Одна из самых влиятельных художниц современности, ярая феминистка и многодетная мама — Луиз Буржуа (Louise Bourgeois) — смогла не только преодолеть травмирующий опыт детства, но и превратить его в произведения искусства. Работы художницы своего рода дневник, в котором она откровенно изливает боль и радость, ничего не утаивая от зрителя. Творчество Луиз впитало в себя наследие знаковых направлений XX в. — кубизма, футуризма, сюрреализма, конструктивизма, абстракционизма и концептуализма.
Луиз Буржуа родилась 25 декабря 1911 г. в Париже. Она была средним ребенком (из трех) в семье Жозефины и Луи Буржуа. Через несколько лет после рождения Луиз семья перебралась в Шуази-ле-Руа, где они организовали мастерскую по реставрации шпалер. Мать руководила мастерской, занималась непосредственно ткачеством и реставрацией, часто привлекая в помощи детей. Луиз делала эскизы для реставрации утерянных фрагментов ковров и получалось у нее это очень хорошо. По настоянию матери девочку начинают обучать живописи, чему отец был не очень рад. Луи считал это бесполезным занятием для девочки, цель которой — удачно выйти замуж. В это же время отец будущей художницы открыто изменял матери с гувернанткой. Жозефина предпочитала не замечать измен мужа, ради благополучия детей, продолжая изображать идеальную семью на публике. Чувствительная Луиз видела неверность отца и страдания матери из-за него.
В 1932 г. Луиз Буржуа поступает в Сорбонну, чтобы изучать математику и геометрию. В этом же году умирает Жозефина. В ее смерти Луиз винит отца. Девушка была настолько подавлена горем, что наложила на себя руки, но, к счастью, ее удалось спасти. Луиз решает изменить свою жизнь и посвятить себя искусству. Она начинает посещать лекции по истории искусства, вновь начинает заниматься живописью, идет ассистировать Фернану Леже. Основоположник тубизма сказал ей, что она не может быть художником — Луиз должна быть скульптором.
В 1932 г. а затем и в 1934 г. вместе с группой студентов под руководством преподавателя Поля Колена посещает Москву. Сохранилось письмо, в котором Буржуа писала, что ей понравилась Москва и она ранее никогда не видела ничего подобного. В 1936 г., после окончания Сорбонны, Буржуа начинает изучать искусствоведение в Школе Лувра и в Школе изящных искусств, посещает мастерские передовых художников Франции. Буржуа с жадностью поглощала знания и перенимала опыт художников, хотя и осуждала Андре Бретона и художников его круга, которые воспринимали женщин исключительно в качестве муз, а не полноправных художников.
В 1938 г. пробует себя в качестве арт-дилера и открывает небольшую галерею. Успехом галерея не пользовалась, но именно благодаря ей Лиуз познакомилась со своим будущим мужем — выпускником Гарварда, американским искусствоведом Робертом Голдуотером. Он был экспертом по первобытному искусству, а позже, в 1957 г. стал первым директором нью-йоркского музея первобытного искусства. В 1939 г. Луиз вместе с мужем переехала в Нью-Йорк.
После переезда в США Буржуа уходит от живописи и графики к скульптуре. В первых скульптурах Луиз чувствуется влияние художников, у которых она обучалась и различных актуальных на тот момент течений в искусстве (в частности кубизма и конструктивизма), а также архаических народных скульптур. Ранние скульптуры Буржуа часто выполнены из дерева. Произведение "Слепой, ведущий слепого" один из примеров ее ранних работ. Работа своим названием отсылает к шедевру Питера Брейгеля Старшего "Притча о слепых". Сама скульптура — это конструкция из 20 деревянных подпорок розового цвета, которые сужаются книзу, а сверху соединяются чем-то вроде непрочного мостика-стяжки. Работа удивляла зрителей своей лаконичностью и кажущейся неустойчивостью. Сама Луиза говорила, что скульптура просто отражает её детское желание спрятаться под столом во время семейных скандалов.
Болезненные воспоминания детства стали основой творчества Луиз. Дневники, которые она хранила с 1923 г., повествуют о гнетущих девушку чувствах вины, гнева, страха. Богатое символизмом творчество художницы носит глубоко личный характер, его нельзя рассматривать отдельно от детства Буржуа. Во взрослой жизни Луиз нашла свое призвание, вышла замуж по любви, счастливо жила со своим мужем и состоялась как мать троих сыновей (одного из них Луиз и Роберт усыновили). Весь свой травмирующий опыт детства она направила в свое искусство, занимаясь своего рода арт-терапией.
"Мои эмоции несоразмерны с моими габаритами. Не одни эмоции, а их сила — она просто невыносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам".
Эмоциональным апогеем всего творчества Буржуа можно назвать работу "Разрушение отца". Так личность одного человека — собственного отца — стала для художницы одновременно и главным кошмаром, и главным вдохновением. Буржуа инсценировала каннибалистический пир, во время которого семья разделывает, а затем поглощает властного отца. Потомки устали от деспотизма главы семейства, а потому восстали против него. Инсталляция представляет собой мягкое пространство, напоминающее освещенную красным светом пещеру, в котором похожие то ли на валуны, то ли на буханки хлеба фигуры окружают жертвенную плиту. На столе — части тела главы семейства. Это тревожная и пугающая инсталляция по своей драматургии напоминает произведения одного из любимых художников Буржуа — Франсиско Гойя.
"Я начала заниматься искусством, потому что оно отгораживало меня от тяжелых обеденных разговоров, когда мой отец рассуждал, какой он добрый и замечательный. Я брала белый хлеб, смачивала его слюной и лепила фигурку отца. Когда фигурка была готова, я начинала отрезать у нее руки и ноги ножом".
В 1990-е гг. Луиз начинает новую серию работ — "Клетки". Художница хотела создать такую форму взаимодействия искусства со зрителем, которая позволяла бы полностью прочувствовать эмоциональный опыт в обособленной от музея среде. До 1990 г. ее работы — это скульптуры из мрамора или бронзы. Теперь же художница создает работы, представляющие собой сложные клетки, наполненные воспоминаниями — разорванными шпалерами, флаконами духов, одеждой и бытовыми предметами, которые вызывали у Буржуа определенные воспоминания. Порой предметы в ее клетках объяснялись совершенно неожиданным образом — ей нравилось, как на французском звучит описание этого предмета. Зритель может зайти в клетку и полностью погрузиться в воспоминания художницы.
Серия включает в себя около 60 работ, для создания которых Буржуа использовала найденные объекты, предметы своей повседневной жизни (одежду, ткани, мебель) и скульптурные произведения, помещая их в характерные архитектурные ограждения. "Опасный проход" представляет собой длинный, похожий на тюремный, коридор, который проходит вдоль камер с образами прошлого и устройствами для пыток. "Клетка (Шуази)" выглядит как гильотина, под которой размещена мраморная копия дома детства Луиз.
Термин "клетка" впервые возник в ходе подготовки к выставке в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге в 1991 г., где Луиз Буржуа представила шесть работ цикла. Для нее это слово обладало рядом значений — от биологической клетки живого организма до тюремной камеры.
""Клетки" представляют разные виды боли: физическую, эмоциональную и психологическую, душевную и умственную. В каждой "Клетке" есть удовольствие вуайериста — трепет от того факта, что ты наблюдаешь или наблюдают за тобой. "Клетки" либо притягивают, либо отталкивают друг друга. Они стремятся стать единым целым, слиться или, наоборот, отделиться друг от друга".
“Клетки” сделали 80-летнюю Луиз Буржуа звездой международного масштаба. Музеи выстраивались в очередь, чтобы провести выставку ее работ, а в мастерскую скульптора постоянно приходили молодые художники и студенты. Но самой важной и, безусловно, самой узнаваемой серией работ художницы становится цикл из скульптур пауков. Крупнейшая работа этого цикла скульптур — "Мама". Девятиметровый бронзовый паук балансирует над землей на восьми длинных тонких ногах, защищая подвешенную к ее брюшку сеть с восемью мраморными яйцами. Хищная и в то же время уязвимая паучиха, готовая на все ради своих детей, служит образом любимой матери Луиз Буржуа.
Художественный мотив паука появился на двух рисунках Буржуа в 1940-х гг. и в 1990-х гг. приобрел особенно важное значение в ее творчестве. Художница считала пауков очень умными и утонченными созданиями. Мать для нее была важнейшей фигурой в жизни, и Луиз хотелось, чтобы скульптура была по своим масштабам соразмерна со значимостью Жозефины.
"Паук — это ода моей матери. Она была моей лучшей подругой. Как и паук, моя мать была ткачихой. Моя семья занималась реставрацией шпалер, а моя мама руководила мастерской. Как и пауки, моя мать была очень умна. Пауки — дружелюбные существа, которые едят комаров, распространяющих болезни. Итак, пауки помогают и защищают, как и моя мама".
Уйдя из жизни в возрасте 98 лет, Луиз Буржуа осталась в истории искусства одним из самых влиятельных художников современности. Каталог-резоне ее работ сложно составить — огромный массив произведений включает в себя большое количество скульптур, целый ряд перформансов и хеппенингов, многочисленные живописные и графические работы. И каждая из этих работ — страница ее дневника, которая позволяет заглянуть в самые дальние уголки израненной души художницы.
"Художником можно родиться и нельзя сделаться. Художник не может освободиться от подсознательного. Это трагическая судьба, это благословение, посланное с отвращением".
— Луиз Буржуа.