Конечно, всех секретов и тонкостей грузинского пения, нам никогда не удастся раскрыть, но получилось кое-что подметить. Итак:
1. Артисты грузинского хора работают не в зал, а как для себя, гордо, не пытаются нарочито контактировать с залом. Вальяжное выражение лица и расслабленные мышцы его - способствуют свободному звукоизвлечению.
2. Исполнительская манера в целом народная, хотя база академическая (принцип как в хоре Пятницкого, или Кубанском Казачьем). Артисты хорошо владеют прикрытым звуком на центре регистра, но на верху микстом не поют - поют народным фальцетом, есть йодли. Согласно википедии, "йодль это особая манера пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков". Говоря проще, скачки гортани.
3. По природе - базовый открытый звук, открытые глотки, открытое произношение (что и характерно на юге, в отличие от севера - там распева и открытости меньше, так как воздух холодный).
4. Возможно (моë субъективное мнение), что первыми голосами поют необязательно тенора, а те певцы, у которых фальцет более яркий).
5. После мужского соло на туттийном вступлении как-бы немного въезжают в ноты. Возможно, ловят друг друга без дирижëра, возможно, традиция, а возможно, так само получаются - мои коллеги-мужчины - русские, пели грузинское песнопение "Чаухтэт да чаухтэт Бараташвилса", и в принципе тот же эффект, но более слабовыраженный - вступление со слова " Бараташвилса" - это твëрдая согласная, способствующая чëткой атаке звука.
6. А вот на концах фраз наоборот - резкое глиссандо сверху вниз (сольное, или общее)
7. Басы внизу не давятся, мягкий округлый унисон. В произведениях, где непростая полиритмия - никто не топает, и головой не кивает, а как всë точно!
8. Гармонические характерности: параллельные квинты и трезвучия. Если нет параллельного движения голосов - то встречается движение голосов по типу: бас отдельно, и два верхних голоса отдельно (в древней церковной традиции такой тип изложения назывался кант)
9. Характерны трезвучия с задержанием как мелизм (sus. - sustain) на VII, II заменяется IIb. И вообще ладовая модальность - зачастую нет тоники. Нет хроматических тяготений.
И наверняка ещë очень много всего интересного....
Ссылка на концерт грузинского хора Басиани: