С начала года стоимость обычных авиабилетов в стране выросла уже на 20 процентов. Экономных соотечественников должны бы выручить различные льготные программы. Хватит ли их на всех желающих?
Льготных авиаперелетами воспользовалось до 5 тысяч человек в Хабаровском крае
В апреле заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик заявил, что этим летом льготные билеты подорожают на 15-30 процентов из-за скромности государственных субсидий и позиции авиакомпаний. Но уже на следующий день он же пообещал рост не более 5.3 процента в течение года, оперируя данными Минэкономразвития. Со своей стороны, министр экономразвития Максим Решетников назвал цифру в 10 процентов, упомянув данные Федеральной антимонопольной службы. Так кто на ком стоит у трапа самолета?
В стране есть три варианта полетать со скидкой. Это региональные маршруты в облет Москвы; льготные билеты для молодежи до 23 лет, пенсионеров и детей-инвалидов с их родителями, а также «плоские» тарифы от «Аэрофлота».
По данным Росстата сегодня средняя стоимость перелёта эконом-классом на 1000 км составляет 6403,16 рублей. Так что обычный перелет, например, из Хабаровска в Сочи или Санкт-Петербург и обратно влетит не в одну среднемесячную зарплату по региону.
В прошлом году Росавиация утвердила перечень 308 льготных маршрутов на 2023 год, призванные связать регионы без посадки в Москве. Федеральный центр запланировал на это 9 млрд рублей. Но внезапно принято решение сократить субсидии на 17 процентов — до 7,5 млрд рублей. В заложниках своих, мягко скажем, медвежьих углов окажутся многие из тех, кто давно мечтал попасть на жаркий юг из вечной мерзлоты или к родственникам на другом конце огромной страны.
Похожее произошло и в прошлом году. Тогда из 9 млрд рублей по плану дали только 7.8 млрд. Полетели за недорого всего 2.7 млн человек, чуть больше одного процента от всего населения. В этом году эта цифра станет еще меньше. Сокращение программ поддержки уже привело к отмене 10612 рейсов, из них почти половина — в труднодоступные регионы.
Вторая разновидность дешевых (если такое слово вообще можно приравнять к этой покупке) авиабилетов доступна льготным категориям граждан — молодежи, пенсионерам, детям-инвалидам с сопровождающими, и то в ограниченном количестве. Правда, им можно летать и через Москву, в отличие от первой разновидности. Всего разработано 154 маршрута, из них 21 для жителей ДФО и 6 для детей по путевкам в лагерь «Океан».
Но повышенная доступность провоцирует ажиотажный спрос, а ответственные лица держут его как могут. Правительство запретило продавать больше четырех билетов на одного льготника в течение года. Авиакомпании требуют документы, подтверждающие право на льготу. И все же билеты разлетаются в первые же дни открытия продаж, а в аэропортах собираются живые очереди, ночующие в ожидании открытия касс. Из Хабаровска и Владивостока в Москву дешевые билеты закончились еще в начале апреля, хотя ближайшая дата вылета — 17 июля. Правда, обычно авиакомпании, переждав весенний ажиотаж, потом вновь выносят в кассу часть льготных билетов. А потенциальные пассажиры сидят в засаде на сайтах и обрывают почем зря горячие линии операторов.
Третий способ сэкономить на перелете — «плоские» тарифы «Аэрофлота». Они действуют по маршрутам из Москвы во Владивосток, на Камчатку, в Хабаровск, Южно-Сахалинск и Калининград и стоят одну сумму, которая не меняется в зависимости от сезона. В этом году для дальневосточников это 17100 рублей в одну сторону, 28400 туда-обратно.
Тот же Игорь Чалик заявил, что от такой невиданной щедрости «Аэрофлот» недополучает прибыли на 9 млрд рублей в год. Правда, чиновник не озвучил, что государство, например, в прошлом году выделило 100 млрд рублей госсподдержки авиаперевозчикам, из которых эта компания получила больше четверти суммы. А еще — мухлюет с собственной лояльностью. Например, девальвировала бонусные мили так, что в некоторые страны их спишут вдвое, а то и вчетверо больше, чем раньше.
Неудивительно, что чиновники жонглируют источниками информации и цифрами, путая сограждан. В настоящий момент субсидируются государством только зимние перелеты, и то в четыре раза меньше, чем год назад. Что станется с авиабилетами дальше? Ясно одно — дешевле они точно не станут, а авиакомпаниям государство — не указ, особенно, когда не дает денег больше, чем на эти цели тратится.
Подготовлено с использованием материалов издания "Новые известия"
Михаил Мишустин: Программа льготных авиаперелетов очень востребована гражданами
Ссылка на статью: https://transsibinfo.com/news/2023-05-10/pochemu-nelzya-letat-zadeshevo-zhitelyam-rossii-2923818