Найти тему

"Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов" И.В. Самойленко

Оглавление
Издательство Феникс, 2012
Издательство Феникс, 2012

Привет, читатели!

Недавно говорили с вами о том, что мой сынишка Стёпа стал бояться многих вещей. Кто пропустил, это было здесь:

И я совершенно случайно нашла в домашней библиотеке книгу про страхи и способы работы с ними. Об этом здесь:

Конечно, я сразу отложила все другие книги и принялась за изучение этой. Делюсь впечатлениями.

1. Что содержится внутри?

Вы можете полистать галерею и подробно изучить оглавление.

Также на Лабиринте: https://www.labirint.ru/books/342243/ - в продаже нет, зато есть фотографии некоторых страниц.

С небольшим отрывком ознакомиться можно здесь: https://www.calameo.com/read/0006876189ee23275e31b

Сами видите, какой объем информации заложен в 250 страниц. БОльшая часть - практическая. Автор приводит множество различных методов, приёмов, игр и упражнений для борьбы со страхами у детей.

Сразу обращу внимание, что основная масса игр направлена на возраст 4+ и на школьников. Для малышей до 3 лет здесь совсем мало советов, что меня, конечно же, огорчило.

2. Теория страхов: причины и виды

В книге автор подробно раскрывает возникновение страха. Если делать краткую выжимку из теоретической части, то основными причинами появления страха являются:

  • генетическая память (именно она отвечает за страхи у младенцев);
  • реальный опыт боли (собака укусила);
  • предметы (действуют либо на воображение, либо на органы чувств - монстры или резкие звуки);
  • внутренние переживания, конфликты;
  • родительские страхи и установки ("не залезай высоко - упадёшь");
  • особенности высшей нервной деятельности (высокая эмоциональная чувствительность, тревожность);
  • влияние урбанизации (в городе гораздо больше страхов и огромное количество информации).

Виды страхов тоже различны:

  • ситуативные и личностные (реакции на стрессовые ситуации);
  • врожденные и приобретенные;
  • природные (боязнь темноты, высоты, воды);
  • социальные (страх одиночества, боязнь людей, неоправданных ожиданий);
  • и др.

В большинстве своём психологи по-разному могут делить страхи, называть и обобщать их по любым критериям. Но основой всё равно остаются приведённые выше виды.

3. Возрастные деления страхов

Конечно, каждому возрасту присущи свои собственные страхи. Детки до 1 года боятся громких звуков или отсутствия мамы рядом. В 2 года начинают бояться боли и врачей, наказаний, темноты и одиночества. В 3-4 года появляются монстры, живущие под кроватью. В 6-7 лет боятся за свою жизнь и жизнь родителей, грозы, землетрясений и пр. В 11-16 лет страхи связаны с признанием в обществе, с поисками своего места "под солнцем".

По просьбе Читаем с детьми прикладываю фото страниц про страхи подростков.

Именно в главе про различные возрасты я нашла ответ на свой запрос со страхами сына:

"Возрастные страхи должны беспокоить родителей только в том случае, если ребёнок не может их перерасти. Тогда необходима помощь и поддержка взрослых, обращение к специалистам" - И.Самойленко, стр. 27

Я уже сталкивалась со страхом транспорта и темноты у сына, примерно 2-3 месяца и они проходили. Видимо, новый "виток" страхов идёт сейчас. Мы проговариваем и прорабатываем, но в доступной малышу форме. Пока ещё возраст маленький для полноценных игр и упражнений. Плюс тут важно не переборщить.

Вывод: паниковать не стоит, стоит - наблюдать и действовать по ситуации.

4. Методы и приёмы

Прежде чем работать со страхом, его надо выявить. Для этого используются разные тесты в виде ответов на вопросы или подбора картинок. Но самый эффективный способ диагностики - это рисунок. При помощи рисунка можно выявить отношение ребёнка к детскому саду, к школе, к семье.

Существует множество самых разных методик, подбирать их необходимо в зависимости от запроса (т.е. исходя из конкретного страха ребёнка).

Задание "Вагончики" для детей от 2,5 лет. Очень простое и понятное даже для малышей. Делали со Степой, справился.
Задание "Вагончики" для детей от 2,5 лет. Очень простое и понятное даже для малышей. Делали со Степой, справился.

Повторюсь, множество приведённых в книге практических заданий ориентированы на детей старше 4-х лет. И есть коллективные игры, они для семей с несколькими детьми или педагогов, работающих с группами.

После определения страха можно приступать к работе с ним. Это достаточно долгий процесс, нельзя думать, что один раз поиграли, поговорили и на этом всё закончилось. Работа идёт до тех пор, пока ребёнок скажет или покажет, что страх реально ушёл. На каждый страх найдётся "управа", выбирать можно любое подходящее задание, главное, чтобы ребёнок мог его понять и выполнить. Я не буду долго расписывать, как правильно работать со страхами, здесь всё же краткий конспект книги, а не научный труд)))

Если нет такой книги или возможности обратится к специалисту, просто поищите в Сети: "Игры против страха для детей" - вам выдаст кучу статей.

5. Личные впечатления и выводы

Новой информации я для себя не нашла. В период учебы я всё это изучала, просто подзабылись некоторые моменты. "Освежила" знания, так сказать. По сути, конкретно под мой вопрос был обнаружен только один ответ про возрастные страхи. Более ничего путного я не нашла. Для детей постарше здесь просто кладезь методик. Для малышей - минимум. Из всего многообразия мы нормально смогли выполнить только одну с "Вагончиками", остальное - недоступно даже в силу творческих навыков сына.

Например, попытка нарисовать нашу семью.

"Степа, нарисуй твою семью" - сын рисует кружочки.
"Это папа, он огромный, это мама, это Степа - мы маленькие". (Кружки все разного размера). "Это Аркаша" - длинная палка, "это Уна" - короткая палка. Ещё пририсовывает кружки - бабушку и дедушку - штрихует, как будто волосы рисует, "дедушка лохматый и бабушка тоже")))

Степан молодец, неплохо справился, но проводить полноценный анализ тут сложно))

В общем, это очень педагогическая и психологическая книга, без художественных вставок. Это не книги Анны Быковой или Людмилы Петрановской, где они своими словами рассказывают о психологии детей. Тут исключительно научные факты.

Точно рекомендую педагогам, психологам, арт-терапевтам для работы с детьми. Рекомендовать родителям могу только при полном понимании методик и игр, и их необходимости в работе конкретно с вашим ребёнком. В них нет ничего сложного, но при наличии сильных страхов у детей лучше всё-таки сначала проконсультироваться со специалистами. Как говорится, не навреди пользой.

Будьте здоровы и лишний раз не бойтесь!

Ваша Даша.

#страхи #дети #психология #педагогика #терапия #игры #упражнения