Голод, холод, неведение перспектив были невыносимыми. Каждый вечер она рассказывала детям сказки, чтобы они голодные наконец уснули. А сама еще долго не могла уснуть думая о муже.
После освобождения они вернулись домой- на свою улицу. Домов на ней не было. Остались погреба да колодцы. Она с помощью сыновей взялась сооружать себе землянку для жилья. Выкопали яму, стены обложили плетнем из ивняка, который обмазали глиной. Такой же плетень положили вместо крыши, на него насыпали земли. Сложили печь, навесили найденные в немецком блиндаже двери. Вместо кроватей вдоль трех стен оборудовали лежаки. Так и стали жить.
От него не было никаких вестей. Она несколько раз ходила в военкомат. Там строго говорили:-Ожидайте, не у вас одних такая ситуация.Осенью она не выдержала и расплакалась в военкомате: -Что мне делать? Где мужа искать? Сделали запрос. На него пришел ответ,что ее муж пропал без вести при эвакуации госпиталя со Сталинградского фронта в г.Ростов на Дону осенью 1942 года. После еще одного ответа на запрос ее вызвали в военкомат и предложили писать заявление на пенсию для дочери как иждивенца погибшего. Сыновья не были усыновлены и права на пенсию не имели. Но ей не пенсия была нужна, она ждала мужа, надеялась, что он жив. Пусть израненный, калека, но живой.
Вечерами она долго не могла уснуть, лежала и думала о нем. Может он жив, нашел другую женщину или возвратился туда, откуда приехал в их село. А может по ранению потерял память и не помнит о них. Она запрещала себе плохо думать о нем, а мысли так и лезли в голову.
Зина подрастала, она все сильнее становилась похожа на мужа. Так же держала голову с небольшим наклоном, также была немногословной и спокойной. Часто она обнимала дочь и беззвучно оплакивала свою судьбу, сиротское детство своих детей. Мальчишки сразу затихали, присаживались рядом и Саша говорил, что кончится война и папка вернется, точно вернется.
После оккупации первую зиму в школу дети не пошли-не было одежды и обуви. Она из сил выбивалась, но дала себе слово, что оденет мальчиков к следующему учебному году. Помогла пенсия ,на эти небольшие деньги справила ребятам одежду и обувь для школы. Володя пошел в первый класс, Саша- в третий. Учились ребята хорошо, тянулись к знаниям. Дома помощниками были.
Она после оккупации работала на тракторе. Мужчин не хватало, предложили женщинам учиться. Она одной из первых вызвалась. Трактористы работали от темна до темна. Заканчивали работу летом после 22 часов, потом шли с полей домой. Она всегда торопилась,ведь несла детям свой ужин с полевого стана. В этот день лил сильный дождь, работу закончили раньше и отправились домой . На душе было неспокойно. Вдруг в их землянку вода попала, как там ребята. У моста перед селом услышала писк. Подумала, что кто то котят выбросил,они и пищат. Прошла мост, опять писк, но больше похож на детский сдавленный крик. Она прислушалась. Ничего не слышно, только журчит дождевая вода, текущая под мостом. Но все же она немного постояла. И опять услышала писк и детские голоса и крикнула:-Эй, кто там под мостом?
В ответ послышался плач и детские голоса,зовущие мать. Это ее дети ! Она не разбирая дороги бросилась под мостик. Звала :-Саша,Володя, где вы?
Сыновья, все в грязи тащили на встречу такую же грязную Зину и кричали:-Мамочка! Оказалось, что после дождя они переживали за мать и отправились ее встречать. Встречали они ее и раньше, но в сухую погоду. А здесь увидели ,что кто то идет на встречу, испугались и спрятались под мостом. Все измазались и зажимали Зине рот, чтобы своим плачем не выдала их незнакомцу. А это оказалась их мама. Без ее помощи им бы не выбраться из той грязи,в которую они забрались. Дома она стала их отмывать от грязи и рассмеялась глядя на их грязные мордашки. Стали смеяться и дети. Как же давно не слышали они маминого смеха...
Жизнь продолжалась. Была она нелегкой, как и у всех односельчан. Пенсия на дочь давала им возможность покупать что то из одежды и обуви, питались с огорода и сада. И не переставали ждать отца и мужа.
Закончилась война, возвратились оставшиеся в живых односельчане, а от него так и не было вестей. Если бы был он жив, то сообщил бы о себе. Значит нет его на этом свете.
После войны было жить нелегко. Саше исполнилось 10 лет.Он был не по годам смышленым. Обещал матери, что пройдет еще пару лет,он пойдет в ФЗО ,а потом работать. Будет им легче. Мать верила сыну и надеялась на его помощь.
В тот день она работала в урочище, от села далеко. Она удивилась когда увидела бегущих в ее сторону женщин. Ее охватил страх-что то случилось. Она заглушила трактор и бросилась на встречу бегущим . Ноги подкашивались , страх сковывал ее тело, но она продолжала бежать. Женщины,плача, пытались что то ей что то рассказать. Она только поняла, что беда с ее сыном Сашей и бросилась в село. Женщины отстали, а она бежала и бежала...
Остановилась у своего двора. Там толпились соседи. Люди расступились, пропуская мать к тому, что осталось от ее сына. Тело его лежало посреди двора,накрытое чем то темным. Она упала рядом, кричала так, что кровь стыла в жилах ее окруживших . Не было сил оторвать ее от тела сына. Дальше она ничего не помнила.
Пришла в себя в больнице. Смотрела в белый потолок, не понимала, где она и что с ней. На следующий день пришли Володя с Зиной. Она протянула к ним руки-узнала, облегченно всхлипывали соседки по палате. Плакали и дети. А она все спрашивала:-Почему вы без Саши пришли? Где Саша?
Саша подорвался на гранате. Он с друзьями нашли несколько гранат в овраге, решили их обезвредить,чтобы порох использовать для глушения рыбы. Саша разобрал одну гранату, вторую...А в третьей что то заклинило и она взорвалась в его руках. Части тела Саши разбросало по погребу, где он занимался разборкой гранат. Соседи услышали взрыв, выбежали на улицу, увидели дым из погреба и бросились к нему.Володя кричал, что там Саша. Когда дым и газ рассеялись вынесли тело Саши. Володю и Зину увела к себе бывшая свекровь, а кто то побежал за матерью на поле.
Сашу похоронили соседи. Мать пробыла в больнице несколько месяцев. Домой он возвратилась поздней осенью. Дети жили в семье свекрови. Они были рады возвращению матери и пошли в свой нетопленный дом тем же вечером. Стали жить втроем. Мать сказала в очередной раз, что цыганка видела ее безрадостное будущее еще в молодости. Все подтвердилось. Но надо было жить дальше.
Землянка стала ветхой, земля осыпалась и весной решила она начать строить дом. Строительный лес выделили семье погибшего участника войны бесплатно, работали на стройке вечерами она и дети. В осени домик был готов и они перешли жить в него. После случившегося с Сашей Володя чувствовал на себе тяжелый взгляд матери. Ему казалось, что мать думает, почему беда случилась именно с Сашей,а не с ним. Мать и Зина вечерами молчали. В их доме поселилась тоска. Володе хотелось бежать из дома. После 5 класса он записался в ФЗО и уехал с другими ребятами из села учится в город.
Остались мать и Зина вдвоем. Мать все делала для дочери, старалась одеть ее не хуже подруг. Зина училась хорошо, занималась спортом и мечтала стать учительницей. По характеру она была замкнутой, все держала в себе, была упорной в учебе.В 10 классе влюбилась в парня, стали встречаться. Она поменяла планы :вместо учебы собралась замуж. Мать ее не отговаривала. Она сама в таком возрасте вышла замуж, была неграмотной, но смогла встретить счастье, чего и дочери желала. После сдачи выпускных экзаменов Зина с мужем поженились, она ушла жить к нему.
Мать осталась одна. Ей не было и 45 лет. Казалось. что жизнь закончена, здоровье было подорвано событиями жизни. Она задумывалась о том,чтобы завербоваться и уехать на стройку. Возможно там можно забыть пережитое. Но переживала за дочь. У нее не было рядом никого, вдруг что случится, кто ей поможет. И от мысли уехать мать отказалась.
В 50 лет она от одиночества сошлась с мужчиной-вдовцом ее старше на 10 лет. Чувств никаких к нему, кроме жалости у нее не было. Хотелось убежать от прошлого, терзавшего ее воспоминаниями. Жизнь вдвоем помогла ей обрести душевное равновесие. Прожила с ним двадцать лет. Была мужу сиделкой,нянькой, санитаркой. На судьбу не жаловалась, принимала все ,что жизнь преподносила. Так на ее руках и отошел он в мир иной. А она еще десять лет одна жила. Всем говорила,что это ее лучшие годы, не считая предвоенного короткого счастья.