Найти тему
Библио-лаборатория

"Баллада о Бете-2" Сэмюэля Дилэни, или как написать повесть, вмещающую роман

Творчество Сэмюэля Дилэни я всегда любил и по нескольку раз перечитывал многие его произведения. Тем удивительнее, что я не читал одно из его лучших произведений «раннего» периода творчества - «Балладу о Бете-2».

С отечественными обложками к повести все туго... Поэтому пусть будут оригиналы.
С отечественными обложками к повести все туго... Поэтому пусть будут оригиналы.

Конечно же, как обычно, читатели и подписчики канала постарались помочь мне восполнить этот пробел. С завидным постоянством, как минимум раз в месяц кто-нибудь нет-нет, да и советовал мне прочитать «Балладу». Ну куда уж тут денешься.

Текст совсем небольшой, хотя в некоторых библиографиях он проходит именно как роман. Впрочем, если судить не по формальному количеству печатных знаков, а насыщенности, то «Баллада о Бете-2» вполне может дать фору иным тысячестраничным «кирпичам». Просто удивительно, как по-настоящему талантливым авторам порой удается уместить в минимаьный объем такое количество разнообразных идей и концепций… Конечно, Дилэни никогда не был коммерческим успешным автором (а, главное, не думал о себе, как о таковом), и потому над ним не довлело обычное проклятие всех авторов бестселлеров — необходимость регулярно выдавать новые книги, а для этого выжимать досуха любую мало-мальски удачную идею.

Такова и «Баллада», которая начинается как типичный «научный детектив», то есть расследование ученого (в книге это студент, но суть от этого не меняется) в попытке раскрыть некую тайну, но затем плавно перетекает сначала в почти классическую историю «звёздного ковчега», неожиданно тесно сплетенную с весьма жесткой (чтобы не сказать — жесткой) социальной антиутопией, а в итоге разрешается сюжетом о «первом контакте» волне в духе «космической оперы», достойной перва Ван Вогта.

Все-таки не зря Дилэни был введен в Зал Славы Фантастики и удостоен звания Грандмастера. Формально он считается одним из представителей американской ветви «новой волны» в фантастике, но в своих произведениях он никогда не придавал значения соблюдению канонов какого-либо жанра или движения (впрочем, можно сказать, что это как раз и есть характерная черта «новой волны»). Средства раскрытия сюжета и характеров героев для него всегда оставались всего лишь средствами, которые (исключительно в литературном смысле!) в любом сочетании оправданы целью.

-2

Насколько я знаю, «Баллада о Бете-2» среди русскоязычных поклонников фантастики не пользуется ни особым вниманием, ни особой любовью, считается «вторичной и примитивной». Я с эти категорически не согласен. Более того, это первое произведение за последние, пожалуй, несколько месяцев, которое по мере чтения вызвало у меня реакцию: «ох ничего себе, не ожидал! Здорово!».

Как я уже сказал выше, мне нравится, когда авторы не «экономят» идеи, чтобы впоследствии заняться их максимальной перегонкой в змеевиках бесконечных циклов и сериалов. Наверное, поэтому мне нравится читать фантастику полувековой и больше давности, даже с учетом ее некоторой наивности и множества анахронизмов.

Наверное, тем авторам, так же как и мне казалось странным экономить единственном по-настоящем не имеющем человеческом качестве — фантазии. Ведь там, где нет фантазии, на сцену неизменно выходит его тираническое величество Норма, жестоко карающая за любые отклонения от себя любимой...