Виолончелист. Один из величайших дирижеров последних столетий. Ведущий дирижер американской «Метрополитен-опера». На протяжении пятнадцати лет ведущий дирижер итальянского театра «Ла Скала». Первый музыкальный руководитель телевизионного симфонического оркестра канала NBC… это все о нем.
Тосканини был чрезвычайно требовательным к себе и исполнителям. Малейшие неудачи он переносил очень болезненно. Он мог отправиться на концерт в прекрасном расположении духа, а спустя три часа покинуть зал в полнейшем отчаянии.
Существует немало легенд, но, может, и реальных историй о его эмоциональных и отчаянных реакциях на игру своих музыкантов, на свою работу, на работников сцены.
Феноменальная память позволяла ему на слух выявлять даже самые мельчайшие нарушения ритма и музыкального рисунка.
Бузони как-то заметил:
«...Тосканини обладает феноменальной памятью, пример которой трудно найти во всей музыкальной истории... Он только что ознакомился с труднейшей партитурой Дюка – "Ариана и Синяя борода" и на следующее утро назначает первую репетицию наизусть!..»
Все свидетели и исследователи жизни дирижера, определяя основную черту в творческом облике великого Тосканини, говорят о его бесконечном стремлении к совершенству.
Великий артист умел «настраивать» души музыкантов. И в этом единении людей, преданных искусству, рождалось совершенное исполнение, о котором всю жизнь мечтал Тосканини.
Обязательно найдите и посмотрите фильм Франко Дзеффирелли о жизни и становлении Тосканини. Картина так и называется «Молодой Тосканини».