В 1903 году немецкий философ и социолог Георг Зиммель заметил, что с переселением в большие города люди всё активнее стремились выделиться из толпы. Стоит за всеми этими "специфическими для большого города экстравагантностями" не что иное, как жажда внимания и значения в масштабе жизни мегаполиса. Отчаянное стремление быть непохожим на других, чтобы выдвинуться и тем стать заметным, захватило и предпринимателей и художников, которые нередко объединяли усилия. А витриной для их экстравагантных экспериментов выступали всемирные выставки, проходившие на рубеже XIX-XX веков с завидной частотой. В новой серии публикаций "Умышленные чудачества" рассмотрим самые причудливые, утрированные и авангардные выставочные экспонаты в моде и искусстве.
Вслед за пышным расцветом искусства веера во Франции времён маркизы де Помпадур и королевы Марии-Антуанетты грянула Великая французская революция. Веер от богато украшенного произведения искусства внушительных размеров и "орудия лукавства" деградировал до очень скромных аксессуаров небольших форм, применявшихся по своему прямому назначению. Уровень мастерства был безвозвратно утрачен. И даже приход Наполеона и провозглашение Франции империей не смогли кардинально и быстро поменять ситуацию. Но в 1827 году в Париже жил юноша, Жан-Пьер Дювельруа, который мечтал вернуть женщинам веер в его самых художественных формах. Так началась история одного из самых влиятельных французских "домов" вееров (maison d’éventails) XIX-XX веков - дома Duvelleroy.
Уже в 1850-е годы усилия Жан-Пьера будут вознаграждены сторицей - многочисленными медалями всемирных выставок, двумя орденами Почётного легиона Франции - основателю дома и его преемнику, а также первым званием поставщика придворного двора, пожалованным самой королевой Великобритании Викторией.
Среди монарших клиентов Duvelleroy была и русская императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III: её аксессуары от дома поныне хранятся в собрании Эрмитажа.
В XIX веке многие производители вееров при создании экранов прибегли к технческому новшеству - печати: это значительно упрощало и ускоряло процесс изготовления, но, увы, снижало уникальность. На их фоне Duvelleroy выгодно выделялся тем, что оставался верен традиции ручной росписи: дом продолжал сотрудничать с художниками, собственноручно расписывавшими газ и шёлк гуашью или акварелью.
В 1900 году в Париже с большим триумфом прошла очередная Всемирная выставка. Она стала своего рода манифестом нового стиля в искусстве, который уже 10 лет как правил бал на мировой сцене - стиля модерн. Самым запоминающимся павильоном, оформленным от и до в остромодном стиле, был павильон галереи "Maison de l'Art Nouveau" (от фр. Дом нового искусства) франко-немецкого арт-дилера Зигфрида Бинга. Чуть укороченное название галереи Бинга - Ар-Нуво - стало именем нарицательным и официальным названием нового стиля.
Эпоха Ар-Нуво с её страстью к декоративности и большим вниманием к эстетизации повседневности стала расцветом для Duvelleroy. Дом не упустил возможность принять участие во Всемирной выставке в своём родном Париже. Чтобы затмить конкурентов и привлечь на свою сторону как можно больше внимания социального круга, клиентов, дом решил подготовить к выставке, пожалуй, самый необычный веер в своей истории, не имеющий аналогов и среди других фирм.
К работе над веером было решено привлечь французского художника Мориса Лелуара, большого любителя истории моды и костюма. Именно Лелуар в 1907 году основал в Париже Общество истории костюма, в котором изучалась собранная им же уникальная коллекция костюма. С этого общества и коллекции начинается история Музея моды города Парижа, более известного сегодня как Музей Гальера.
Но вернёмся к Duvelleroy и выставке: вместе с Лелуаром они создают выставочный веер, в котором все черты модерна представлены в утрированном виде. В веере отсутствуют прямые линии! (сохраняются они только на спицах пластин, служат основой складного экрана и не видимы глазу).
Перламутровые пластины веера в зоне станка - изогнутых форм, с росписью в виде диковинных мифологических крылатых существ.
Гарды веера - со сложной резьбой, изображающие самые излюбленные анималистические образы модерна - змею и ящерицу. Это не дерево, а тонированная кость!
В месте соединения всех спиц вместо привычного штифта по обе стороны мы видим ещё две миниатюрные фигурки - лягушку, вырезанную из нефрита, и черепаху, панцирь которой выполнен из кабошона из яшмы.
Нетипичен и экран веера. Во-первых, выполнен он из тонкой лайковой кожи. И если в классическом экране веера его верхний и нижний края представляют собой ровную дугу окружности, то здесь авторы выбрали причудливо изогнутые края, частично повторяющие контуры фигур на росписи. Плиссировка экрана только усиливает эффект произвольных изломов и изгибов!
В центре сюжета на лицевой стороне экрана - мифологическая птица феникс, на которой, на троне со спинкой в виде 6 кобр, восседает "валькирия" с огненно-рыжими волосами. Голову валькирии венчает золотой крылатый венец, в её руке - держава с ажурной крылатой фигуркой. Интересено и ее облачение: это платье, предвосхищающее ориентальные и пёстрые моды 1910-х годов, с лифом в форме стрекозы, бархатной оранжевой юбкой-полонез и персиковой нижней юбкой. "Валькирию" сопровождает свита из ещё одного феникса и шести полуобнажённых крылатых дев в античных хитонах. Позади, среди скал, виднеется высеченный из камня замок. "Ну почти мать драконов Дэйнерис Таргариен!" - не смогли мы удержаться от комментария.
Расписан и оборот экрана. Здесь на фоне светло-голубого неба мы видим фигуру ещё одной крылатой девы, златовласой, с широко раскинутыми крыльями, симметрично вписанными в верхний край экрана.
Авторы оставили свои памятные авторские подписи на веере, сопроводив их датами и непременно указав особое назначение веера.
Веер, изначально созданный как утрированное произвдение искусства, не предназначенное для использованию по прямому назначению, уже в 1907 году оказался в собрании парижского Музея Карнавале, куда попал в составе внушительной коллекции из нескольких сотен вееров, переданной (или проданной) музею некой Сесиль Франсиск. Там же веер бережно хранится по сей день, вместе с другими работами дома Duvelleroy, но, безусловно, стоя особняком. Так что цель дома - выделиться и запомниться - была достигнута!
Текст: Вера Радвила, основатель сети культурно-просветительских проектов Lamanova.online и куратор виртуального музея NLamanova.ru.
Хотите узнать больше об истории и совремнности костюма и ДПИ в России?
Подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:
*Facebook и Instagram принадлежат запрещённой в России компании Meta