Найти тему
artoholic.кино

Каннская премьера: рецензия на фильм «Убийца «Священный паук»

Одна из самых громких премьер Каннского фестиваля режиссера Али Абасси выйдет в российском прокате 11 мая. Рассказываем о том, чего ждать от фильма, который был номинирован на Золотую пальмовую ветвь.

Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»
Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»

Иногда практически не имеет значения, знает ли зритель, насколько правдив сюжет картины. Однако, при просмотре этого фильма именно реалистичность происходящего играет большую роль. Али Аббаси взял за основу дело Саида Ханаи, обычного семьянина и отца троих детей, который в начале 2000-х убил 16 работниц секс-индустрии в Мешхеде, посчитав себя «очистителем» святого города.

Начать стоит с того, что появление фильма в мировом прокате оказалось очень своевременным, совпав с необычайно напряженным для Исламской Республики моментом. Этой осенью по всему миру прошли многочисленные протесты, вызванные смертью 22-летней Махсы Амини. Подобный социальный фон лишь подчеркнул важность картины Аббаси, сделав ее мрачным и трагичным предупреждением, которому не уделили внимание в свое время.

Сам фильм условно можно разделить на две части: реальную и нереальную. И если факт существования серийного убийцы вполне очевиден, то вот журналистка Рахими (Зара Амир Эбрахими) олицетворяет другой план повествования — выдуманный элемент истории. Именно с ее линией в картине связаны проблемы неравного и пренебрежительного отношения к женщинам в исламском обществе: будь это отказ молодой незамужней девушке одной заселиться в гостиницу или же постоянные замечания по поводу ее одежды — весь фильм сопровождается постоянным ощущением опасности и тщательно скрываемого страха.

Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»
Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»

Графические сцены насилия, интима и убийств — неотъемлемая составляющая «Священного паука», за которую его можно как хвалить, так и ругать. Далеко не каждый готов увидеть все подробности происходящего, многим такие сцены кажутся излишними в фильме. Но в этом случае именно приземленность и реалистичность картины Аббаси делают ее настолько сильной и эмоциональной.

Отдельного внимания, безусловно, заслуживает актерская игра Мехди Беджестани и Зары Эбрахими: они блистательно отыграли свои роли, ярко передав суть своих персонажей. Можно придираться к слабо продуманной сюжетной линии Рахими, но она в истории лишь вставной элемент, который по задумке должен подчеркнуть социальные проблемы.

Одна из самых сильных сцен всего фильма — последняя. Сын Саида, с гордостью говорящий о преступлениях отца и мечтающий пойти по его стопам, — именно здесь выражается вся противоречивость и настоящий ужас этой истории. Члены семьи, простой народ, журналисты, религиозные лидеры — очень многие согласились с действиями Саида, провозгласив его не безжалостным убийцей, а национальным героем.

Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»
Кадр из фильма «Убийца «Священный паук»

Картина оставляет после просмотра неприятное и липкое ощущение неправильности происходящего на экране. Для каждого зрителя фильм преподносит свои леденящие душу итоги, но многие из них завязаны на одной главной теме — культуре насилия, процветающей в мире.

Автор: Ольга Чайкина

Фильмы
42,9K интересуются