В СССР строили по 90-150 крупных и средних заводов в год.
Среди построенных предприятий было много заводов-гигантов. Таких, которые обеспечивали своей продукцией всю страну и даже зарубежье.
Какова же судьба этих заводов после исчезновения СССР?
Часть из них отошли постсоветским странам.
А заводы, оставшиеся в России, приватизированы.
Казалось бы, они должны, как и прежде, выпускать ту же продукцию, в тех же объёмах, но только уже на капиталистических рельсах?
А значит выпускать продукцию еще лучше, еще больше и качественней. Ведь "при социализме все разваливалось", как утверждают те, кто ругает СССР.
Так ведь?
Однако так не произошло.
Лишь единицы из промышленных гигантах продолжили свою работу после 1991 и успешно развиваются по сей день.
Часть предприятий не смогли удержать советский уровень - продолжают работать и сейчас, но, сократили объемы производства и число рабочих.
А многие гиганты советской промышленности исчезли совсем.
Кузнецкий металлургический комбинат (КМК)
Строительство этого промышленного предприятия проходило в 1929 -1932 годах.
В структуре завода были коксохимическое, доменное, мартеновское, прокатное и электросталеплавильное производство.
Предприятия такого масштаба не было во всей стране - это, действительно, был завод-гигант.
К 1991 году на заводе было 80 цехов и более 30 тыс. работников. Комбинат выпускал около 4,5 млн тонн готовой продукции.
В 1991-1992 году КМК приватизировали - возникло ОАО "КМК" - начались реорганизации и сокращения.
В 2001 году ОАО «КМК» было ликвидировано, на его базе и территории созданы ряд мелких предприятий.
На данное время планируется на части территории комбината построить торговые центры, создать различные мелкие и средние предприятия в бывших цехах КМК.
Московский телевизионный завод «Рубин»
Это предприятие, конечно, рангом пониже, чем металлургический комбинат, но все же именно на нём в 1956 году было налажено производство телевизоров "Рубин" для всего СССР.
Телевизоры этой марки были высокого класса - самыми надежными и качественными в стране.
После печальных 90-х на части территории завода началось строительство торгового центра-комплекса "Горбушкин двор" и производство начало умирать.
В 1999 году территория завода была полностью сдана под торговые цели.
Завод имени Лихачёва (ЗиЛ)
Знаменитый завод ЗИЛ был основан в 1916 году. А в годы советской власти был многократно модернизирован. Производство на нем разрасталось
Начинал завод с простых ремонтных работ автомобилей.
Уже в середине 20-х начали выпускать грузовики и легковые автомобили ЗИС, а потом ЗИЛ разных модификаций.
В 50-е годы был налажен выпуск популярных холодильников ЗИЛ и велосипеды.
После развала СССР, производство на заводе-гиганте медленно начало угасать.
А в 2013 году остановлено почти полностью. Корпуса завода начали сносить.
В 2016 году завод выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль ЗИЛ, а в 2022 году был снесен последний цех.
Вот так.
Корпуса старейшего в России автомобильного завода имени Лихачева снесли, а землю распродали под жилую недвижимость, парк и офисы.
Ломать, ведь - не строить.
Александровский радиозавод № 3
Завод основан в 1928 году. Успешно развивался и выпускал популярные радиоприемники и телевизоры "Рекорд" (кстати, единственные в стране телевизоры с автоблокировкой рекламы).
Производство было резко сокращено в 1994, а в 1996 году и вовсе прекращено.
В 1997 году завод признан банкротом, а в 2006 ликвидирован.
На базе завода создано предприятие "Гравитон", якобы что-то производящее. А на самом деле обычная контора типа "купи-продай", каких миллионы.
Завод «Москвич»
Завод основан в 1930 году.
Все годы , вплоть до 1991 занимался выпуском автомобилей.
До 1946 года - производили Ford, ГАЗ, КИМ. А после 1946 - выпускали все модельные ряды Москвичей.
В начале 1990 завод устоял, оставаясь крупным машиностроительным заводом под новой формой собственности: ОАО "Москвич".
Однако в сентябре 2010 года ОАО «Москвич» после продажи имущества было официально ликвидирован.
На территории завода в 2012 году был создан "Технополис "Москва".
Приятное событие! 16 мая 2022 года все активы завода перешли в собственность правительства Москвы.
23 ноября 2022 года Столичный автомобильный завод «Москвич» возобновил работу. Началось производство городского кроссовера "Москвич 3".
Саратовский авиационный завод
Основан в 1931 году и занимался производством легендарных истребителей Великой Отечественной Войны — Як-1 и Як-3:
Кроме того завод занимался производством многоцелевых вертолетов МИ-4 и пассажирских самолетов Як-40 и Як-40 и ЯК-42 .
Листайте галерею ниже.
А также завод занимался выпуском корабельных самолетов с вертикальным взлетом и посадкой Як-38:
После 1991 года начался спад производства, сокращение численности рабочих.
В 2003 был собран последний самолет Як-42Д .
А в 2010 году завод прекратил свое существование, оставив небольшие мощности для ремонта ранее выпущенной авиатехники.
Более половины производственных корпусов снесли, уникальное оборудование продали или сдали на металлом (!!!).
Даже фюзеляжи недостроенных самолётов также порезаны и сданы в металлолом.
Остальная часть территории отрезана от коммуникаций и пустует.
Грустно
Мы привели далеко не полный перечень павших после 1991 года индустриальных гигантов СССР.
В этот список можно добавить такие предприятия:
- Пермская машиностроительная компания «Велта (1939-2006);
- Судостроительный завод «Авангард» (1939 - 2010);
- Воронежский экскаваторный завод «ВЭКС» (1915 - 2009);
- Волгоградский тракторный завод (1930 -2015);
- Производственное объединение «Вега» (1946-1999);
- Рижский государственный электротехнический завод ВЭФ (1919 - 1999);
- Орловское производственное часовое объединение «Янтарь»(1952-2004);
- Московский завод «Микромашина»(1923 - 2019)
И это только на территории бывшей РСФСР.
А сколько их исчезло в бывших советских республиках.
Правда же жалко и грустно? Ломать - не строить!
Текст статьи дублирован из моего канала на Пульс-мэйл.ру: https://pulse.mail.ru/rodom-iz-sssr/