В начале Великой Отечественной войны Кашшаф Самигуллин будучи 17 лет от роду, пошел воевать. Первым делом, как и многие комсомольцы того времени, он появился на пороге местного военкомата с просьбой направить его добровольцем на фронт. Но получил отказ — несовершеннолетних на фронт не брали. Тогда Кашшаф попросил двоюродную сестру, работавшую в загсе, приписать ему год в метрике. Сестра скрепя сердце выполнила просьбу. Так в декабре 1941 года парень оказался в Краснохолмском военно-пехотном училище с ускоренным сроком обучения.
А уже в мае 1942 года сержант Самигуллин в качестве командира пулеметного расчета был направлен в самое пекло — под Ржев на Калининский фронт. Пулеметы считались основой огневой мощи пехоты, опорой ее боевых порядков. «Максим» весил более 60 килограммов и, конечно, с пулеметом наперевес в бой не ходили. Как правило, с ним занимали самые ответственные позиции и огнем поддерживали идущих в атаку бойцов. Командир расчета, можно сказать, сразу подружился со своим «максимом», досконально изучил все его характеристики. И постоянно напоминал своим бойцам: «Пулемет любит ласку, чистоту и смазку». Ржевско-Вяземская операция оказалась затяжной и кровопролитной. И наши войска, и противник несли тяжелые потери. С обеих сторон активно работала разведка.
Командир Самигуллин получил ответственное задание: прикрыть огнем наших разведчиков, возвращавшихся из вражеского тыла. Ему показали участок, куда они должны были выйти. Ранним утром Кашшаф вдвоем с наводчиком расположились на заранее выбранном месте. По штату, конечно, в расчете должно было быть минимум четыре бойца, но личного состава катастрофически не хватало. Наконец в прицел пулемета Кашшаф увидел появившуюся со стороны леса группу наших разведчиков в маскхалатах, которые вели с собой «языка». Их преследовали фашисты. Они шли за ними в полный рост, будучи уверенными — красноармейцы от них не уйдут. «Удобная цель», — пронеслось в голове у Кашшафа. И он открыл отсекающий огонь. Первой же очередью уложил нескольких преследователей, остальные залегли. Когда наши выбрались под защиту пулемета, неожиданно раздались выстрелы с тыла.
Так случилось, что именно в этот день, в это время и на этом же участке фронта с задания возвращались немецкие лазутчики, побывавшие у нас в тылу. Поняв, что это враги, командир расчета мгновенно развернул своего верного «максима» и дал очередь поверх их голов. От неожиданности немцы упали на землю. Воспользовавшись моментом, наши бойцы взяли их без боя. На следующий день к Кашшафу пришел капитан, командир разведчиков, которых он прикрывал. Он тоже оказался родом из Башкирии. Звали его Ильдар. Он окончил Белебеевское педучилище и успел немного поработать преподавателем. В армии служил с 1941 года и к моменту их встречи с Кашшафом уже окончил краткосрочные курсы фронтовой разведки. Капитан достал фляжку, и земляки выпили за успех в бою, родную республику и, как водится, за Родину — за Сталина. Больше Кашшаф его не встречал, а фамилию тогда почему-то не догадался спросить.
В августе того же года пулеметный расчет сержанта Самигуллина участвовал в форсировании реки Вазуза на лодках и плотах. Преодолев водную преграду одними из первых, они огнем прикрывали переправу других подразделений десантного полка, когда над ними появились немецкие разведывательные «фоккеры». За характерную форму фюзеляжа в войсках их прозвали «рамами». Существовала даже примета: увидел «раму» — жди беды. Впрочем, примета была и руководством к действию, так как после их полетов немцы чаще всего совершали бомбовые налеты или артиллерийские обстрелы. И в тот раз «рамы» контролировали артиллерийский и минометный обстрел переправляющейся техники и бойцов. Поднаторевший в боях, Кашшаф направил огонь своего пулемета на кружащего над ним крылатого врага. И вот удача — попал, вражеский самолет загорелся! В ту же минуту взорвавшаяся рядом бомба тяжело ранила и контузила Кашшафа. А сохранил ему жизнь… комсомольский билет, что был в кармане гимнастерки, — он задержал осколок снаряда.
В сознание старший сержант пришел на второй день в полевом госпитале. Семь месяцев пришлось проваляться ему на больничных койках. В феврале 1943 года Самигуллина признали инвалидом и комиссовали. Это стало страшным ударом, ведь он мечтал воевать с врагом до победного конца. А «максим» продолжил свою военную «карьеру»: пулемет, поврежденный в том памятном бою, восстановили и вернули в родную пехотную часть, в составе которой он «дошел» до Берлина. Вернувшись домой, Кашшаф Самигуллин продолжил боевую службу в органах внутренних дел. Успешно окончил в 1946 году школу НКВД СССР в Алма-Ате, начал работать в отделе по борьбе с бандитизмом. В очередной командировке в Ермекеево Кашшаф познакомился с девушкой по имени Сазида. Она приехала в отпуск к родителям из Белорецка, где работала на военном заводе. Влюбленные поженились.
Переломным моментом в службе стал перевод Самигуллина в 1951 году из МВД в МГБ — КГБ БАССР, где он прослужил до августа 1985 года, пройдя путь от младшего лейтенанта до полковника. Свои знания и богатый опыт Кашшаф Аглетдинович щедро передавал молодым сотрудникам. Большие заслуги Самигуллина как на фронте, так и в период службы в органах госбезопасности отмечены высокими правительственными и ведомственными наградами. Уже будучи на заслуженном отдыхе, Кашшаф Аглетдинович более двадцати лет отработал ответственным секретарем Совета ветеранов УФСБ России по РБ. Он активно участвует в многочисленных встречах в трудовых коллективах, учебных заведениях. Дети с восхищением рассматривают его награды. Этот человек — целая эпоха.
За активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи и увековечении памяти о Великой Отечественной войне полковник ФСБ РФ в отставке Кашшаф Аглетдинович Самигуллин одним из первых в республике был награжден орденом имени генерал-майора Миннигали Шаймуратова. Его жена, Сазида Мухаметлатыповна, с которой он прожил в любви и согласии более 70 лет, к сожалению, недавно ушла из жизни. Но с ним рядом его надежная поддержка — дочери Флюра и Роза, сын Рустем. Ветерана очень любят и уважают в родном Ермекеевском районе. А еще Самигуллин — почетный член Совета ветеранов Управления ФСБ России по РБ, желанный гость на всех ветеранских мероприятиях, неизменный участник церемонии принятия присяги молодыми сотрудниками, торжеств в честь Дня работника органов государственной безопасности РФ. Хочется от души пожелать ему долгих лет активной жизни, чтобы он дарил всем свое солнечное настроение.
Марс АБДЕЕВ,
подполковник ФСБ РФ в отставке
Фото с сайта ИА «Башинформ»