Найти тему
ViktorSK68

Броненосцы не самых больших пушек. Часть 1. Маленькие кошмарища больших флотов.

Несмотря на то, что почти всё внимание к надводным сражениям Второй мировой войны на море приковано к дредноутам – «Бисмаркам», «Тирпицам», «Айовам», «Ямато», «Герцогам Йоркским», тем не менее, участие именно броненосцев имело место быть, и это участие местами оказалось настолько значительным, что обойтись без учёта участия и воздействия броненосцев на ход и течение Второй мировой войны совершенно невозможно. Тем более что залпы именно броненосца «Силезия-Гольштейн» озвучили начало Немецко-польской войны 1939 г., превратившейся через несколько дней усилиями подельников по Мюнхенскому сговору 1938 г. в Европский ТВД 1939-1945 гг. Второй мировой войны 1937-1945 гг. (См. Рис. 1)

Fig. 01. 1939.09.01 Das deutsche Schlachtschiff «Schleswig-Holstein» beschießt die Westerplatte zu Beginn des Polenfeldzugs.
Fig. 01. 1939.09.01 Das deutsche Schlachtschiff «Schleswig-Holstein» beschießt die Westerplatte zu Beginn des Polenfeldzugs.

На этом ТВД у участников числилось значительное количество разных по размеру и боевой мощи броненосцев: III-ий Рейх обладал двумя полноценными «Дойчландами» и одним «Гессеном» используемым как ледокол, Норвежское королевство обладало броненосцами береговой обороны - двумя «Эйсвольдами» и двумя «Торденскьольдами», Греческое королевство владело двумя эскадренными «Миссисипями», Финская республика двумя новейшими «Ильмариненами», Датское королевство, некогда могучее, обладало одним «жирным» «Троллем» «Педером Скрамом» и одним не менее упитанным «Нильсом Юлием».

Голландское Королевство держало два недобитых молью броненосца в Европских водах. Ещё одно кошмарище голландское правительство держало в Голландской Восточной Индии, ныне Индонезии. Однако это кошмарище, урождённое как «Семь провинций» (HNLMS «De Zeven Provinciën») было кошмарищем сугубо внутреннего применения, «Потёмкиным» голландского розлива, своей смутой 04-10 февраля 1933 г. бросившей тень на и так давно уже не особо гордое, а точнее давно потускневшее знамя голландских мореходов, то оно не совсем подпадает под предмет данного исследования – «Броненосцы не самых больших пушек Второй мировой войны. Маленькие кошмарища больших флотов», так после позора и кидания бомб с парусиновых самолётов, (См. Рис. 2) переименованное в HNLMS «Soerabaja», было безо всякого страха и упрёка потоплено боле современными японскими самолётами «Mitsubishi G4M» 18 февраля 1942-го года там же в Сурабайе. Будучи поднятое и введённое в строй Японских Императорских ВМС через год оно было также без страха и упрёка потоплено уже англо-саксами, так и не став кошмарищем.

Fig. 02. 1930 HNLMS «De Zeven Provinciën» in de Straat van Malakka with a «Van Berkel W-A» floatplane above.
Fig. 02. 1930 HNLMS «De Zeven Provinciën» in de Straat van Malakka with a «Van Berkel W-A» floatplane above.

Таким образом, в ходе Второй мировой войны броненосцы показывали разный уровень боевой устойчивости и живучести, и на разном уровне кошмарили противника.

Если на Северном море судьба норвежских броненосцев «Eidsvold» и «Norge» была быстра и печальна получением 09 апреля 1940-го года трёх и двух торпед соответственно от эсминцев III-го Рейха, то «Tordenskjold» и «Harald Haarfagre» благополучно пережили Вторую мировую войну в качестве кораблей ПВО, так никого и не испугав. (См. Рис. 3, 4)

Fig. 03. 1901 Norway coastal defense battleship HNoMS «Norge» (4300 t., 2x210 mm., 6x150 mm.)
Fig. 03. 1901 Norway coastal defense battleship HNoMS «Norge» (4300 t., 2x210 mm., 6x150 mm.)
Fig. 04. 1903 Norway coastal defense battleship HNoMS «Harald Haarfagre» in drydock at Karljohansvern naval base (3900 t., 2x210 mm., 6x120 mm., belt 178 mm).
Fig. 04. 1903 Norway coastal defense battleship HNoMS «Harald Haarfagre» in drydock at Karljohansvern naval base (3900 t., 2x210 mm., 6x120 mm., belt 178 mm).

В Эгейском море столь же быстрой и печальной, как и у «Эйдсвольдов», была судьба греческих броненосцев «Kilkis» (Θ/Κ «Κιλκίς») и «Lemnos» (Θ/Κ «Λήμνος»),[1] потопленных 23 апреля 1941-го года пожалуй если не самыми знаменитыми, то сами успешными самолётами III-го Рейха «Junkers Ju 87», следующим значительным кораблём на их счету оказался русский «Петропавловск», потопленный 23 сентября 1941-го года у причальной стенки в Кронштадте.

При этом стоит отметить, что именно Балтийское (Варяжское) море оказалось самым броненосным морем Второй мировой войны – все три броненосца III-го Рейха – «Силезия-Гольштейн», «Гессен» и «Силезия» резвились в основном именно на нём, под конец Второй мировой досаждая сухопутным войскам РККА. Там же резвились два финских броненосца «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен», изначально досаждая ВМС РККА и ВМБ Ханко. Потопление на мине 13 сентября 1941-го года «Ильмаринена», даже без вала награждений по этому поводу, вызвало в ВМС РККА заметное облегчение, но «Вяйнемйнен» даже с четырьмя 254 мм. пушками против двадцати четырёх 305 мм. орудий двух русских дредноутов «Гангут» и «Петропавловск» продолжал наводить страх и ужас на руководство РККА, подкованное всякой ахинеей неоднократных, безполезных, вредных и попросту вредительских собраний по самый конец Второй мировой войны, что вызывало у марксистки грамотного начальства неоднократные порывы и позывы разделаться с ним, как например англичане разделались с вышеупомянутыми «Бисмарком» и «Тирпицем», а янки с «Мусаси» и «Ямато». Приятным итогом неоднократных порывов было награждение за потопление бывшего голландского бронепалубного крейсера HNLMS «Gelderland» 1900-го года вступления в строй, ставшего на то время немецким крейсером ПВО «Niobe». Его приняли за «Väinämöinen» и 16 июля 1944-го года обрушились всеми возможными силами 137 самолётов, собранных из 8 полков. Принявшие «Niobe» за «Väinämöinen» бдительные и глазастые разведчики вместо натягивания никуда негодных глаз на задницы были награждены, в том числе и ГСС. Скорее всего за подкованность. (См. Рис. 5, 6)

Fig. 05. 1944.03.02 Schwimmende Flakbatterie «Niobe» (ех-HNLMS «Gelderland») (3512 t., 8x105 mm L45 C32, 4x1 40 mm Bofors L60, 4x4 20 mm., C38 FUMO 213 «Würzburg»).
Fig. 05. 1944.03.02 Schwimmende Flakbatterie «Niobe» (ех-HNLMS «Gelderland») (3512 t., 8x105 mm L45 C32, 4x1 40 mm Bofors L60, 4x4 20 mm., C38 FUMO 213 «Würzburg»).
Fig. 06. 1942.06.20 Battle alert for the Battleship «Väinämöinen». Guns  «254 mm. Bofors», «105 mm. Bofors».
Fig. 06. 1942.06.20 Battle alert for the Battleship «Väinämöinen». Guns «254 mm. Bofors», «105 mm. Bofors».

Также награды ГСС получили ещё два лётчика, кинувшие ФАБ-1000, способные вроде бы развалить даже сверхдредноут, но так и разрушившие «», что помехой к награждению званиями ГСС препятствием не стало, по-видимому всё также из-за излишней подкованности.

Поэтому первого добившегося решительного попадания, уничтожившего 105 мм. зенитку с расчётом и боезапасом «Ил-2» решили не награждать, так как «Niobe» не особенно и развалился, а награждать за боевые заслуги идущие в разрез с измышлениями нечистых на руку писателей пера в РККА было не принято ни на море, ни на суше, ни в воздухе. То есть так случалось не только с лётчиками по данному примеру, с подводниками как Маринеско, или с надводниками как Осипов, которого приставили к званию ГСС за столь вопиющия приписки, но именно поэтому спустя два года за потопление самого большого потопленного кораблями РККА в надводном бою корабля противника – эскортный миноносец «Т 31» - он был награждён предельно скромно, чуть ли не грамотой.

Зато после приписок о его потоплении «Вяйнемйнен» перестал пугать РККА, а учитывая что со Штирлицами и разведчиками у РККА в отличии от книжек про Штирлица и разведчиков было плохо до хуже некуда, то указать на досадный промах было некому, а до переобувания финнов в прыжке в сентябре 1944-го года оставалось всего ничего, так что «Väinämöinen» был с удивлением обнаружен целым и невредимым только в 1947-м году.

Сиамские же броненосцы «Тонбури» точно также одним своим названием наводили ужас на французские ВМС, хотя наводить свои орудия для стрельбы бортом они не могли из-за боязни опрокинуться после отдачи. Зато французскую разведку испугать смогли и испугали. (См. Рис. 7)

Fig. 07. 1940 HTMS «Thonburi» 8-inch guns turrets are turned to port.
Fig. 07. 1940 HTMS «Thonburi» 8-inch guns turrets are turned to port.

Вывод из строя «Тонбури» единственным удачным попаданием вызвал заметное облегчение в ВМС III-ей Французской Республики, но над Тихоокеанскими водами тень одинокого сиамского броненосца «Шри Аюти» продолжала витать над поклонниками гильотин и лягушек всю Вторую мировую войну. Тем более, что даже более чем четырёхкратный перевес в водоизмещении задействованных кораблей не позволил французам также как и РККА добиться решительной победы, ибо относительно «потопленных» в Сражении при острове Чанг 17 января 1941-го года усилиями французского агитпропа проставлена отметка - «корабли севшие на мель отмечены как «потопленные».[2] То что «Sri Ayudhya» утонет 01 июля 1951-го года у своих берегов уже после Второй мировой «не считается». Ну а «вываливание на берег» во избежание учёта как «потопленные» вообще имеет отсылку к агитпропу немецкому, однако немцы тем не менее в применении броненосцев знали толк.

Так резвившийся в ходе Второй мировой войны на Балтике бывший уже броненосец SMS «Hessen» принимал участие в прорыве в Атлантику немецких рейдеров «Orion» (HSK-1), «Atlantis» (HSK 2) и «Widder» (HSK 3), ого-го-го ещё как броненосец SMS «Schleswig-Holstein» хоть и не показал носа в Северное море, но поучаствовал в захвате датских городков Korsør и Nyborg в ходе немецкого похода в Данию в апреле 1940-го года, да и вообще, см. выше, именно он озвучил нападение III-го Рейха на своего бывшего подельника по нападению на Чехо-Словакию в 1938-м году Польшу, сделав первые залпы Второй мировой на Европском ТВД.

При этом совершенно не удивительно, что немцы не только для поддержания боеготовности, но и для показа себя миру, между Мировыми войнами в хвост и в гриву гоняли свои броненосцы для представительства по всему миру. (См. Рис. 8)

Fig. 08. 1938.03.08 Panama Canal transiting the German III-d Reich Battleship «Schlesien» (1908) board view..
Fig. 08. 1938.03.08 Panama Canal transiting the German III-d Reich Battleship «Schlesien» (1908) board view..

В 1926-м году всё тот-же SMS «Hessen» вовсю представлял Веймарскую республику – он посетил Либаву и Ревель, Канары и острова Зелёного мыса а вместе с SMS «Schleswig-Holstein» в том же 1926-м году с 12-го мая по 19-е июня отметился совместным походом в Испанию, где в сравнении с двумя имевшимися у испанцев 16000-тонными дредноутами «España» - «Alfonso XII» и «Jaime I» - 14.000-тонные красавцы «Дойчланды» выглядели очень прилично.

Надо сказать, что в сравнении сними почти 19.000-тонные «Андрей Первозванный» и «Император Павел I-ый» выглядели гораздо лучше и гораздо лучше были способны справиться с представительскими задачами в межвоенное время, чем гораздо более скромная и никуда не более прыткая бронепалубная «Аврора», отметившаяся в 1929-м году в Веймарской Республике, а перед этим воспылавшая странной любовью к королевствам – Шведскому в 1928-м и в 1925-м,а также к Норвежскому в 1930-м, 1928-м, 1925-м и 1924-м годах чем ей или им было там намазано. Зато там были искомые броненосцы – не только вышеупомянутые «Eidsvold» и «Norge», но и «Tordenskjold» с «Harald Haarfagre», затмить которых могли не только «Севастополь» с «Гангутом», но и «Андрей Первозванный» с «Императором Павлом I». Скорее всего, захватившие власть в России «максималисты» («большевисты»), имели непреодолимые сложности в военно-морском деле и попросту не были способны собрать достаточное количество моряков, в среде которых сильны были другие, в том числе крайние течения, неустранимые противоречия между которыми вылились как в Кроштадское возстание 01-18 марта 1921-го года, так и затем в неспособность «максималистов» («большевистов») собрать достаточное количество способных моряков для управления большими и сложными кораблями, огневая мощь которых так и осталась неиспользованной в борьбе с маленькими финскими кошмарищами – броненосцами «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен», не говоря уже о более крупных «Дойчландах» любого вида – пароходах или теплоходах.

«Любая смута непременно приводит к обрушению самых сложных общественных надстроек и одной из самых сложных являются военно-морские силы».

Это правило верно для любой страны. На примере России Ушаковых, Нахимовх и Колчаков с потопленными вражескими кораблями, не является исключением и Франция, блестящий XVIII-ый век которой Баров, Сюффренов и Ла Галиссоньеров закончился мрачным Абукиром и совсем уж оглушительным Трафальгаром.

Огромное численное и качественное преимущество ВМС III-ей Французской Империи над Прусским Королевством вылилось и закончилось пшиком Сражения при Гаване 09 ноября 1870-го года.

Весь XIX-ый век ушёл на поиски подходящего противника, которого так и не нашлось.

Начало XX-го века также ушло в этих поисках в ничто или нечто, что можно было бы побороть и оправдать затраченные на ВМС Франции средства.

Ко Второй мировой войне III-я Французская Республика подошла не только со страхом перед немецкими карманными линкорами – теплоходами «Дойчланд», но с внезапным появлением у Сиамского королевства в 1939-м году броненосцев – теплоходов HTMS «Thonburi» и HTMS «Sri Ayudhya».

Огромное численное и качественное преимущество ВМС III-ей Французской Империи над Прусским Королевством вылилось и закончилось пшиком Сражения при Гаване 09 ноября 1870-го года.

Весь XIX-ый век ушёл на поиски подходящего противника, которого так и не нашлось.

Начало XX-го века также ушло в этих поисках в ничто или нечто, что можно было бы побороть и оправдать затраченные на ВМС Франции средства.

Ко Второй мировой войне III-я Французская Республика подошла не только со страхом перед немецкими карманными линкорами – теплоходами «Дойчланд», но с внезапным появлением у Сиамского королевства в 1939-м году броненосцев – теплоходов HTMS «Thonburi» и HTMS «Sri Ayudhya».

При этом возможности повторить вместе с пруссаками гнусную проделку с Маньчжурскими броненосцами «Динь юань» и «Тай юань», не позволившую им прибыть на Дальний Восток для участия во Франко-Китайской, а точнее во Франко-Маньчжурской войне 1884-1885 гг., уж не получалось – японцы поставили тайцам корабли своевременно. Кошмар предстоящего столкновения с новейшими броненосцами обуял поклонников гильотин, трюфелей и лягушек.

Лишь узнав об истинных и чрезвычайно скромных размерах тайских приобретений французы смогли перевести дух, что однако не мешало им и далее испытывать кошмары, так как тяжёлых крейсеров с подобными орудиями в Индокитае у французов совершенно не предвиделось.

Учитывая степень «рыльца в пуху» разного отжатого в XIX-м веке у тайцев богатства владений по Меконгу, столкновение с ними к середине XX-го века выглядело неизбежным и III-я Французская республика озаботилась созданием военно-морского соединения из колониальных шлюпов и одно слово что лёгкого крейсера.

Тайский одно слово что броненосец HTMS «Thonburi» в 2.265 тонн водоизмещения при острове Чанг 17 января 1941-го года бился с почти вчетверо большим по водоизмещению одно слово что французским лёгким крейсером «Lamotte-Picquet» в 9.350 тонн водоизмещения. А если учесть, что таец мог вести огонь только одной башней на нос или на корму, а француз мог вести огонь всеми четырьмя башнями в любом направлении, ограниченном только надстройками, то и по огневой производительности француз вчетверо происходил тайца. Вообще непонятно, как HTMS «Thonburi» смог выжить и не взорваться под валом огня француза. Везение было как-бы на стороне французов, первыми добившимися попаданий, но тайцам повезло попасть на заклиненных рулях в круговое уклонение, что не позволило французам добить тайца, но и лишило тайцев возможности попасть во француза. (См. Рис. 9)

Fig. 09. 1941.01.17 Battle on Koh (Island) Chang and route battleship HTMS «Thonburi» & France warships
Fig. 09. 1941.01.17 Battle on Koh (Island) Chang and route battleship HTMS «Thonburi» & France warships

Присутствие второго броненосца могло переломить ход боя в пользу тайцев, но «Счастливой Аютии» не было даже близко, так второй броненосец прикрывал высадку тайских войск

Однако по французской Википедии в Сражении у острова Чанг 17 января были потоплены чуть ли не все новейшие и важнейшие корабли Королевских ВМС Сиама, включая оба броненосца, которые прибыли толпой в 2300 рыл при 16.000 тонн водоизмещения избить 950 французских рыл в пуху, прибывших на 12.500 тоннах, но огреблись жирными лягушками по мордасам. То что французы относительно своих кораблей привели сухой вес, а не полный в 14.990 тонн, и личный состав по списку мирного времени «не считается». (См. Рис. 10)

Fig. 10. 1941.01.17 Битва у Ко-Чанга - БрБО «Тонбури» и миноносцы «Сонгкла» vs. «лёгкий крейсер» «Ламотт Пике» и 4 шлюпа.
Fig. 10. 1941.01.17 Битва у Ко-Чанга - БрБО «Тонбури» и миноносцы «Сонгкла» vs. «лёгкий крейсер» «Ламотт Пике» и 4 шлюпа.

Так что наглое враньё ВВС с берегов Темзы легко перекрывается более наглым враньём с берегов Сены.

Ответом на наглое враньё, являются кошмары, преследовавшие французов по самую сдачу тайцам трёх провинций в Камбодже и одной, но большой в Лаосе, для чего HTMS «Sri Ayudhya» по самое 09 мая 1941-го года куролесила по всему Сиамскому заливу точно также, как «Ilmarinen» и «Väinämöinen» каждый по своему куролесили по заливу Финскому в 1939-1945 гг.

Таким образом, броненосцы не самых больших пушек в ходе Второй мировой войны оказывали дурное влияние прежде всего на противника, находившегося в состоянии внутреннего безпорядка, «сумбура вместо музыки» в головах, не позволявшего перебить сравнительно слабые по боевым качествам кораблики так, как это удавалось противнику внутренними разногласиями не измученному, которые такие кораблики щёлка «на раз-два», как это можно увидеть относительно отношения к таким кораблика м со стороны немцев, англичан или японцев.

[1] В девичестве USS «Mississippi» (BB-23) и USS «Idaho» (BB-24).

[2] Units that were beached are also marked above as "sunk".