Найти тему
etonadovidet.info

ММКФ-2023: и целого мира мало…

На минувшей неделе завершил свою работу 45-й Московский Международный кинофестиваль — второй старейший мировой кинофорум. Смотр удался, несмотря на отсутствие громких имен: не страшась пути, мы рвались хоть на край земли, хоть за край вслед за отважными кинематографистами из неизведанных уголков мира. «Вокруг света за 8 дней», «Ночь над Чили», «Блокбастеры народов мира» — названия программ говорят сами за себя. Впрочем, это лишь малая часть предложенных аудитории киноугощений: помимо конкурсных показов и традиционного изобилия внеконкурсных картин, зрители могли посетить кинолекторий, а также сеансы программы российского кинематографа.

Кино — это всегда о воплощении мечты. Кинофестиваль — заряд энергии и вдохновения, место встречи фантазеров с горящими сердцами, мечтателей, объединенных всепоглощающей страстью к вымышленным мирам. Фильмы заглушают боль и учат не отводить взгляд, погружают в сладкий мир грез и сталкивают с безжалостной реальностью. Спеша на сеанс со страстно бьющимся сердцем, чувствуя приближение чуда, понимаешь:  счастье можно найти даже в самые мрачные времена, если не забывать обращаться к свету экрана в темном зале кинотеатра.

О самых любопытных фильмах ММКФ — в нашей двухчастной подборке. Вспомнив разгневанных мужчин и друзей Оушена, обезьян и годы рабства, остановились на 12 картинах.

Часть 1. Дым отечества и дух востока

«Снегирь» (Россия, 2022), фильм открытия, режиссер Борис Хлебников. В прокате с 8 июня.

«Снегирь» — мастерское, отточенное, бескомпромиссное кино — шторм, застающий врасплох, неистовый и карающий. История двух юнцов, проходящих практику на рыболовном судне, — тонкий драматический фильм-катастрофа о поиске себя и конфликте поколений, бросающий зрителя в ледяную бездну океана и собственного я.

Сценарий картины — адаптация повести Георгия Владимова. Тандем Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой, непременно стремящихся во всем дойти до самой сути, верен себе. Скрупулезное исследование мира фильма, психологическая достоверность каждой мотивировки, просчитанный ритм — в картине буквально ни одной фальшивой ноты. Актерские работы также на высоте: суровый Александр Робак, сорвиголова Тимофей Трибунцев и трогательно настоящий Макар Хлебников творят профессиональные чудеса. Обязательно к просмотру!

-2

«Ада» (Россия, 2022), конкурс «Русские премьеры», режиссер Станислав Светлов

«Ада» — нежная, теплая, лиричная, золотистая. Это ласковое, как голос мамы, и упоительно красивое кино о рае детства, доброте, дружбе и первой любви. В центре истории — двенадцатилетняя Ада (Маша Кожуханцева), живущая с мамой (Ольга Озоллапиня) в маленьком городке на берегу Оки. Обыденный мир девочки полон невиданных чудес, света и добра. Ада познает жизнь, влюбляется, хулиганит и учится на своих ошибках под аккомпанемент шуршащих листиков и ласкового ветерка.

Полнометражный дебют Станислава Светлова словно вино из одуванчиков, апрельское колдовство. В картине по большому счету ничего не происходит, но оторваться от этой идиллии невозможно. Мастерская операторская работа Павла Медведева, безупречно выстраивающего каждый кадр, чарующее цветовое решение фильма, его обволакивающая нежность влюбляют с первых секунд. Настоящая магия кино!

-3

«Отцы» (Россия, 2023), конкурс документального кино, режиссер Юрий Мокиенко

«Отцы» — безусловное открытие фестиваля, редкий пример уморительной и тонкой документальной комедии. Режиссер картины Юрий Мокиенко рассказывает о том, как его отец и брат снимают фильмы к организованному ими же фестивалю кино в родной деревне. Камера — смартфон, штатив — лопата, актеры — дети и внуки. Мы наблюдаем изнанку творческого процесса с его курьезами, спорами, прогонами, поиском реквизита и непередаваемой атмосферой любительских съемок. Ненавязчивая, аккуратная режиссура лишь высвечивает харизму героев, не мешая им быть собой.

Фильм Юрия Мокиенко сразит наповал духом безудержного творчества и бесшабашным юмором. Вы не оторветесь от экрана, даже если совсем не смотрите документальное кино. Неудивительно, что картина была удостоена Приза жюри Гильдии неигрового кино и телевидения. Если хотите вдоволь посмеяться и вдохновиться, не проходите мимо этой милой истории о творческой фантазии и силе семейных уз.

-4

«Обмен жизнями» («Jiao huan ren sheng», Китай, 2021), внеконкурсная программа «Блокбастеры народов мира», режиссер Су Лунь

«Обмен жизнями»задорное, увлекательное и трогательное зрительское кино, непременно ставшее бы кассовым хитом, окажись в международном прокате. История о романтичном подростке, волею судеб меняющемся жизнями с бесчувственным дельцом, придется по душе вне зависимости от ваших жанровых предпочтений. Изобретательность визуального решения и затрагиваемые проблемы роднят картину Су Луня с победителем оскаровской гонки «Всё, везде и сразу». Китайский режиссер напоминает нам о необходимости ценить то, что имеем, беречь семью, бороться за любовь и никогда не сдаваться.

Крепкий сценарий, затейливая работа художника-постановщика, органичная игра актеров, очаровательный юмор и умилительный финал оставляют то самое мягкое послевкусие хорошего семейного кино.

«Хрупкие цветы в потоке дней» (Kono hibiga naidara, Япония, 2022), основной конкурс, режиссер Ютака Цунэмати

«Хрупкие цветы в потоке дней» — размеренное, нежное и тихое кино о каждодневности и переменах, трудности выбора и его жестокой необходимости, неоднозначности жизни и внезапности смерти. В центре картины — молодой человек и девушка, которым предстоит разобраться как в своих любовных взаимоотношениях, так и личных проблемах.

Поток дней принесет и унесет боль, оставив на прилавке жизни хрупкие цветы воспоминаний. Менять или не менять? Любить или не любить? Быть или не быть? Мы вместе с героями стремимся найти ответы на вечные вопросы, блуждая по серому Токио. Созерцательная режиссура и тонкие актерские работы помогают настроиться на неспешный темпоритм картины и уловить блики ускользающих эмоций героев…

Белая хризантема— вот ножницы перед нейзамерли на мгновенье…
-5

«Тайные письма» (Hidden letters, Китай, Германия, Норвегия, США, 2022), программа документального кино «Свободная мысль», режиссер Виолет Ду Фэн

«Тайные письма» — снятая с любовью к национальным обычаям феминистская картина, повествующая о современных китаянках, изучающих тайный язык нушу, в прошлом буквально спасавший подавляемых патриархальной культурой женщин.

Что значит быть женщиной в современном Китае? Какова ее миссия? С какими социальными вызовами и условностями придется столкнуться женщине, чтобы найти свой путь? Какова сила традиций и степень их влияния? Это одни из множества вопросов, которые интересуют режиссера Виолет Ду Фэн, умело выстраивающую параллельные линии героинь. Ведомые автором, мы медленно погружаемся в жестокий мир прошлого — мир мужчин — и проводим аналогии с обществом современным, констатируя, что неладно что-то в китайском королевстве…

«Тайные письма» можно смело рекомендовать к просмотру: актуальные проблемы отнюдь не выглядят банальной данью повестке, а занятная тема, стройная драматургия и внимание к деталям не дадут заскучать.

Автор: Кожокару Татьяна