Субботники во время учебы в 70-х, в Иркутских вузах проводили часто. Бросали на уборку разных строящихся объектов. Например, когда воздвигали Торговый Комплекс, и фундамент был залит, то мы в этой бетонной бочке убирали строительный мусор. Даже, когда жилой дом строили, и там требовались наши «горячие сердца» и «руки не для скуки». Пыль, грязь, но у нас были шутки и смех. Мы старались из всего сделать развлечение.
На ленинских субботниках, уборка улиц. Нам выдавали инвентарь - мётла, грабли и мы старательно скребли газоны. Ну, как старательно. Я, например, в руки метлу не брал, так как был культмассовый сектор. Собрать по рублю, 50 копеек, у кого, сколько есть, и обеспечить напитки и провиант из магазина на обеденный перерыв.
Мой приятель, отличался феноменальной способностью находить деньги. Он внимательно вглядывался в траву и подметаемый тротуар. К концу уборки у него меньше рубля, а то и трешки не было. Как-то пятерку нашел. Хорошая прибавка в наш бюджет! Ведь, после уборки мы шли к кому-нибудь на квартиру, где было посвободнее, и устраивали «культурную» часть после рабочего дня.
Когда было настроение после экзамена или свободное время совпадало с наличием каких-то денег со стипендии, мы заходили в «студенческий» ресторан «Алмаз» на улице Ленина.
Ресторан был недалеко и от меда и от универа. А еще рядом была церковь, и однажды за столиком оказался батюшка. Вполне светский человек и поговорить с ним было о чем.
В народе «Алмаз» звался «Стеклорез», потом там обосновался «Фихтельберг». Большой зал, скатерти не первой свежести, приятные официантки, банкетный зал, бар. Собиралась «разношерстная» публика: фарцовщики, деловые люди, скучающие дамы. Вести себя старались интеллигентно.
На плоской крыше «Алмаза», было кафе «Веранда», с самообслуживанием по ресторанным ценам.
Столики под зонтами, бутылочное пиво, «Агдам» и вид Иркутска в сторону стадиона «Труд». Отдыхать там было приятно. Ни толкотни, ни суеты. Солнышко, ветерок обдувает, и торопиться никуда не надо. Заботы и проблемы с собой не брали. Вся жизнь была впереди.
Пообедать в «Алмазе» можно было вдвоем за 5 рублей. Вечер провести, требовался «червонец». Однажды, за соседним столиком оказалась мужская часть одной из кафедр и какое совпадение, нам надо было сдавать следующий экзамен, именно у них! Мы, недолго думая, отправили бутылку вина за их столик. Они посмотрели на молодых шалопаев, и отправили нам две. Тогда мы подошли и предложили объединиться. Вечер удался, экзамен был сдан, практически «автоматом».
В «Алмазе» была приличная «живая» музыка. Некоторых музыкантов мы знали. Там играл мой одноклассник, уже отслуживший армию. Гремели битловские песни, обязательно «Пора-пора-порадуемся!», одесские напевы, навязчивые шлягеры. Бывший одноклассник, во время своего перерыва подходил к нам и рассказывал байки из жизни «лабухов». «Представляете, подходит мужичок, явно из села. Говорит, «Черемшину» сыграйте и таинственно так, деньги в кулаке передает. Мы тоже подыгрываем, мол, никто не узнает. Взяли, поглядели, а там «трояк». «И что дальше?» - спрашиваем мы. « Да, сыграли один куплет, и хватит».
За столиками случались курьезы. Одна девица из «деловых», положила глаз на парня, который был не один. И предложила его спутнице «четвертак», чтобы увезти парня на ночь. Та, видимо не слишком держалась за него, говорит: «Да, забирай!». И он ведь уехал, а потом рассказывал, что думал "что все знает" об интимной жизни. Но девица сумела поразить его некоторыми нюансами.
Обязательно после «кабака» случались «разборки». Или дам не поделили, или еще что. К этому времени подтягивался наряд милиции, дружинники. Мы старались уйти до этого момента, чтобы не попасть «под раздачу». Дежурящие рядом таксисты, прилично зарабатывали, развозя «гудящий люд».
Сейчас есть куда пойти, заведения на выбор, но нет беззаботности и беспричинной радости юности. Как говориться: «Есть что вспомнить, но стыдно рассказать». Были, конечно, и драмтеатр и филармония, музкомедия и ТЮЗ, но это уже совсем другая история.