ЯКУТСК, 10 мая. /ТАСС/. Увеличение периодов засухи и неравномерность выпадения осадков, связанные с изменением климата, приводят к росту интенсивности и площадей природных пожаров на Дальнем Востоке и в Арктике. Такое мнение высказал ТАСС в среду кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник Института геологии и природопользования ДВО РАН Александр Иванов.
"Негативные последствия изменений климата в отношении осадков заключаются в неравномерности их выпадения и продолжительности периодов засухи. Что это означает для ситуации с пожарами? Сила и площадь, пройденная огнем, зависит от наличия горючих материалов - сухой лесной подстилки и древесного отпада. Естественно, потепление делает эти горючие материалы суше, то есть потенциально усиливает лесные пожары", - отметил Иванов.
На Дальнем Востоке начался пожароопасный сезон, самая сложная обстановка наблюдается в Хабаровском, Приморском и Забайкальском краях, а также в Бурятии. По данным "Авиалесоохраны" на утро 9 мая, общая площадь лесных пожаров в округе превышала 6,1 тыс. га. При этом в Якутии, где еще полностью не сошел снежный покров, готовятся к борьбе со стихией. Эксперты прогнозируют, что из-за засушливой погоды в регионе может сложиться непростая ситуация.
Пожары в Якутии
Начало пожароопасного сезона в Якутии прогнозируют на вторую-третью декаду мая. Это связано со значительным количеством снега, который выпал в конце зимнего периода на территории республики.
По мнению Александра Иванова, леса Якутии более уязвимы к пожарам. "Лесные пожары в Якутии отличаются, во-первых, тем, что это территория с пониженным количеством осадков. Скажем, если во Владивостоке за год выпадает около 850 мм осадков, то в Якутске - всего 200 мм. Иными словами, "приленская" территория раза в четыре суше "приамурской". Вторая особенность заключается в том, что в регионе около 90% лесного фонда - лиственничники", - напомнил он.
При суровых погодных условиях никакие другие виды растений не способны выжить в лесах Якутии, поэтому здесь крайне низко биологическое разнообразие. "А как известно, чем оно ниже, тем меньше устойчивость ко всяческим нарушениям и, в частности, пожарам. Поэтому мы можем говорить, что леса Якутии более уязвимы к учащающимся пожарам, чем леса других регионов", - отметил ученый.
"Подземные" пожары
Дать точный прогноз о пожарах на предстоящий сезон, наверное, невозможно, добавили Иванов. Для конкретных территорий многое зависит от случайных факторов - сухих гроз, обращения с огнем местного населения. "Если говорить о глобальных трендах, то на территории России отмечается увеличение средней температуры воздуха. Темпы этого увеличения в центральной Якутии составляют 0,4-0,6 градуса за 10 лет, а в арктической части теплеет в два раза быстрее - на 1 градус за 10 лет. При этом единого закономерного изменения количества осадков не прослеживается. В некоторых регионах Сибири отмечается небольшое увеличение годовой суммы осадков за последние годы", - отметил собеседник агентства.
Первая особенность пожаров северных широт - это время их массового возникновения: если лесные пожары возникают преимущественно весной или в первой половине лета, то пожары в тундре фиксируются с июля по сентябрь.
Вторая особенность - наличие болот и торфяников. Арктические пожары получили название "зомби-пожары", потому что они часто продолжают "жить" под землей. Даже когда на поверхности лежит снег и сильный мороз, торф продолжает тлеть и это может длиться несколько месяцев, а весной начинается активное горение сухой травы, кустарников, деревьев.
"Также известно, что зона тундр и арктических пустынь - это территория, на которой не ведется тушения пожаров. Ее называют "зоной контроля". То есть дистанционными методами можно определить места возгораний, затем посчитать площади гарей. Но вот заниматься тушением возможностей нет - для этого не развита инфраструктура, нет дорог", - отметил ученый.
Восстановление экосистем
По его словам, в суровых условиях севера процессы накопления растениями биомассы, идут гораздо медленнее, чем, скажем, на юге России. Поэтому и темпы восстановления экосистем здесь медленнее. Кроме того, тундровая растительность очень бедная по составу видов.
"Это означает, что здесь нет таких возможностей смены растительных сообществ, как в более теплом климате (например, смена лиственничников березняками на юге Якутии). Более опасный и необратимый процесс - это деградация мерзлоты. Пожары, несомненно, ускоряют этот процесс и все вытекающие последствия - термокарст, эрозию, солифлюкцию. Надо понимать, что эти процессы необратимые. Там, где раньше тысячелетиями была характерная тундровая растительность - образуется термокарстовое озеро и сценарий обратной смены невозможен", - сказал Иванов.
По словам эксперта, проблема деградации тундровых экосистем не самая большая, поскольку основная пожарная угроза глобального уровня - это горение лесов Сибири и Дальнего Востока, в том числе и в арктической зоне. Повреждения пожарами тундровых экосистем составляют не более 1-2% от всех пожаров в северной Евразии. Это связано в том числе и более коротким бесснежным периодом.