Найти тему

Родным без вести пропавших. Часть 2. Как реагирует ребенок, как помочь

Оглавление

Не зажечь свечи за здравие,

И нельзя в помин души…(А. Решетов)

В первой части – почему для семьи пропавшего без вести это потеря при особо тяжелых обстоятельствах:

Во второй части – как воспринимает ребенок, если в семье кто-то пропал без вести и принципы помощи.

Нормальная модель мира ребенка – эгоцентричная. То есть ребенок считает центром мироздания себя, вокруг него – близкие, обычно родители, дальше – остальной мир. Маленький ребенок (лет до 7) познает мир через своих близких.

Кстати, эгоцентричное мышление ребенка лежит в основе магического мышления: ребенок приписывает своим мыслям и чувствам способность влиять на реальный мир. Например, если сильно хотеть набор лего – родители купят, просто надо сильно хотеть. Для исполнения желаний дети придумывают наивные ритуалы. Одна девочка мне сказала: когда я скучаю по папе, я знаю, что делать: надо долго плакать – и тогда папа придет, я много раз так делала. Именно эгоцентричное детское мышление эксплуатируют концепции типа “мысль материальна” и т.д. (помните, был такой фильм Секрет).

Ребенок считает себя центром и причиной событий в мире, особенно в семье. Поэтому он часто считает себя ответственным за пугающие события – особенно это бывает, когда взрослые ребенка обвиняют и ругают по пустякам. Или не объясняют ребенку, что происходит.

Например, дети очень часто считают себя виновными за то, что родители ссорятся: “они ссорятся, потому что я плохой, если бы я хорошо себя вел, этого бы не было” или “мама ушла, это наказание за то что я плохо себя вел, надо быть хорошим и тогда мама вернется”.

Если в семье происходит такое тяжелое событие как пропавший без вести, взрослые часто не знают, как сказать ребенку – они и со своими чувствами и поведением не могут разобраться. Бывает, происходит так, что ребенку ничего не говорят, обманывают или бормочут что-то невразумительное – и дальше взрослые пытаются изображать нормальную жизнь.

Но это не нормальная жизнь.

Многочисленные исследования и мой клинический опыт говорят, что замалчивание потери в семье всегда усугубляет травму ребенка. Детям любого возраста всегда надо сообщать о потере. Для полуторагодовалого это будут одни слова, для восьмилетки другие – но сказать надо. Не знаете как сказать – идите к профессиональному психологу.

Замалчивание страшно запутывает ребенка, сбивает с толку и приучает не верить самому себе и людям.

  • С одной стороны, взрослые ничего не говорят или врут, произносят какие-то формальные слова утешения,
  • с другой стороны, взрослые ведут себя странно и психуют, казалось бы, на ровном месте,
  • с третьей стороны, взрослые плачут без повода или крепятся и глотают слезы,
  • с четвертой стороны, в семье странная душная атмосфера ожидания чего-то,
  • с еще одной стороны, другие люди (воспитательница, учительница, соседи) смотрят на ребенка как-то странно.

В итоге детская нервная система не выдерживает нагрузки. Возникают реакции, которые трудно не заметить: ночной энурез, дневное недержание мочи или кала, начинает сосать палец, раскачиваться, мастурбировать, начинает заикаться или перестает разговаривать, теряет аппетит или начинает есть все подряд и не может насытиться, плачет без остановки или сидит в углу как испуганный зверек.

Хорошо, если взрослые на этом этапе придут к психологу. Плохо, если взрослые начинают исправлять ребенка: ругают, стыдят, наказывают.

Что делать, если в семье пропавший без вести

  • Найти возможность поделиться своими чувствами, мыслями, мнениями. Понимать, что эти чувства, мысли и мнения могут и будут меняться со временем.
  • Понять, кто в семье больше всего пострадал (этому человеку больше всего нужна помощь).
  • Осмыслить, какова должна быть новая структура семьи, каковы новые роли.
  • Провести свои ритуалы прощания, чтобы горе смогло сделать свою работу.

Эту огромную страшную работу можно сделать самим, можно с помощью психолога. Процесс психотерапии должен быть максимально бережным – в таких случаях нужен профессиональный психолог, умеющий работать с такими состояниями и понимающий, что он делает. Я с такими состояниями работаю, поэтому и пишу об этом.

Принципы помощи ребенку, если в семье кто-то пропал без вести

  1. Позволить ребенку любое странное поведение. Не надо его ругать, запрещать, стыдить, наказывать.
  2. Сообщить ребенку правдивую информацию. Не знаете как сообщить – идите к детскому психологу. Не изображайте, что все нормально.
  3. Стараться вернуть нормальный режим дня.
  4. Позволять и поощрять, чтобы ребенок много играл, рисовал, вел дневник.
  5. Рядом с ребенком должен быть родной взрослый, сам в устойчивом состоянии. Не знаете как найти устойчивость в такой страшной ситуации – идите к психологу. Если рядом с вами ребенок – вы обязаны привести себя в порядок.

Помощь ребенку начинается с помощи родителю.

Не тяните, обращайтесь за помощью, - само не пройдет.

Мой канал в телеграме

Подростковый психолог, суицидолог Ольга Золоткова