Найти тему
Время образования

Взаимодействие колледжей и техникумов с работодателями и регионами выходит на новый качественный уровень

Дмитрий Сергеевич Ковалев, проректор Института развития профессионального образования
Дмитрий Сергеевич Ковалев, проректор Института развития профессионального образования
Реализация федерального проекта «Профессионалитет», обновление содержания образования, внедрение проектного обучения и проведение демонстрационного экзамена – об этих и других проектах рассказывает проректор Института развития профессионального образования Дмитрий Ковалев. Он принял участие в семинаре «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» Академии Минпросвещения России, посвященном среднему профессиональному образованию.

«Профессионалитет»

Эксперимент по реализации образовательных программ в рамках федерального проекта «Профессионалитет» стартовал 1 сентября 2022 года. Разработка, апробация и внедрение образовательной технологии запланированы до 2024 года, однако как стратегическая инициатива «Профессионалитет» планируется развивать до 2030 года включительно. Суть реконструкции среднего профессионального образования в том, чтобы выйти на новый качественный уровень взаимодействия с работодателями и регионами, дать работодателям возможность участвовать в подготовке кадров. В основе проекта – триединство: регион, работодатель или несколько работодателей одной отрасли, колледжи – участники кластера, готовящие специалистов для этой отрасли.

Уже в сентябре 2022 года в года в проект вошли 42 субъекта Российской Федерации и 71 кластер, ежегодно планируется вхождение 70 новых кластеров.

Среди наиболее важных инноваций – возможность оптимизации сроков обучения и «профессиональное окрашивание» общеобразовательной подготовки, доступ к которой работодателям раньше был строго запрещен. Основной вызов, стоящий перед образовательной организацией, которая участвует в проекте, – подготовка специалиста под конкретную задачу с расчетом на его трудоустройство. Ключевой показатель проекта – 85% трудоустроенных по профессии или специальности.

Еще одна особенность – получение дополнительных компетенций. С учетом ожиданий работодателя мы встраиваем необходимые ему компетенции в образовательный процесс, даем возможность студенту поработать на таком же оборудовании, которое будет на его рабочем месте. По сути дела, «Профессионалитет» – это мегапроект, и технологии, которые мы «обкатываем» при его реализации, помогают нам двигаться вперед и по другим направлениям, в том числе связанным с обновлением содержания образования.

-3

Актуализация ФГОС СПО

Наш институт занимается плановым обновлением содержания образования. Здесь очень важно обеспечить переход к широким квалификациям – ведь работодатель хочет, чтобы молодой специалист выполнял не одну трудовую функцию и даже не пять, а все те, которые фактически требуются на его производстве.

Мы, в свою очередь, стремимся минимизировать затраты работодателей на так называемую адаптацию, встраивание выпускника в производственный процесс.

Этот «заказ» работодателя учтен не только в проекте «Профессионалитет», но и в целом при разработке примерных образовательных программ.

В 2022 году был разработан и актуализирован 101 ФГОС СПО, дающий возможность образовательным организациям разрабатывать свои программы с учетом региональной специфики. К новым и актуализированным стандартам разрабатываются примерные образовательные программы, которые мы размещаем в реестре, – размещено 114 программ к действующим ФГОС, разработаны и проходят процедуру проверки и подготовки к размещению 25 программ к ФГОС, актуализированным в 2021 году. В 2022 году разработаны и переданы на экспертизу 117 примерных программ, которые до конца года будут представлены в реестре.

Портал «СПОLab»

Одним из каналов коммуникации с разными группами наших потребителей является «СПОLab» – портал лабораторий в сфере СПО.

Он рассчитан прежде всего на методическую общественность, но также на работодателей, которые хотят участвовать в образовательном процессе, сотрудников институтов развития образования, активных педагогических работников, которых интересует актуальная информация о наших стандартах и программах.

С помощью портала обеспечивается проектирование стандартов и программ, сопровождение методических лабораторий в системе СПО, работа с учебно-методическими объединениями, взаимодействие с работодателями, создание пространства для сотрудничества колледжей и отраслевых партнеров.

Целевая аудитория портала постепенно расширяется, в этом году проведен его ребрендинг, обеспечена максимальная актуальность содержания.

-4

Проектное обучение и демонстрационный экзамен

Наш институт занимается разработкой образовательных технологий, одна из которых – проектное обучение. В системе СПО она сегодня переживает достаточно серьезные изменения, и вызов, стоящий перед нами, в том, чтобы сделать его максимально ориентированным на практику. От шаблонных представлений о проектном обучении, зачастую связанных со школьным опытом, мы уходим в более прикладную сферу. Опять же здесь ключевой момент – заказ работодателя. Проектное обучение позволяет сделать его участие в образовательном процессе и построении будущего нашего выпускника более эффективным. Если работодатель ставит конкретную задачу, для профессиональной образовательной организации это серьезный вызов.

Еще одно содержательное направление работы Института развития профессионального образования – демонстрационный экзамен. В соответствии с приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 года № 800, утверждающим Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, мы занимаемся наполнением демонстрационного экзамена, разработкой комплектов оценочной документации.

Экзамен ориентирован на запросы работодателей (на профильном уровне в большей мере, нежели на базовом), и для нас его проведение – комплексная задача, включающая критерии оценивания, независимую экспертизу, ориентацию на корпоративный стандарт работодателя.

-5
Семинар "Вектор образования", посвященный СПО
Семинар "Вектор образования", посвященный СПО

Другие проекты

Наш институт реализует и многие другие проекты в сфере СПО. Это мероприятия по созданию мастерских в колледжах, всероссийские конкурсы «Мастерская года» и «Мастер года», организационно-методическая поддержка мероприятий по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ, проведение национальных чемпионатов «Абилимпикс» и развитие одноименного движения, поддержка создания и сопровождения центров опережающей профессиональной подготовки и т. д.

Институт открыт для сотрудничества, взаимодействия, и чем больше у нас будет партнеров, тем больше возможностей откроется для дальнейшего развития системы СПО в России.
-7