Найти в Дзене
Жабкин

Первые пассажирские автобусы в Саратовской области. 1934 год

Самый первый автобусный маршрут в Саратове должен был появиться 15 декабря 1934 года. Cудя по аббревиатуре АМО, вместимости и фотографиям, первыми саратовскими автобусами были ЗИС-8.

За неделю до этого в газете "Правда Саратовского края" была опубликована статья с маршрутом этого автобуса.

Если следовать современному наименованию улиц, то маршрут был такой: №1 "Горсовет - САДИ": Горсовет (Первомайская) - Радищева - Большая Казачья - Астраханская - Слонова - Степана Разина - Рабочая - Большая Садовая - 2-я Садовая - САДИ (Политехническая).

Однако 1 января 1935 года автобусы для первого маршрута ещё ремонтировались. Второй маршрут ещё даже не придумали.

-2

Второй маршрут появился по всей видимости в феврале. Он ходил от Вокзала до Пристаней по современной Московской улице (дублёр трамвая "А", будущего 14-го маршрута).

№2 Вокзал - Пристань

-3

10 февраля в городе открылся ещё один автобусный маршрут "Вокзал - Завод Комбайнов" (дублёр трамвая "В", будущего 15-го маршрута). Однако, видимо из-за нехватки автобусов, он больше в феврале не работал. Есть вероятность, что маршрут "Вокзал - Пристани" появился вместо него.

№3 Вокзал - Завод комбайнов

-4

И в конце февраля подведены первые итоги работы автобусов в городе.

-5

Как мы видим, маршрут поменялся:
№1 "Горсовет - САДИ": Горсовет (Первомайская) - Радищева - пр.Столыпина - Чапаева - Советская - Слонова - Степана Разина - Рабочая - Большая Садовая - 2-я Садовая - САДИ (Политехническая).

А это фотография из отчёта о работе Саратовского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов за 1935 год.

-6

--

Вторым вариантом использования пассажирских автобусов стала переправа между Саратовом и Энгельсом. До этого на ней для пассажиров работали лишь извозчики и, возможно, автомашины.

-7

--

Дополнение от Лаборатории историка:

На 1 января 1935 г. во всех городах Саратовского края имелось всего пять автобусов. Собственно все они были получены Энгельсом, видимо, в связи с тем, что в Саратове более-менее справлялся трамвай. Их общая вместимость была 88 мест, очевидно сидячих.

К новому году автобусы перевезли 407 тыс. человек, проехав 198,5 тыс. километров. Неплохо для пяти небольших автобусов.

Далее. 11 октября 1937 г. и.о. 1-го секретаря Саратовского областного комитета ВКП(б) К.Аболяев докладывает Сталину и Молотову:

«Автобусное хозяйство г.Саратова находится в состоянии, когда оно не может совершенно удовлетворить запросов города для обслуживания нужд по перевозке пассажиров.
Автобусное хозяйство состоит из 9 машин (марки ЗИС-4 — 4 машины, марки ГАЗ — 5 машин) при этом имеющих износ свыше 60%
».

Упомянутый автобус ГАЗ — это скорее всего ГАЗ-03-30 (1933-1948 гг.), в нем было 17 сидячих мест.

-8

Упомянутый автобус ЗИС скорее всего мог быть 22-местным автобусом ЗИС-8, который выпускался с 1934 г.

-9

Далее К.Аболяев сообщает: «По титульному списку на 1937 год предусмотрено 8 автомашин, фактически ничего не получено.
Гаража и обслуживающих мастерских хозяйство не имеет, в результате машины стоят под открытым небом, что лишает производства профилактического осмотра и ремонта машин
».

Последний кусочек информации - короткая заметка из областной газеты от 8 января 1941 г., в которой упоминается автобусное сообщение. Особенно понравилось требование установить электрифицированные таблички остановок - их нет до сих пор.

-10

Источники:
1.Сборник статистических сведений по Саратовскому краю за 1934 год. - Саратов, 1935. С.213.
2.ГАНИСО, Ф.594, Оп.1, Д.909,Л.20-21.
3.Коммунист, 8 января 1941 г.

Ещё пара фотографий из старых саратовских газет от Марии Салий, на которых можно наблюдать автобусы:

-11
-12