На минувшей неделе завершил свою работу 45-й Московский Международный кинофестиваль — второй старейший мировой кинофорум. Смотр удался, несмотря на отсутствие громких имен: не страшась пути, мы рвались хоть на край земли, хоть за край вслед за отважными кинематографистами из неизведанных уголков мира. «Вокруг света за 8 дней», «Ночь над Чили», «Блокбастеры народов мира» — названия программ говорят сами за себя. Впрочем, это лишь малая часть предложенных аудитории киноугощений: помимо конкурсных показов и традиционного изобилия внеконкурсных картин, зрители могли посетить кинолекторий, а также сеансы программы российского кинематографа.
Кино — это всегда о воплощении мечты. Кинофестиваль — заряд энергии и вдохновения, место встречи фантазеров с горящими сердцами, мечтателей, объединенных всепоглощающей страстью к вымышленным мирам. Фильмы заглушают боль и учат не отводить взгляд, погружают в сладкий мир грез и сталкивают с безжалостной реальностью. Спеша на сеанс со страстно бьющимся сердцем, чувствуя приближение чуда, понимаешь: счастье можно найти даже в самые мрачные времена, если не забывать обращаться к свету экрана в темном зале кинотеатра.
О самых любопытных фильмах ММКФ — в нашей двухчастной подборке. Вспомнив разгневанных мужчин и друзей Оушена, обезьян и годы рабства, остановились на 12 картинах.
Часть 1. Дым отечества и дух востока
«Снегирь» (Россия, 2022), фильм открытия, режиссер Борис Хлебников. В прокате с 8 июня.
«Снегирь» — мастерское, отточенное, бескомпромиссное кино — шторм, застающий врасплох, неистовый и карающий. История двух юнцов, проходящих практику на рыболовном судне, — тонкий драматический фильм-катастрофа о поиске себя и конфликте поколений, бросающий зрителя в ледяную бездну океана и собственного я.
Сценарий картины — адаптация повести Георгия Владимова. Тандем Бориса Хлебникова и Наталии Мещаниновой, непременно стремящихся во всем дойти до самой сути, верен себе. Скрупулезное исследование мира фильма, психологическая достоверность каждой мотивировки, просчитанный ритм — в картине буквально ни одной фальшивой ноты. Актерские работы также на высоте: суровый Александр Робак, сорвиголова Тимофей Трибунцев и трогательно настоящий Макар Хлебников творят профессиональные чудеса. Обязательно к просмотру!
«Ада» (Россия, 2022), конкурс «Русские премьеры», режиссер Станислав Светлов
«Ада» — нежная, теплая, лиричная, золотистая. Это ласковое, как голос мамы, и упоительно красивое кино о рае детства, доброте, дружбе и первой любви. В центре истории — двенадцатилетняя Ада (Маша Кожуханцева), живущая с мамой (Ольга Озоллапиня) в маленьком городке на берегу Оки. Обыденный мир девочки полон невиданных чудес, света и добра. Ада познает жизнь, влюбляется, хулиганит и учится на своих ошибках под аккомпанемент шуршащих листиков и ласкового ветерка.
Полнометражный дебют Станислава Светлова словно вино из одуванчиков, апрельское колдовство. В картине по большому счету ничего не происходит, но оторваться от этой идиллии невозможно. Мастерская операторская работа Павла Медведева, безупречно выстраивающего каждый кадр, чарующее цветовое решение фильма, его обволакивающая нежность влюбляют с первых секунд. Настоящая магия кино!
«Отцы» (Россия, 2023), конкурс документального кино, режиссер Юрий Мокиенко
«Отцы» — безусловное открытие фестиваля, редкий пример уморительной и тонкой документальной комедии. Режиссер картины Юрий Мокиенко рассказывает о том, как его отец и брат снимают фильмы к организованному ими же фестивалю кино в родной деревне. Камера — смартфон, штатив — лопата, актеры — дети и внуки. Мы наблюдаем изнанку творческого процесса с его курьезами, спорами, прогонами, поиском реквизита и непередаваемой атмосферой любительских съемок. Ненавязчивая, аккуратная режиссура лишь высвечивает харизму героев, не мешая им быть собой.
Фильм Юрия Мокиенко сразит наповал духом безудержного творчества и бесшабашным юмором. Вы не оторветесь от экрана, даже если совсем не смотрите документальное кино. Неудивительно, что картина была удостоена Приза жюри Гильдии неигрового кино и телевидения. Если хотите вдоволь посмеяться и вдохновиться, не проходите мимо этой милой истории о творческой фантазии и силе семейных уз.
«Обмен жизнями» («Jiao huan ren sheng», Китай, 2021), внеконкурсная программа «Блокбастеры народов мира», режиссер Су Лунь
«Обмен жизнями» — задорное, увлекательное и трогательное зрительское кино, непременно ставшее бы кассовым хитом, окажись в международном прокате. История о романтичном подростке, волею судеб меняющемся жизнями с бесчувственным дельцом, придется по душе вне зависимости от ваших жанровых предпочтений. Изобретательность визуального решения и затрагиваемые проблемы роднят картину Су Луня с победителем оскаровской гонки «Всё, везде и сразу». Китайский режиссер напоминает нам о необходимости ценить то, что имеем, беречь семью, бороться за любовь и никогда не сдаваться.
Крепкий сценарий, затейливая работа художника-постановщика, органичная игра актеров, очаровательный юмор и умилительный финал оставляют то самое мягкое послевкусие хорошего семейного кино.
«Хрупкие цветы в потоке дней» (Kono hibiga naidara, Япония, 2022), основной конкурс, режиссер Ютака Цунэмати
«Хрупкие цветы в потоке дней» — размеренное, нежное и тихое кино о каждодневности и переменах, трудности выбора и его жестокой необходимости, неоднозначности жизни и внезапности смерти. В центре картины — молодой человек и девушка, которым предстоит разобраться как в своих любовных взаимоотношениях, так и личных проблемах.
Поток дней принесет и унесет боль, оставив на прилавке жизни хрупкие цветы воспоминаний. Менять или не менять? Любить или не любить? Быть или не быть? Мы вместе с героями стремимся найти ответы на вечные вопросы, блуждая по серому Токио. Созерцательная режиссура и тонкие актерские работы помогают настроиться на неспешный темпоритм картины и уловить блики ускользающих эмоций героев…
Белая хризантема— вот ножницы перед нейзамерли на мгновенье…
«Тайные письма» (Hidden letters, Китай, Германия, Норвегия, США, 2022), программа документального кино «Свободная мысль», режиссер Виолет Ду Фэн
«Тайные письма» — снятая с любовью к национальным обычаям феминистская картина, повествующая о современных китаянках, изучающих тайный язык нушу, в прошлом буквально спасавший подавляемых патриархальной культурой женщин.
Что значит быть женщиной в современном Китае? Какова ее миссия? С какими социальными вызовами и условностями придется столкнуться женщине, чтобы найти свой путь? Какова сила традиций и степень их влияния? Это одни из множества вопросов, которые интересуют режиссера Виолет Ду Фэн, умело выстраивающую параллельные линии героинь. Ведомые автором, мы медленно погружаемся в жестокий мир прошлого — мир мужчин — и проводим аналогии с обществом современным, констатируя, что неладно что-то в китайском королевстве…
«Тайные письма» можно смело рекомендовать к просмотру: актуальные проблемы отнюдь не выглядят банальной данью повестке, а занятная тема, стройная драматургия и внимание к деталям не дадут заскучать.
Автор: Кожокару Татьяна