Найти в Дзене
Мир Зари

"Все способные держать оружие", А. Лазарчук, или Всё о пляжном отдыхе, разборках и о том, как важно считать тайминг.

Химкинское водохранилище 2021 год. Разгар лета, выходной день.
Химкинское водохранилище 2021 год. Разгар лета, выходной день.

А мы продолжаем чтение, и снова переносимся в будущее:

«Год 1991. Игорь. 07.06. 09 час. Казанский вокзал»

Странная обстановка в Москве. В Москве, занятой немцами. Усиление: судя по контексту, немцы ожидают покушения на некоего высокого гостя. Сутолока города представлена великолепно, и ощущение оккупацией передано, на наш взгляд, очень неплохо, включая «мы их не звали» от таксиста. Но вот что удивило:

«Тащились мы теперь еле-еле, пришлось поднять стекла: сплошной бензиновый перегар...»

Э-э… А как же ядерный реактор в искусственном сердце главного героя? Или Германия отстаёт в развитии от СР?
Сцена с флагами у посольства, портретом Толстого и прощание с немецкой агентессой Кристой. Впечатления самые положительные. Читаем следующую главу:

«07.06. 18 час. Турбаза «Тушино-Центр»
– Не знаю, не знаю, – пробурчал Командор. – Я все-таки подбросил бы ей «клопа».
Я молча пожал плечами. Подбрасывать «клопа» имело смысл только тем, кто его заведомо не станет искать. Если же Криста наведена на меня, то «клопа» моего она найдёт в пять минут – и тут же начнёт давать нам дезу. Конечно, если мы хотим с самого начала запутаться в собственных яйцах…»

Что нас смущает в этом разговоре? Если Криста приставлена к Игорю, то она найдёт «клопа». Найдёт и начнёт сливать дезу. Если нет, то информация будет настоящей. Ничего не изменится от того, что она найдёт жучек, в любом случае, будет поступать информация. В одном случае ложная, в другом нет. Что лучше: получать дезу, или вообще не получать информацию? Ничего не утверждаем, но вопросы есть. Это, кстати, уже пошли места из «Иного неба».

Дальше эпизод очень смачный, но пока что ставящий в тупик:

«– Вон место свободное, – вместо всего этого сказал я. За красно-синим чудовищным грузовиком возник, наконец, просвет, Командор свернул туда, но какой-то нахал на драной «онеге», дав задний ход, постарался зарулить в этот просвет раньше нас, не рассчитал и глубоко пробороздил нам левое переднее крыло…»

Тот факт, что «онега» была первой, проехала вперёд и стала парковаться задом, а Командор нагло решил занять место – опустим. Не суть. Суть в том, что далее маленький чернявый Командор строит и опускает на бабки «белобрысую бестию», наносит урон его собственности и демонстрирует спецподготовку. Вообще складывается ощущение, что эта группа прямо-таки орёт: «Смотрите! Мы диверсанты и шпионы!». Зачем?!

«Командор подхватил пляжную сумку, запер машину, и мы двинулись к пляжу. Я не ожидал, что здесь будет такая толпа. Тысячи одетых легко, одетых символически и неодетых вовсе людей лизали мороженое, пили соки, вина и пиво, пиво, пиво – пиво в самых разных тарах, от баночек до канистр, пиво всех цветов и оттенков...»

Скорее всего, имеется в виду Химкинское водохранилище. Если честно, возникает две картинки: пляжа Ялты, где тела едва друг на друге не лежат. И вторая (чудеса подсознания) - кадры из советского «Старика Хаттабыча». Пряжи на Химкинском водохранилище, кстати, есть.

«Стряхивая воду на самых красивых девушек, попадавшихся на нашем пути, мы подошли к команде А и непринуждённо расположились среди них. Преимущество встреч на пляже: невероятно трудно выследить тебя. Все голые, все плюс-минус одинаковые. Недостаток: не менее трудно засечь слежку. Но с этим пока придётся мириться…»

Если честно – весьма спорное предположение. Если слежку ведёт специалист, он и в толпе народа определит объект. А на пляже практически исключены различные приёмы маскировки типа смены одежды, накладных усов, бород и париков. Потому как кроме лица есть ещё фигура, и вряд ли какой-нибудь топтун, увидев маленького чернявого крепыша с бородой, махнёт рукой и скажет – нет, не он. А вот на улице можно использовать каблуки, меняющие рост, накладки на живот, плечи, вкладыши в рот и нос… В общем, масса методов изменить внешность.

Дальше идёт описание группы А, девушек, наконец, мы узнаем об операции «5 марта» и, главное, добавляем факт в копилку знаний об истории:

«– Слушай, Пан, – сказал Командор, – я всё забываю спросить: а почему «Пятое марта»?
– Пятого марта сорок четвёртого года немецкие войска вошли в Тифлис. Это конец независимости Грузии.
– Вот оно как… Долго держались: больше трёх лет.
– Долго, – согласился я…»

Итак, судя по всему, война непосредственно с СССР была закончена существенно раньше. И вообще, 1944 год минус три года – получаем 1941. «Долго держались: больше трёх лет»… Э-э… А что там вообще происходило?

Вообще всё странно в этой книге, и мы совсем не удивимся, если окажется, что и СССР как такового не было. Откуда подпоручик в армии Сибирской Республики? В СССР до 1943 даже офицеров не было, были бойцы и командиры. В общем, как говорила Алиса - все страньше и страньше...

Но больше всего нас смущает знаете что? Темнеть в Москве в июне начинает примерно в восемь вечера. Нет, это ещё не темнота-темнота, это то, что называется вечер. Когда у воды сидеть в плавках или купальнике уже не комильфо. И комарики покусывать начинают, и зябко становится. А начало главы отмечено как 18:00. Сначала тёрки с водителем, потом дойти до пляжа… Нет, купаться-то, наверное, можно… В начале июня, а именно тогда происходит действие, температура воды в московских водоёмах примерно 14-15 градусов. Чтобы стала 19 градусов, неделю должна стоять погода 25-28 тепла. Средняя температура в это время 16,5 градусов. То есть о тысячах отдыхающих на пляже и речи быть не может, несмотря на пятницу. И уж тем более говорить о том, что на пляже вести слежку сложнее, не приходится.

Не менее странно выглядит момент, когда один из членов группы А проверяет место на наличие микрофонов (А зачем? В песок их, что ли положили?)

«Гера крутил настройку приёмника. На самом деле это был не приёмник, а детектор микрофонов. Направленным, издали, нас тут не взять: пляж плоский, шумный...»

Вот где он ищет микрофоны? Их же тут МОРЕ. По идее, этот прибор должен сработать на любой приёмник, находящийся рядом. Мы бывали в таких местах, у каждой второй компании есть небольшой приёмник или магнитофон. Кто-то использует, у кого-то он просто есть. Или и правда в песке ищут? А если народа не так много и ближайшие соседи не в метре, а хотя бы в трёх-четырёх-пяти, то, в чем проблема слушать направленным микрофоном?

Но продолжим:

«07.06. Около 20 час
Перекрёсток Большой и Малой Бронных. Кафе «Гензель и Гретель»»

Скачки во времени пока прекратились, за что отдельное спасибо автору. По впечатлениям – читать нравится. И нравится разбираться, что же там такое происходит.

Сразу заметили один важный момент. Тайминг. С одной стороны, это хорошо, а с другой... На пляж они приехали в шесть вечера. Пока туда, сюда, ну пусть всего час - полтора ушло на разборки, купание и разговоры. С тем уровнем пробок, которые описаны в книге, с перекрытием дорог и всем остальным… Там от Тушино до Бронной разве что на помеле лететь. В общем, в этом моменте тайминг сыграл не самую лучшую роль.

Так, о чём мы? С момента встречи на пляже прошло около часа. Мы ставим себя на место Игоря. Он должен понимать (и он, и Командор), что засвечен. К нему в купе подсела немецкая агентесса. Она вовсю пыталась затащить его в койку – и затащила. Она знает, где он живёт. Всё. Алес! Приплыли! Надо сворачивать операцию или, как минимум, уходить в тень, как минимум – Игорю. Потому как если за ним установлено наблюдение, то уже вся группа А сфотографирована и установлена. Равно как и кафе.

«Ганс не был нашим агентом в полном смысле слова. Просто он однажды провёл две недели на борту пассажирского «Юнкерса», захваченного мальчиками из «Зари России». Мальчики требовали освобождения своих из тюрем, а также, в виде бесплатного приложения, – восстановления России в границах 1914 года. «Юнкерс» мотался по аэропортам, пока не долетел до Бухары. Там мы его ждали – накануне эмир встречался с Толстым, и о чем-то таком они договорились. Мальчиков взяли без выстрела: просто впрыснули в систему вентиляции усыпляющий газ. Все это произвело на Ганса достаточно сильное впечатление, чтобы он сам предложил нам свои услуги…»

А ведь и вправду не было никакого СССР. Нам просто делать предположения, потому что один из нас книгу не читал. Так вот, у нас ощущение такое, что не было СССР. Иначе почему – границы 1914 года? С частью Польши и Финляндии? А ещё – эмир в Узбекистане, с которым говорил глава СР. По ходу пьесы Узбекистан тоже самостоятельный, раз требуются переговоры на высоком уровне. В общем, всё смахивает на то, что что-то пошло не так аж в 1917. Очень даже интересно и, признаться, неожиданно.

«Теперь через него мы получали кое-какую необходимую информацию, а его кафе стало нашим почтовым ящиком и складом НЗ. Теперь, похоже, «Гензель и Гретель» послужит нам треффпунктом… хотя это уже следующая стадия операции… но, пожалуй, самая главная…»

Вот есть у нас чёткое ощущение что операция совместная, с немцами. Игорь не может не понимать, что придя в кафе, он его засветил по полной программе!

«Я продолжал сидеть и тупо дул пиво. Так. Случая больше может и не представиться, напомнил я себе. Последний тихий вечер. Появился Ганс, поманил: к телефону. Это была Валечка. Голосок у неё чуть подсел. Всёе замечательно, сказала она, как ты и говорил. Молодцы, сказал я, чего уж… успехов. Гад же ты, сказала она и повесила трубку. Я набрал номер Кристы. Занято. Посидел, о чем-то напряжённо думая, и набрал ещё раз. Опять занято.
Ладно, Ганс, сказал я, пойду. Значит, завтра Серёжа появится – часа в два. Да, забыл спросить: как с финансами? Нормально? А то мог бы подбросить…»

Ну всё, даже если топтуны не довели тебя до кафе, то теперь ты спалился. Вместе с Валечкой. Если… Если это не совместная операция.

«Нет, что-то происходит с людьми, и поэтому весёлые послушные негры начинают резать белых, а британцам приходит в голову, что американцы их не столько защищают, сколько оккупируют, потому что страны, завоёванные когда-то Германией, живут лучше и свободнее, чем отстоявшая независимость Британия, а русских вдруг потянуло на воссоединение разделённой когда-то России, хотя вряд ли кто объяснит, какой в этом практический смысл, и уж подавно никто не скажет, как это можно сделать без массированного кровопролития. И ещё я подумал, что в поведении больших масс людей – народов, наций – проступает что-то общее с поведением человека, лишённого чувства боли. Никогда не знавшего, что такое боль. И потому способного на самые замечательные эксперименты над своим телом…»

Перед этим шла речь о том, что в Африку хотят отправить русский легион. Мол, там огромное количество русских промышленников и фермеров, и почему бы русским не защитить русских, а не сваливать всё на немцев. Но мы взяли именно этот отрывок, потому что… у-ух-х! Непонятно и в то же время сильно.

Непонятно, с чего американцы оккупируют Британию. Если до этого мы думали о войне Германии с СССР, то сейчас всё больше и больше кажется, что мир Лазарчука гораздо глубже, что всё началось году этак в 1914, и к 1917 история уже изменила свой ход. Что же, если итоги Первой Мировой были иными, то всё происходящее приобретает некий смысл.

Вообще нам нравится пытаться понять мир. Значит, что мы имеем: Узбекистан отдельно, Грузия отдельно. Террористы требуют возврата к границам 1914 года. Наверняка потерян ещё ряд территорий. Скорее всего, российская Империя, раздираемая революциями на фоне Первой мировой войны, потерпела поражение вместе с Германией, и, скорее всего, произошла реставрация монархии. Учитывая весьма спорное отречение Николая Второго, это вполне возможно. Так же вероятнее всего, что на территории Империи – оккупационные войска союзников по Антанте, которые пришли добить немцев и заодно помогли с революционерами. По итогу Империя потеряла часть территорий, которые решили жить самостоятельно. Ничего нового, то же случилось в нашей истории: Советская Россия, да и СССР, был в 20-х заметно меньше, чем после Великой Отечественной. Отсюда и подпоручики, и егеря, забегая вперёд, скажем, из той же оперы и отношение к оружию. Интересно. Надеемся, в книге будет экскурс в историю.

Ну что же. Пока всё. Пожалуй, надо выдохнуть и привести мозг в нормальное состояние.

Что хочется сказать: написано хорошо. Судя по чёткому структурированию повествования – у автора есть план. Несомненно, интересно, а откладывать книгу из-за того, что есть «заклёпки», особенно в боевых сценах… Ну, не знаем. Мы точно не станем бросать чтение.

Так, в прошлый раз ссылок не было, так что ловите сейчас: на ЛитРес в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага). На «Автор Тудей» – третья книга Наталии из цикла «Хороших здесь нет», называется «Псковский раскол» (свободный доступ). Будем рады вашим комментариям и оценкам.