"АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №5 2023 Г"
#армейский_сборник@ric_mil_ru
О. ПЫШНЫЙ, кандидат технических наук, доцент, полковник.
Сложившаяся к началу 20-х годов XXI века система обеспечения международной безопасности на наших глазах претерпевает серьезную трансформацию. С началом специальной военной операции России на Украине постепенно разрушаются основные механизмы сдерживания военного конфликта между Россией и НАТО. Уже в первые недели операции стало очевидным, что не удалось избежать военного противостояния между Россией и Западом, пусть пока и в скрытой, гибридной форме.
Откровенные определения гибридным войнам дают некоторые американские авторы. Так, в 2015 году заместитель генерального секретаря НАТО А. Вершбоу сформулировал: «Гибридная война сочетает военную угрозу, скрытую интервенцию, тайную поставку оружия и систем вооружения, экономический шантаж, дипломатическое лицемерие и манипуляции в средствах массовой информации с прямой дезинформацией». Д. Маркус, обозреватель ВВС по дипломатическим вопросам, дает следующее определение: «Гибридная война — это сплав открытой и тайной военной мощи, комбинация провокаций и диверсий в сочетании с отрицанием собственной причастности, что значительно затрудняет полноценный ответ на них».
Анализируя развитие и эскалацию конфликта спустя год после начала специальной военной операции, можно сделать вывод, что противостояние России и так называемого объединенного Запада постепенно выходит за рамки гибридной войны.
Масштабная поставка Украине все более «тяжелого» и дальнобойного оружия (в том числе высокоточного), обеспечение украинской армии разведывательными данными, участие в боевых действиях военнослужащих стран НАТО под видом добровольцев, прямое (пусть и неафишируемое) руководство действиями украинской армии западными высшими офицерами, призывы отдельных представителей НАТО победить Россию на поле боя позволяют констатировать, что противостояние России и НАТО приобрело совершенно новый характер.
Это еще не полномасштабная война, поскольку руководство стран Запада категорически отказывается признавать себя стороной конфликта, штатные воинские соединения стран НАТО не принимают непосредственного участия в боевых действиях на территории Украины, а дальнобойное западное оружие применяется (по крайней мере официально) армией Украины и с территории Украины. Но и в рамки гибридной войны России и НАТО, когда приоритет в противостоянии имеют невоенные и диверсионные методы, происходящее на Украине уже явно не вписывается.
Возможно, в настоящее время наблюдается некий переходный период, который условно можно обозначить как «война чужими руками», для которой характерно сочетание масштабных боевых действий с теневым участием стран Запада с неприкрытым гибридным противостоянием России со стороны США и их союзников.
Новая форма военного противостояния — «война чужими руками» — предполагает возникновение большого количества новых угроз и опасностей для Российской Федерации, что требует срочной реакции со стороны Российского государства для их нейтрализации, в том числе — за счет корректировки направлений развития ее Вооруженных Сил, включая и отечественные стратегические ядерные силы (СЯС).
Как уже было отмечено выше, развитие отечественных стратегических наступательных вооружений как, пожалуй, последнего эффективного механизма предотвращения перерастания специальной военной операции в полномасштабную мировую войну должно основываться на глубоком понимании существующих и перспективных военных угроз. Так, в Военной доктрине Российской Федерации отмечено (п. 37): «Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и органов — приведение их структуры, состава, численности и оснащенности современными (перспективными) образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации» [1].
Какие же новые вызовы и угрозы для Российской Федерации непосредственным образом влияют на развитие отечественных стратегических ядерных сил?
По мнению автора, для отечественных СЯС критически неприемлемыми (с точки зрения снижения уровня стратегического сдерживания) являются следующие действия американского руководства (рис. 1):
планомерное разрушение договорных основ обеспечения стратегической стабильности в мире;
активизация работ по созданию новых стратегических систем вооружений (как наступательных, так и оборонительных), а также тенденция к приближению их районов развертывания к нашим границам с целью в перспективе максимально обесценить имеющийся у России потенциал ядерного сдерживания;
попытки сдерживания качественного и количественного развития отечественных вооружений за счет санкционных ограничений на поставки в Российскую Федерацию зарубежных комплектующих, сырья, материалов, элементной базы и т.п.
В этих условиях отдельного внимания заслуживает вопрос о соответствии нашего стратегического оружия новым вызовам и угрозам.
Ниже представлены результаты проведенного автором анализа возможностей сохранять заданные боевые возможности и адаптироваться к новым военно-политическим условиям перспективного ракетного комплекса (РК) РВСН «Сармат», как одного из тех перспективных образцов стратегических вооружений, на которые делает особую ставку военно-политическое руководство России (рис. 2).
Так, поздравляя разработчиков и создателей комплекса «Сармат» с одним из успешно проведенных испытаний, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «…это действительно уникальное оружие будет укреплять боевой потенциал наших Вооруженных Сил, надежно обеспечит безопасность России от внешних угроз и заставит задуматься тех, кто в пылу оголтелой, агрессивной риторики пытается угрожать нашей стране» [2]. Глава государства также отметил, что ракета «Сармат» является «самой мощной с наибольшей в мире дальностью поражения целей».
Из выступлений представителей военно-политического руководства Российской Федерации известно, что ракетный комплекс «Сармат» создается для замены отслужившего свое ракетного комплекса «Воевода» и будет включать в свой состав новую «тяжелую» (массой более 200 тонн) межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) полностью отечественной разработки с жидкостными ракетными двигателями [3]. В настоящее время проходят государственные летные испытания РК «Сармат» с последующей постановкой уже в этом году первых МБР на боевое дежурство в одном из ракетных соединений РВСН (рис. 3).
Вместе с тем ракетный комплекс «Сармат» разрабатывается Государственным ракетным центром имени академика В.П. Макеева с 2011 года. Следовательно, требования к его характеристикам и возможностям закладывались в совершенно иных условиях международной обстановки: еще не было государственного переворота на Украине, Крымской весны, гражданской войны в Донбассе и тем более — военных действий России на Украине с теневым участием стран НАТО.
Попробуем оценить, насколько соответствуют боевые возможности ракетного комплекса «Сармат» новым вызовам и угрозам безопасности Российской Федерации.
Начнем с вопроса, ответ на который, по мнению автора, наиболее очевиден: способны ли повлиять санкционные ограничения, принятые США и их союзниками, на характеристики или темпы развертывания РК «Сармат»?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал в одном из своих выступлений В.В. Путин [2], особо отметив, что «…при создании «Сармата» использованы только отечественные узлы, компоненты, детали». То есть комплекс «Сармат» — изделие исключительно российской кооперации промышленности. Это, конечно, упростит серийный выпуск комплекса оборонными предприятиями, ускорит его передачу на вооружение Ракетных войск стратегического назначения.
Продолжение: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/490396/