Найти тему

Фильм «Вызов» – лучший фильм о прокуроре.

Наконец сумел найти время посмотреть новый космический фильм «Вызов». Если коротко – понравилось.

Не знаю, кому из пяти сценаристов пришла в голову сюжетная линия с прокурором. Отдельная ему благодарность, и , прежде всего, за квинтэссенцию этой линии – диалог прокурора и Жени. Потребовать извинения и тут же по-иезуитски растоптать человека.

Если бы в дореволюционной армии стало известно о подлости такого уровня, я думаю, в полку не нашлось бы ни одного офицера, который бы не счел своим долгом вызвать такого подлеца на дуэль. Да, именно так, рискнуть своей жизнью, чтобы постараться убить, прекратить существование такого подлеца. В той воинской части, в которой служил я, с таким «человеком» просто прекратили бы общение, кроме исключительно служебного, даже если бы это существо было выше званием или занимало более высокую должность: «так точно», «никак нет», а для равных себе – пренебрежительное «Вы». И никаких «Здравия желаю» или «Здравствуй».

В кино, как в кино. Звонок из аппарата Генерального прокурора – и нет проблем. А в жизни? В жизни – уголовная статья и навсегда испорченная судьба ребенка.

Как докатились до такой жизни? Это вопрос к зрителю.

Мне кажется, в нашей стране переизбыток формальных правил. Мы стали напоминать город адвокатов Марлоу из фильма «Трасса 60». Все определяют законы, инструкции формальные правила. Но «Закон – что дышло: куда повернул, туда и вышло». Вопрос в том, кто может поворачивать. В 1917 г. не было человека страшнее, чем революционер с мандатом. Сейчас нет страшней «в должности». Люди «в должности» заменили постперестроечную братву. Братва могла убить, или утюг на живот поставить, а эти ломают судьбу, навсегда, через колено.

Вертикаль власти превратилась в жесточайшую авторитарную систему. В авторитарной системе управления самый страшный начальник – это уборщица. Чем меньше начальник, тем больше он упивается властью. Демократический стиль управления лишен этого недостатка, но он сложен в применении. При демократическом стиле управления общество как сотрудники (трудятся вместе), при авторитарно – как подчиненные (находятся под чином). Авторитарный стиль управления идеален для руководства рабами и заключенными. И для того, чтобы его применять в общество внедряется рабское сознание.

А как мы это приняли? Да очень просто, через воспитание. Это в фильме «Вызов» ставится вопрос: что было бы, если не человек, который может легко сказать: «Генеральный прокурор пойдет»? Обычно такая зависимость от чинов рассматривается как данность. И к этой зависимости люди приучаются с малых лет, со школы. Апофеозом этого воспитания стал многообсуждаемый ЕГЭ.

«ЕГЭ/ОГЭ имеет функцию контрольного выстрела, окончательно и бесповоротно встраивающего входящего в самостоятельную жизнь человека в малоэффективную, но простую в применении систему тотального авторитарного государственного управления как элемента подлежащего подавлению и управлению».

Фильм «Вызов» сделан в добрых традициях русского искусства. Он многослоен, в нем много чего находится между кадрами, как в старой литературе между строчками. Возьмите хотя бы линию влияния формальных правил на принятие решений, например, смерть человека в спускаемом аппарате - это несчастный случай, а на станции – преступление. Конкретная ситуация показана как часть системы. Много до чего можно докопаться. Но это уже другая тема.