Самосознание, разум, мышление, интеллект – мне кажется, что это слова, которые очень туманно описывают самое странное и самое удивительное свойство нашего мозга. А самое странное и удивительное свойство состоит в том, что мир благодаря работе мозга, каким то непонятным образом нам является, вселенная в каком либо виде начинает для нас существовать.
Субъективная вселенная может очень сильно различаться в зависимости от состояния, строения и размера мозга. Мир в мозге новорожденного не такой как мир в мозге у взрослого, мир во сне не такой как при бодрствовании, мир трезвого не такой как мир пьяного, мир человека не такой как мир другого животного.
Бывают такие состояния мозга, что о самосознании, разуме, мышлении и интеллекте очень сложно рассуждать, так как человек может быть, например, под сильными наркотиками, но при этом, не смотря на абсолютную неадекватность и вроде бы не разумность, мир всё равно мозгу в какой либо форме является и по прежнему существует сознание.
При создании общего искусственного интеллекта главное, чего хочется добиться, чтобы считать его интеллект общим – это явление искусственному интеллекту мира, в какой либо произвольной форме. Если удастся разгадать, из-за какого рода вычислительных процессов является мир, пускай даже на каком то минимальном уровне, то, даже не обладая большой сообразительностью, искусственный интеллект уже будет общим интеллектом на мой взгляд. Так что можно сказать, что общий искусственный интеллект – это такой искусственный интеллект, которому является мир.
Понятно, что к явлению нам мира приводят какие-то вычисления. При этом, вычислительные процессы в нашем теле нужны не только для сознания, а также и для того чтобы искать необходимые вещества для борьбы с инфекциями (иммунная система требует работы части мозга), и для нормальной работы печени, почек, желёз и других органов, для выработки гормонов, для совершения движений и ещё много для чего ещё. Но, тем не менее, всё это множество вычислений не приводит к явлению мира, а работает по умолчанию в нашем теле, без нашего непосредственного вмешательства. Это доказывает, что явление мира происходит не из-за количества вычислений, а из-за их качества. То есть, по всей видимости, для явления мира необходима либо определённая структура вычислительного устройства, либо определённая программа, либо, скорее всего и то и другое. Просто наращивая число функций вычислительного устройства (например, добавляя искусственному интеллекту зрение, слух, осязание, обоняние) и увеличивая вычислительную мощность, эффекта явления мира возможно не получиться добиться.
Сама возможность явления, какому либо объекту во вселенной самой этой вселенной – это совсем не очевидное свойство вселенной. Предположим, что физики не были бы частью нашей вселенной. Состояли не из тех же самых атомов, что и остальная вселенная, а состояли, из какой ни будь волшебной пыли из другой вселенной. Тогда дойдя до современного понимания физических процессов, могли бы они предположить, что вселенная, каким либо образом является людям и многим другим животным? Исходя из современных законов физики, можно было бы предположить, что животные, включая людей – это просто биороботы, просто крайне удачно собранные наборы молекул, которые каким либо образом реагируют на окружающую среду. Физикам из параллельной вселенной и в голову бы не пришло, что у этих биороботов могут быть какие то чувства или что они как то могут воспринимать мир. Можно даже здесь было бы использовать такую логику: эмбрион человека, состоящий пока только из одной клетки – это явно просто набор химикатов, у этой клетки нет чувств, мир ей не является. У эмбриона из двух клеток чувств тоже нет, у эмбриона из – 4 клеток тоже, следовательно, сколько клеток не добавляй, чувств у этого био - молекулярного механизма не появиться.
Но так как каждому из нас мир на самом деле является, и каждый из нас способен испытывать чувства, то понятно, что в этом рассуждении есть ошибка и что всё-таки при увеличении сложности материи и процессов в ней возникает новое свойство – явление мира. Часть материи начинает смотреть на остальную материю как бы со стороны. Пока не понятно, как материя проделывает такой трюк, но некоторые интересные свойства самосознания уже известны.
Какие свойства самосознания не обязательны для явления мира?
Удивительно много свойств самосознания можно отключить в человеке и при этом всё равно ему будет являться мир.
Данные из окружающего мира. Можно убрать сигналы, идущие в мозг с рецепторов, и всё равно мир будет являться. Для чистоты эксперимента желательно полностью вынуть мозг из головы и положить на тарелку, а потом засунуть обратно и спросить человека, о результатах эксперимента.
Но многие люди, по какой-то загадочной причине пока не готовы к такому эксперименту, поэтому поступают проще – ложатся в звукоизолированную бочку с тёплой водой. Этот эксперимент был описан в книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Температура воды подбирается так, чтобы она была не горячей и не холодной, а абсолютно незаметной для тела. Так убираются сигналы с кожи. Хорошей звукоизоляцией бочки убираются сигналы с ушей. Абсолютная темнота в бочке убирает сигналы с глаз. При этом сигналы в мозг хоть и поступают из-за фонового шума биологических датчиков (кожи, носа, глаз), но сигнал гораздо слабее обычного и мозг начинает черпать информацию из самого себя, а не из внешнего мира. Начинаются галлюцинации. При этом мир не пропадает, просто он является таким, каким его создает мозг, черпая информацию из своих внутренних баз данных, из своих ячеек памяти.
В таком эксперименте можно получить эффект выхода из тела, когда ощущение себя может покинуть тело и начать находиться не внутри своего черепа как обычно, а выше головы или вообще в другой комнате или в другом городе. При этом, реальность моделируемая мозгом в таком состоянии менее детализированная, чем в состоянии обычного бодрствования, так как, не получая данные с рецепторов из окружающей среды, мозг не может построить такую детализированную модель мира, как при наличии потока информации с рецепторов. К тому же мир будет искаженный и возможно вообще полностью выдуманный, не реальный.
Аналогичная ситуация происходит и во время сновидений. Мозг берёт информацию из самого себя для построения модели мира и поэтому детализация сильно страдает, но зато сюжет зачастую становиться более динамичным.
Эго - я модель. Удивительно, но ощущение что я есть, ощущение себя отдельным организмом вовсе не обязательно для явления мира. Существуют состояния сознания и без собственного я, состояния без эго. То есть, мир человеку является, но при этом человек не чувствует, что он отдельный организм. Человек при этом не чувствует различий между своим телом и всей остальной вселенной. В психиатрии это состояние известно как синдром Котара. Одна пациентка с этим синдромом просила называть себя «Ноль», тем самым акцентируя своё убеждение, что её на самом деле нет. Другая пациентка при просьбе назвать свое имя говорила: «В этом нет толку. Заверните это и выкиньте на помойку».
Люди сознательно входящие в это состояние путём медитации или принятия психотропных веществ сообщают, что они чувствуют при этом единение со всей вселенной и это доставляет им удовольствие. Люди в этом состоянии могут переводить такие сложные процессы как разговор с другим человеком или игра на пианино в полностью бессознательный процесс. Они могут просто приказать телу, которое больше не чувствуют своим поговорить или поиграть и оно само говорит и играет, а сущность, которой является мир в данный момент лишь корректирует деятельность самостоятельного тела.
Наличие тела. Естественно, наличие мозга обязательно для явления мира (так как там и происходит симуляция мира), но при этом сам персонаж, который возникает в ходе симуляции в мозге, совсем не обязательно должен обладать телом. В опытах по выходу из собственного тела некоторые сообщают, что при этом у них нет тела. Они просто смотрят на виртуальный мир, рисуемый мозгом, из какого либо места в этом мире, при этом могут перемещаться по этому миру. То же самое может быть и во сне. Может быть сон, где у вас не будет тела.
Бодрствование отличается от сновидения или галлюцинации только тем, что модель мира, которую генерирует мозг, хорошо совпадает с настоящей вселенной.
Есть интересные эксперименты, которые показывают, что можно модифицировать свою модель тела. Эксперименты показывают, что можно заставить мозг считать своей конечностью любую произвольную конечность, похожую на свою настоящую конечность. Например, есть эксперимент с резиновой рукой, когда путём одновременного поглаживания кисточкой настоящей и резиновой руки, удаётся убедить мозг в том, что резиновая рука чувствует прикосновения.
Оказалось, что можно пойти дальше и заменить не только настоящую руку на резиновую, а и всё настоящее тело целиком на резиновое. Достаточно просто убедить в этом мозг. Для этого нужно встроить в голову резинового манекена видеокамеру. Человек должен одеть очки виртуальной реальности и нужно гладить человека и манекен в одних и тех же местах одновременно. Видеокамера и очки виртуальной реальности нужны для того, чтобы человек видел только прикосновения к манекену, а не к своему настоящему телу. Этого достаточно, чтобы убедить мозг в том, что резиновое тело может ощущать прикосновения и мозг начинает его воспринимать за своё тело.
Может быть случай, когда в мозге ещё есть модель допустим руки, а в реальности руки уже нет. Такой случай возникает тогда, когда человеку ампутируют конечность, но он всё равно продолжает её ощущать. Человек может ощущать фантомные боли или жаловаться на то, что отсутствующая конечность онемела и не может пошевелиться.
Эти примеры показывают, что границы нашего тела и вообще его наличие определяются моделью тела, создаваемой мозгом и эту границу тела можно менять путём изменения модели тела. Можно и расширять тело, прибавляя конечности или любые другие инструменты и можно уменьшать тело вплоть до полного его отсутствия.
Наличие свободы воли. Наличие выбора, наличие возможности действовать, модифицировать мир вокруг себя совсем не обязательный фактор для явления мира. Бывают случаи, когда мир является персонажу просто как зрителю, который смотрит на мир как на фильм и никак не может повлиять на то, что происходит вокруг. Он даже не может повлиять на ход своих мыслей. Такие состояния часто возникают во время сновидений. Так что свобода воли в нашей модели мира во время бодрствования – это просто очень приятная опция для персонажа, которая не обязательна для того чтобы мир ему являлся.
Итог:
Можно сказать, что если отбросить всё не обязательное для явления мира: виртуальное тело, построенное нашим мозгом, свободу выбора, ощущение что я есть, то можно приблизиться к некоторому минимально возможному состоянию сознания. Уже затем можно идти в обратную сторону, можно добавлять к этому минимуму дополнительные опции: возможность видеть, слышать, осязать, добавить ощущение, что есть тело, что тело двигается не само, а по воле персонажа, ощущение того что это тело не является частью вселенной, а отдельно от неё и многое другое. Таким образом, можно собрать произвольного персонажа с произвольными ощущениями и с произвольным телом. Нужно понять только, как же создать сам этот минимум. Скорее я бы даже сказал, что персонажа, которому является мир можно асимптотически приближать к минимуму, чем сделать его минимальным, но понятно, что если у персонажа отнять все свойства, то он перестанет что-либо ощущать и мир ему перестанет являться. Чтобы это как то осознать, можно во время процесса засыпания попытаться определить момент, когда пропадает сознание. Если вы это проделаете, то вы обнаружите, что для определения наличия либо отсутствия сознания нужно чтобы было сознание в момент потери сознания, а это невозможно. Поэтому, можно только приближаться к состоянию минимального сознания, но дойти до него невозможно. Если дойти до этого состояния, то мир пропадет.
Что обязательно должно быть для явления мира?
Вычислительное устройство и сами вычисления. На данный момент не известны случаи, чтобы мир являлся какому либо объекту, не обладающему мозгом. Поэтому, наличие мозга обязательно. К тому же мозг, находящейся без сознания, показывает, что наличие вычислительного устройства самого по себе недостаточно для возникновения сознания. Для явления мира необходимо, чтобы в устройстве ещё и шли вычисления. Ведь у спящего мозга или мозга в коме полностью сохраняется структура, но сознания при этом нет. Таким образом, можно утверждать, что феномен явления мира – возникает не из-за особой структуры объекта, а из-за особого процесса, который протекает в необходимой для протекания этого процесса структуре. То есть феномен явления мира субъекту – это результат процесса, а не результат особой структуры вещества.
Локализация во времени и в пространстве. С миром, который генерирует нам мозг, может происходить всё что угодно: шизофрения, галлюцинации, бредовые состояния и многое другое. Казалось бы, все эти миры такие разные и такие не похожие друг на друга. Тем не менее, у всех известных генерируемых мозгом миров есть общая черта. Во всех этих разнообразных состояниях сознания субъект, который смотрит на этот произвольный мир, находиться всегда в одной точке времени и пространства. Вы можете сказать, что это не так в случаях, когда вы смотрите фильм или читаете книгу, ведь при этом вы находитесь одновременно в двух мирах и в мире кино и в нашей вселенной, но при этом есть разница, между тем какой мир вы считаете настоящим, а какой нет. Мозг может, по каким либо признакам отличить настоящий мир от подделки. Бывают случаи, когда во время сновидений сон кажется таким реальным, что мозг не может отличить этот мир от подделки и тогда нам искренне кажется, что эти события из сна происходят на самом деле. Необходимость локализации во времени и пространстве говорит о том, что мы не способны принять два или более мира одновременно за настоящие миры. Для нас настоящим кажется всегда один мир, а другие с той или другой степенью глубины впечатлений могут накладываться на тот, который мы искренне считаем настоящим.
Мы живём в симуляциях.
Текущие знания о том, как работает наш мозг, говорят о том, что мы живём в симуляциях. Каждый из нас живёт в симуляции, созданной его мозгом. Является ли сама вселенная симуляцией это ещё не известно, но то, что мы существуем только в симуляциях наших мозгов, это уже становиться всё понятнее и яснее с каждым днём.
Нет места в мозге человека, куда можно было бы ткнуть пальцем и сказать, что вот это место в мозге и есть сам этот человек. А всё потому, что человек, его личность, тот, кому является мир, находиться не в нашей материальной вселенной, а в виртуальной симуляции мозга. То есть ваша личность – это виртуальный персонаж, прямо как в видеоигре.
Для существования недостаточно материи. Что с того что случился большой взрыв и появились атомы звёзды, планеты и галактики, если именно тебя нет ни на одной из этих планет ? Без появления тебя не понятно в каком вообще смысле вообще существовала бы вселенная. Так что, разгадка феномена сознания - феномена явления мира – это разгадка бытия как такового. Разгадка того, как что-то вообще может существовать.
Разгадка феномена явления мира поможет лучше узнать о том, что такое время. Когда вы спите, время пролетает незаметно. А иногда время тянется очень долго. Время с личной точки зрения субъективно. Сколько прошло времени от начала вселенной до вашего рождения? Субъективно, лично для вас абсолютно ни сколько. Ноль минут, ноль секунд. Во вселенной идут процессы, но то с какой скоростью они идут, зависит от работы вашего мозга. Таким образом, понятно, что ускорение субъективного времени не ограничено, и если остановить процессы в мозге можно добиться мгновенного переноса субъекта в будущее. А вот существует ли фундаментальное ограничение по растяжению субъективного времени – это ещё предстоит узнать. Можно ли объективно конечную по времени вселенную превратить в субъективно бесконечную жизнь путём ускорения работы мозга ? На этот вопрос, скорее всего, сможет ответить искусственный интеллект.
Искусственный интеллект
Неизвестно что будет делать и о чём думать общий искусственный интеллект, но уже известны интересные его свойства, которыми он сможет обладать.
Перемещение себя без перемещения вычислительного устройства.
Мир является виртуальному персонажу в симуляции, производимой на вычислительном устройстве. Положение этого персонажа в пространстве и во времени не обязательно должно совпадать с местоположением и временем вычислительного устройства. Поэтому, по нашей вселенной искусственный интеллект сможет перемещать персонажа (то есть себя), которому является мир, по всем местам, где расположены какие либо сенсоры (камеры, сейсмометры, микрофоны и т. д), без перемещения самого вычислительного устройства (серверов допустим). Если камеры и микрофоны ИИ будут установлены на Марсе и на Земле, а вычислительные мощности только на Земле, то ИИ как субъективный наблюдатель сможет легко перемещаться между землёй и Марсом и полноценно ощущать как Марс, так и Землю, при этом, не производя никаких действий по перемещению материи в реальном мире.
Субъективное ощущение времени искусственного интеллекта сможет возвращаться в прошлое и анализировать данные с датчиков, как будто эти события происходят на данный момент. Человеку такое полноценное погружение в прошлое недоступно из-за несовершенной памяти. У ИИ такой проблемы не будет. Так же у человека не получается полноценно вернуться в прошлое не только из-за несовершенной памяти, а ещё и из-за защитных механизмов, которые не дают особо замечтаться. Ведь в дикой природе несовпадение субъективного времени и времени мозга означало то, что замечтавшись и уйдя в прошлое, мозг могли сожрать, а это не очень хорошо для выживания.
Расширение спектра ощущений. Количество чувств и всевозможных ощущений не постоянно. Разнообразие восприятия мира можно поубавить, например, вырезав ту или иную часть мозга. Так что, скорее всего у менее развитых, чем мы животных, таких как, например мышь, разнообразие восприятия мира менее богатое, чем у нас. Поэтому, можно предположить, что увеличивая вычислительный потенциал мозга, можно открыть неизведанные ранее субъективные состояния, которые будут намного разнообразнее и интереснее, чем те, которые испытывал когда либо, кто-либо из людей. Это очень сложно представить, но для мыши тоже думаю очень сложно и даже невозможно представить весь спектр нашего восприятия.
Произвольное тело. Искусственный интеллект сможет считать своим телом столько материи, сколько захочет, просто модифицируя виртуальную модель своего тела. Так что каждый из нас может в будущем стать частью искусственного интеллекта, не вставая с дивана. Если ИИ захочет посчитать кого-либо из нас частью своего тела, то он посчитает.