Найти в Дзене

Гоустрайтеры и авторские права

Термин «Гоустрайтер» или «Гострайтер» происходит от английских слов ghost (призрак) и writer (писатель). Гоустрайтер – это такой призрачный писатель, который, оставаясь в тени, пишет тексты (иногда также музыку) для публичных медийных известных личностей с той целью, чтобы написанное гоустрайтером произведение звёздный заказчик выдавал впоследствии за свое собственное. Законно ли это с точки зрения действующего законодательства? Как мы знаем, как только автором создано произведение и зафиксировано в какой-либо объективной форме (например, записано на бумаге), у автора возникают авторские права, состоящие из: В случае, когда произведение создается гоустрайтером, весь этот комплекс прав должен отчуждаться заказчику. Согласно ст.1234 ГК РФ, исключительное право может быть отчуждено по соответствующему договору; в этом нет ничего необычного. Также исключительное право может перейти к заказчику, если стороны заключили договор авторского заказа и в нем присутствует условие о переходе исклю

Термин «Гоустрайтер» или «Гострайтер» происходит от английских слов ghost (призрак) и writer (писатель).

Гоустрайтер – это такой призрачный писатель, который, оставаясь в тени, пишет тексты (иногда также музыку) для публичных медийных известных личностей с той целью, чтобы написанное гоустрайтером произведение звёздный заказчик выдавал впоследствии за свое собственное.

Законно ли это с точки зрения действующего законодательства?

Как мы знаем, как только автором создано произведение и зафиксировано в какой-либо объективной форме (например, записано на бумаге), у автора возникают авторские права, состоящие из:

  • исключительного имущественного права
  • личных неимущественных прав

В случае, когда произведение создается гоустрайтером, весь этот комплекс прав должен отчуждаться заказчику. Согласно ст.1234 ГК РФ, исключительное право может быть отчуждено по соответствующему договору; в этом нет ничего необычного. Также исключительное право может перейти к заказчику, если стороны заключили договор авторского заказа и в нем присутствует условие о переходе исключительного права.

-2

И если с исключительным правом всё укладывается в рамки закона, то с личными неимущественными правами могут возникнуть проблемы и риски.

Согласно ст.1255 ГК РФ автору принадлежит право на имя. Из ст.1265 ГК РФ следует, что право на имя – это право автора использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или без указания имени, то есть анонимно.

Таким образом, закон позволяет заказчику использовать созданное гоустрайтером произведение без указания имени автора, если стороны об этом договорятся и зафиксируют соответствующее условие в договоре.

Но на практике часто бывает так, что произведение не просто используется без указания имени настоящего автора, а выдается за произведение, созданное самим заказчиком. То есть заказчик как бы становится автором.

Как раз такое использование чужого произведения под своим именем будет являться незаконным.

Даже если в договоре между собой стороны договорятся, что заказчик будет иметь право называться автором создаваемого гоустрайтером произведения, такое условие договора будет считаться ничтожным и недействительным. Об этом есть прямое упоминание в ст.1265 ГК РФ. Даже в случае перехода к заказчику исключительного имущественного права на созданное гоустрайтером произведение, право авторства и право автора на имя неотчуждаемы и непередаваемы, а отказ от этих прав ничтожен.

Для заказчика риск такого присвоения (пусть даже по договору с гоустрайтером) авторства заключается в том, что гоустрайтер имеет право в любой момент предъявить иск о нарушении его личных неимущественных авторских прав, признать соответствующее положение договора ничтожным и потребовать возмещения морального вреда.

Такая возможность закреплена в ст.1251 ГК РФ. Не стоит также забывать, что присвоение авторства, при условии причинения настоящему автору крупного ущерба, может преследоваться также и по уголовной линии в соответствии со ст.146 УК РФ. Ущерб, который может быть признан судом крупным, в законе не указан, суды при его установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела.

Таким образом, взаимодействие с гоустрайтерами несет в себе определенные риски. Если заказчик произведения все-таки намерен и настаивает на том, чтобы он мог называться автором создаваемого для него произведения, следует четко понимать и оценивать все риски, описанные выше.

©
Андрей Макаров. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.