Этот симбиоз притягивает внимание авторов и ценителей красоты. О том, как две индустрии взаимодействуют друг с другом, и какие проекты появляются благодаря такому сотрудничеству, рассказывает художница и дизайнер Алла Арис.
Эволюция моды: искусство как источник вдохновения для дизайнеров и модельеров
Брак этих творческих индустрий долгий, плодотворный и взаимовыгодный. Можно с уверенностью сказать, что мода в том виде, в котором мы ее знаем сейчас, не существовала бы без искусства. Художники влияли на нее на протяжении всей истории.
В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело вдохновляли на создание изысканных дизайнов одежды с замысловатой вышивкой и кружевом. В период рококо появились пастельные тона и игривые мотивы благодаря Жану-Оноре Фрагонару и Антуану Ватто.
В 20 веке мы видим рождение той моды, какой мы ее знаем сегодня. Сальвадор Дали и Энди Уорхол оставили след своими сюрреалистическими и поп-арт проектами, а совместная работа Ив Сен-Лорана и Пита Мондриана подарила нам культовое платье.
Сегодня искусство и мода продолжают пересекаться новыми и захватывающими способами. Например, сотрудничество между Louis Vuitton и художником Джеффом Кунсом.
Знаменитая серия Кунса «Gazing Ball» была перенесена на сумки Louis Vuitton, что дало поклонникам возможность носить с собой настоящее произведение искусства.
Чем же искусство так привлекает модельеров? Все просто ― оно дает вдохновение. Без творческих способностей художников дизайнерам было бы труднее придумывать новые захватывающие образы.
Искусство позволяет моде развиваться, оставаться актуальной и заявлять о себе. Такой симбиоз дает большую выгоду обеим сферам. Говорят, что «искусство подражает жизни, а мода подражает искусству». И поскольку сотрудничество между модельерами и художниками становится все более распространенным явлением, можно с уверенностью сказать, что этот брак будет процветать.
Как мода позволяет искусству оставаться на пике популярности
По мере того как мы ориентируемся в постоянно меняющемся ландшафте мира искусства, для моды становится все более важным помогать ему оставаться актуальным. И мода делала это на протяжении десятилетий.
В начале 20-го века именно модная индустрия помогла донести работы Пабло Пикассо и Анри Матисса до широкой аудитории. В 1910 палитра цветов, созданная Матиссом, оказала значимое влияние на коллекции Поля Пуаре. Модельер успешно внедрил новаторские тенденции в мир высокой моды и познакомил новую аудиторию со смелыми цветами и графическими формами художника. А в 1930-х годах в индустрии нашло пристанище и сюрреалистическое движение. Так возникла одна из первых в истории коллабораций дизайнера и художника между Эльзой Скиапарелли и Сальвадором Дали. Они сотрудничали во всем: от пошива платьев до производства шляп и флаконов для духов.
В 1960-х и 1970-х мир моды покорило направление поп-арта. Картины Энди Уорхола «Банка с супом Кэмпбелла» и произведения Роя Лихтенштейна, вдохновленные комиксами, использовались в качестве модных дизайнов, а такие модельеры, как Пако Рабанн и Андре Курреж, создавали графическую и смелую как само искусство одежду.
В 80-х художники Кит Харинг и Жан-Мишель Баския совершили прыжок с улиц Нью-Йорка на страницы модных журналов, а их фирменные мотивы появились везде: от одежды до сумок и украшений.
Но дело не только в заимствованиях из мира искусства. Мода также способствовала продвижению и возвышению работ современных художников. В 2012 году дизайнер Раф Симонс работал с художником Стерлингом Руби над коллекцией одежды и аксессуаров, в которую были включены смелые и красочные произведения искусства Руби. А серия работ Такаси Мураками послужила источником вдохновения для коллекции сумок Louis Vuitton.
Мода поддерживает актуальность искусства, представляя его новой аудитории, и помогает продвигать начинающих художников. Искусство не остается в долгу и дает дизайнерам вдохновение, ощущение глубины моды, помогая вывести ее за пределы просто одежды и аксессуаров. Как однажды сказал модельер Карл Лагерфельд: «Мода и искусство — одно и то же, они оба отражают наше время».
Творческие способы объединения двух индустрий
Молодые дизайнеры черпают вдохновение в искусстве, изучая различные формы и направления. Модельеры вдохновляются цветовыми палитрами, узорами и текстурами, которые находят отклик в их проектах.
Дизайнеры экспериментируют с материалами. Точно так же, как художники используют их для создания работ, модельеры могут использовать нетрадиционные материалы, неожиданные формы и необычные текстуры, чтобы добавить глубины и объема своим проектам.
Модельеры обращают внимание на детали: искусство состоит из них, и то же самое можно сказать о моде. Добавляя уникальные элементы, такие как украшения, вышивку и аппликации, дизайнеры создают фирменный стиль, который отличает их от остальных.
Смешение и сочетание различных стилей и форм искусства, с целью создать что-то действительно уникальное. Комбинируя различные художественные направления, дизайнеры создают эклектичный и неожиданный стиль. Например, сочетание японских принтов и викторианских силуэтов можно увидеть на подиумах в последние годы.
Наконец, дизайнеры сотрудничают с художниками, чтобы создать что-то по-настоящему особенное, используя их уникальное видение и идеи. С помощью такого симбиоза художники видят, как их работа воплощается в носимой моде, а дизайнеры расширяют границы возможного.
Что посмотреть, чтобы понять, как это работает
Картины Энди Уорхола «Банка с супом Кэмпбелл» (1962) — культовая серия поп-арта Уорхола была вдохновлена потребительством и индустрией моды.
«Портрет мадам X» Джона Сингера Сарджента. Этот портрет мадам Готро вызвал скандал, когда был впервые выставлен в 1884 году, из-за откровенного характера платья, которое было прототипом платья известного парижского кутюрье.
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего» Дэмиена Херста. На этой скульптуре изображена тигровая акула, подвешенная в формальдегиде в стеклянном резервуаре. Произведение искусства было интерпретировано как комментарий к превращению жизни и смерти в товар в современной культуры, а кожа и зубы акулы служат символом моды и культуры потребления.
Коллаборация Louis Vuitton и Такаси Мураками. На аксессуарах изображен культовый рисунок монограммы Louis Vuitton в фирменном красочном мультяшном стиле Мураками. Коллекция отражает пересечение высокой моды и популярной культуры.
Журнал «Фрукты» Шоичи Аоки. На его страницах рассказывается о яркой и эксцентричной уличной моде Японии 1990-х. Издание оказало влияние на формирование стиля японской уличной моды и отразило творческий потенциал и инновации того времени.
Платья «Мондриана» Ива Сен-Лорана (1965). Сотрудничество кутюрье с художником Питом Мондрианом привело к созданию серии платьев, вдохновленных его знаменитыми геометрическими картинами.
Живописная часть проекта Джеффа Кунса Gazing Ball послужила источником вдохновения для коллекции сумок Louis Vuitton.
Сотрудничество Жана-Мишеля Баския с Comme des Garçons. Японский модный бренд выпустил коллекцию, вдохновленную искусством художника, включающую его фирменные мотивы и фразы.
Текст и иллюстрации к материалу: Алла Арис
Читайте также
5 классных образов из СССР, которые не выходят из моды по сей день
Примерить Босха: как картины великих мастеров перекочевали на одежду