Несмотря на то, что почти всё внимание к надводным сражениям Второй мировой войны на море приковано к дредноутам – «Бисмаркам», «Тирпицам», «Айовам», «Ямато», «Герцогам Йоркским», тем не менее, участие именно броненосцев имело место быть, и это участие местами оказалось настолько значительным, что обойтись без учёта участия и воздействия броненосцев на ход и течение Второй мировой войны совершенно невозможно. Тем более что залпы именно броненосца «Силезия-Гольштейн» озвучили начало Немецко-польской войны 1939 г., превратившейся через несколько дней усилиями подельников по Мюнхенскому сговору 1938 г. в Европский ТВД 1939-1945 гг. Второй мировой войны 1937-1945 гг. (См. Рис. 1)
На этом ТВД у участников числилось значительное количество разных по размеру и боевой мощи броненосцев: III-ий Рейх обладал двумя полноценными «Дойчландами» и одним «Гессеном» используемым как ледокол, Норвежское королевство обладало броненосцами береговой обороны - двумя «Эйсвольдами» и двумя «Торденскьольдами», Греческое королевство владело двумя эскадренными «Миссисипями», Финская республика двумя новейшими «Ильмариненами», Датское королевство, некогда могучее, обладало одним «жирным» «Троллем» «Педером Скрамом» и одним не менее упитанным «Нильсом Юлием».
Голландское Королевство держало два недобитых молью броненосца в Европских водах. Ещё одно кошмарище голландское правительство держало в Голландской Восточной Индии, ныне Индонезии. Однако это кошмарище, урождённое как «Семь провинций» (HNLMS «De Zeven Provinciën») было кошмарищем сугубо внутреннего применения, «Потёмкиным» голландского розлива, своей смутой 04-10 февраля 1933 г. бросившей тень на и так давно уже не особо гордое, а точнее давно потускневшее знамя голландских мореходов, то оно не совсем подпадает под предмет данного исследования – «Броненосцы не самых больших пушек Второй мировой войны. Маленькие кошмарища больших флотов», так после позора и кидания бомб с парусиновых самолётов, (См. Рис. 2) переименованное в HNLMS «Soerabaja», было безо всякого страха и упрёка потоплено боле современными японскими самолётами «Mitsubishi G4M» 18 февраля 1942-го года там же в Сурабайе. Будучи поднятое и введённое в строй Японских Императорских ВМС через год оно было также без страха и упрёка потоплено уже англо-саксами, так и не став кошмарищем.
Таким образом, в ходе Второй мировой войны броненосцы показывали разный уровень боевой устойчивости и живучести, и на разном уровне кошмарили противника.
Если на Северном море судьба норвежских броненосцев «Eidsvold» и «Norge» была быстра и печальна получением 09 апреля 1940-го года трёх и двух торпед соответственно от эсминцев III-го Рейха, то «Tordenskjold» и «Harald Haarfagre» благополучно пережили Вторую мировую войну в качестве кораблей ПВО, так никого и не испугав. (См. Рис. 3, 4)
В Эгейском море столь же быстрой и печальной, как и у «Эйдсвольдов», была судьба греческих броненосцев «Kilkis» (Θ/Κ «Κιλκίς») и «Lemnos» (Θ/Κ «Λήμνος»),[1] потопленных 23 апреля 1941-го года пожалуй если не самыми знаменитыми, то сами успешными самолётами III-го Рейха «Junkers Ju 87», следующим значительным кораблём на их счету оказался русский «Петропавловск», потопленный 23 сентября 1941-го года у причальной стенки в Кронштадте.
При этом стоит отметить, что именно Балтийское (Варяжское) море оказалось самым броненосным морем Второй мировой войны – все три броненосца III-го Рейха – «Силезия-Гольштейн», «Гессен» и «Силезия» резвились в основном именно на нём, под конец Второй мировой досаждая сухопутным войскам РККА. Там же резвились два финских броненосца «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен», изначально досаждая ВМС РККА и ВМБ Ханко. Потопление на мине 13 сентября 1941-го года «Ильмаринена», даже без вала награждений по этому поводу, вызвало в ВМС РККА заметное облегчение, но «Вяйнемйнен» даже с четырьмя 254 мм. пушками против двадцати четырёх 305 мм. орудий двух русских дредноутов «Гангут» и «Петропавловск» продолжал наводить страх и ужас на руководство РККА, подкованное всякой ахинеей неоднократных, безполезных, вредных и попросту вредительских собраний по самый конец Второй мировой войны, что вызывало у марксистки грамотного начальства неоднократные порывы и позывы разделаться с ним, как например англичане разделались с вышеупомянутыми «Бисмарком» и «Тирпицем», а янки с «Мусаси» и «Ямато». Приятным итогом неоднократных порывов было награждение за потопление бывшего голландского бронепалубного крейсера HNLMS «Gelderland» 1900-го года вступления в строй, ставшего на то время немецким крейсером ПВО «Niobe». Его приняли за «Väinämöinen» и 16 июля 1944-го года обрушились всеми возможными силами 137 самолётов, собранных из 8 полков. Принявшие «Niobe» за «Väinämöinen» бдительные и глазастые разведчики вместо натягивания никуда негодных глаз на задницы были награждены, в том числе и ГСС. Скорее всего за подкованность. (См. Рис. 5, 6)
Также награды ГСС получили ещё два лётчика, кинувшие ФАБ-1000, способные вроде бы развалить даже сверхдредноут, но так и разрушившие «», что помехой к награждению званиями ГСС препятствием не стало, по-видимому всё также из-за излишней подкованности.
Поэтому первого добившегося решительного попадания, уничтожившего 105 мм. зенитку с расчётом и боезапасом «Ил-2» решили не награждать, так как «Niobe» не особенно и развалился, а награждать за боевые заслуги идущие в разрез с измышлениями нечистых на руку писателей пера в РККА было не принято ни на море, ни на суше, ни в воздухе. То есть так случалось не только с лётчиками по данному примеру, с подводниками как Маринеско, или с надводниками как Осипов, которого приставили к званию ГСС за столь вопиющия приписки, но именно поэтому спустя два года за потопление самого большого потопленного кораблями РККА в надводном бою корабля противника – эскортный миноносец «Т 31» - он был награждён предельно скромно, чуть ли не грамотой.
Зато после приписок о его потоплении «Вяйнемйнен» перестал пугать РККА, а учитывая что со Штирлицами и разведчиками у РККА в отличии от книжек про Штирлица и разведчиков было плохо до хуже некуда, то указать на досадный промах было некому, а до переобувания финнов в прыжке в сентябре 1944-го года оставалось всего ничего, так что «Väinämöinen» был с удивлением обнаружен целым и невредимым только в 1947-м году.
Сиамские же броненосцы «Тонбури» точно также одним своим названием наводили ужас на французские ВМС, хотя наводить свои орудия для стрельбы бортом они не могли из-за боязни опрокинуться после отдачи. Зато французскую разведку испугать смогли и испугали. (См. Рис. 7)
Вывод из строя «Тонбури» единственным удачным попаданием вызвал заметное облегчение в ВМС III-ей Французской Республики, но над Тихоокеанскими водами тень одинокого сиамского броненосца «Шри Аюти» продолжала витать над поклонниками гильотин и лягушек всю Вторую мировую войну. Тем более, что даже более чем четырёхкратный перевес в водоизмещении задействованных кораблей не позволил французам также как и РККА добиться решительной победы, ибо относительно «потопленных» в Сражении при острове Чанг 17 января 1941-го года усилиями французского агитпропа проставлена отметка - «корабли севшие на мель отмечены как «потопленные».[2] То что «Sri Ayudhya» утонет 01 июля 1951-го года у своих берегов уже после Второй мировой «не считается». Ну а «вываливание на берег» во избежание учёта как «потопленные» вообще имеет отсылку к агитпропу немецкому, однако немцы тем не менее в применении броненосцев знали толк.
Так резвившийся в ходе Второй мировой войны на Балтике бывший уже броненосец SMS «Hessen» принимал участие в прорыве в Атлантику немецких рейдеров «Orion» (HSK-1), «Atlantis» (HSK 2) и «Widder» (HSK 3), ого-го-го ещё как броненосец SMS «Schleswig-Holstein» хоть и не показал носа в Северное море, но поучаствовал в захвате датских городков Korsør и Nyborg в ходе немецкого похода в Данию в апреле 1940-го года, да и вообще, см. выше, именно он озвучил нападение III-го Рейха на своего бывшего подельника по нападению на Чехо-Словакию в 1938-м году Польшу, сделав первые залпы Второй мировой на Европском ТВД.
При этом совершенно не удивительно, что немцы не только для поддержания боеготовности, но и для показа себя миру, между Мировыми войнами в хвост и в гриву гоняли свои броненосцы для представительства по всему миру. (См. Рис. 8)
В 1926-м году всё тот-же SMS «Hessen» вовсю представлял Веймарскую республику – он посетил Либаву и Ревель, Канары и острова Зелёного мыса а вместе с SMS «Schleswig-Holstein» в том же 1926-м году с 12-го мая по 19-е июня отметился совместным походом в Испанию, где в сравнении с двумя имевшимися у испанцев 16000-тонными дредноутами «España» - «Alfonso XII» и «Jaime I» - 14.000-тонные красавцы «Дойчланды» выглядели очень прилично.
Надо сказать, что в сравнении сними почти 19.000-тонные «Андрей Первозванный» и «Император Павел I-ый» выглядели гораздо лучше и гораздо лучше были способны справиться с представительскими задачами в межвоенное время, чем гораздо более скромная и никуда не более прыткая бронепалубная «Аврора», отметившаяся в 1929-м году в Веймарской Республике, а перед этим воспылавшая странной любовью к королевствам – Шведскому в 1928-м и в 1925-м,а также к Норвежскому в 1930-м, 1928-м, 1925-м и 1924-м годах чем ей или им было там намазано. Зато там были искомые броненосцы – не только вышеупомянутые «Eidsvold» и «Norge», но и «Tordenskjold» с «Harald Haarfagre», затмить которых могли не только «Севастополь» с «Гангутом», но и «Андрей Первозванный» с «Императором Павлом I». Скорее всего, захватившие власть в России «максималисты» («большевисты»), имели непреодолимые сложности в военно-морском деле и попросту не были способны собрать достаточное количество моряков, в среде которых сильны были другие, в том числе крайние течения, неустранимые противоречия между которыми вылились как в Кроштадское возстание 01-18 марта 1921-го года, так и затем в неспособность «максималистов» («большевистов») собрать достаточное количество способных моряков для управления большими и сложными кораблями, огневая мощь которых так и осталась неиспользованной в борьбе с маленькими финскими кошмарищами – броненосцами «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен», не говоря уже о более крупных «Дойчландах» любого вида – пароходах или теплоходах.
…
«Любая смута непременно приводит к обрушению самых сложных общественных надстроек и одной из самых сложных являются военно-морские силы».
…
Это правило верно для любой страны. На примере России Ушаковых, Нахимовх и Колчаков с потопленными вражескими кораблями, не является исключением и Франция, блестящий XVIII-ый век которой Баров, Сюффренов и Ла Галиссоньеров закончился мрачным Абукиром и совсем уж оглушительным Трафальгаром.
Огромное численное и качественное преимущество ВМС III-ей Французской Империи над Прусским Королевством вылилось и закончилось пшиком Сражения при Гаване 09 ноября 1870-го года.
Весь XIX-ый век ушёл на поиски подходящего противника, которого так и не нашлось.
Начало XX-го века также ушло в этих поисках в ничто или нечто, что можно было бы побороть и оправдать затраченные на ВМС Франции средства.
Ко Второй мировой войне III-я Французская Республика подошла не только со страхом перед немецкими карманными линкорами – теплоходами «Дойчланд», но с внезапным появлением у Сиамского королевства в 1939-м году броненосцев – теплоходов HTMS «Thonburi» и HTMS «Sri Ayudhya».
Огромное численное и качественное преимущество ВМС III-ей Французской Империи над Прусским Королевством вылилось и закончилось пшиком Сражения при Гаване 09 ноября 1870-го года.
Весь XIX-ый век ушёл на поиски подходящего противника, которого так и не нашлось.
Начало XX-го века также ушло в этих поисках в ничто или нечто, что можно было бы побороть и оправдать затраченные на ВМС Франции средства.
Ко Второй мировой войне III-я Французская Республика подошла не только со страхом перед немецкими карманными линкорами – теплоходами «Дойчланд», но с внезапным появлением у Сиамского королевства в 1939-м году броненосцев – теплоходов HTMS «Thonburi» и HTMS «Sri Ayudhya».
При этом возможности повторить вместе с пруссаками гнусную проделку с Маньчжурскими броненосцами «Динь юань» и «Тай юань», не позволившую им прибыть на Дальний Восток для участия во Франко-Китайской, а точнее во Франко-Маньчжурской войне 1884-1885 гг., уж не получалось – японцы поставили тайцам корабли своевременно. Кошмар предстоящего столкновения с новейшими броненосцами обуял поклонников гильотин, трюфелей и лягушек.
Лишь узнав об истинных и чрезвычайно скромных размерах тайских приобретений французы смогли перевести дух, что однако не мешало им и далее испытывать кошмары, так как тяжёлых крейсеров с подобными орудиями в Индокитае у французов совершенно не предвиделось.
Учитывая степень «рыльца в пуху» разного отжатого в XIX-м веке у тайцев богатства владений по Меконгу, столкновение с ними к середине XX-го века выглядело неизбежным и III-я Французская республика озаботилась созданием военно-морского соединения из колониальных шлюпов и одно слово что лёгкого крейсера.
Тайский одно слово что броненосец HTMS «Thonburi» в 2.265 тонн водоизмещения при острове Чанг 17 января 1941-го года бился с почти вчетверо большим по водоизмещению одно слово что французским лёгким крейсером «Lamotte-Picquet» в 9.350 тонн водоизмещения. А если учесть, что таец мог вести огонь только одной башней на нос или на корму, а француз мог вести огонь всеми четырьмя башнями в любом направлении, ограниченном только надстройками, то и по огневой производительности француз вчетверо происходил тайца. Вообще непонятно, как HTMS «Thonburi» смог выжить и не взорваться под валом огня француза. Везение было как-бы на стороне французов, первыми добившимися попаданий, но тайцам повезло попасть на заклиненных рулях в круговое уклонение, что не позволило французам добить тайца, но и лишило тайцев возможности попасть во француза. (См. Рис. 9)
Присутствие второго броненосца могло переломить ход боя в пользу тайцев, но «Счастливой Аютии» не было даже близко, так второй броненосец прикрывал высадку тайских войск
Однако по французской Википедии в Сражении у острова Чанг 17 января были потоплены чуть ли не все новейшие и важнейшие корабли Королевских ВМС Сиама, включая оба броненосца, которые прибыли толпой в 2300 рыл при 16.000 тонн водоизмещения избить 950 французских рыл в пуху, прибывших на 12.500 тоннах, но огреблись жирными лягушками по мордасам. То что французы относительно своих кораблей привели сухой вес, а не полный в 14.990 тонн, и личный состав по списку мирного времени «не считается». (См. Рис. 10)
Так что наглое враньё ВВС с берегов Темзы легко перекрывается более наглым враньём с берегов Сены.
Ответом на наглое враньё, являются кошмары, преследовавшие французов по самую сдачу тайцам трёх провинций в Камбодже и одной, но большой в Лаосе, для чего HTMS «Sri Ayudhya» по самое 09 мая 1941-го года куролесила по всему Сиамскому заливу точно также, как «Ilmarinen» и «Väinämöinen» каждый по своему куролесили по заливу Финскому в 1939-1945 гг.
…
Таким образом, броненосцы не самых больших пушек в ходе Второй мировой войны оказывали дурное влияние прежде всего на противника, находившегося в состоянии внутреннего безпорядка, «сумбура вместо музыки» в головах, не позволявшего перебить сравнительно слабые по боевым качествам кораблики так, как это удавалось противнику внутренними разногласиями не измученному, которые такие кораблики щёлка «на раз-два», как это можно увидеть относительно отношения к таким кораблика м со стороны немцев, англичан или японцев.
[1] В девичестве USS «Mississippi» (BB-23) и USS «Idaho» (BB-24).
[2] Units that were beached are also marked above as "sunk".