Чувство вины играет такую же важную роль в нашей духовной “нервной системе”, как боль в нашей физической нервной системе. Боль сигнализирует о какой-то неполадке и о необходимости ее устранения. Чувство вины выполняет ту же функцию на духовном уровне.
Сегодня понятие вины осмеивается и принижается просветителями, философами, учеными и даже некоторыми проповедниками. Однако чувство вины — важная составляющая Божьего плана. Нам бы хотелось избавиться от боли, но в таком случае мы останемся беззащитными перед многими физическими опасностями. Аналогично, если мы пожелаем раз и навсегда избавиться от чувства вины, мы тогда можем стать легкой добычей искушения.
Мы должны понимать, однако, что чувство вины в нас не является самоцелью. По Божьему плану, чувство вины должно заставлять нас реагировать определенным образом: (1) отвращаться от того, что порождает в нас это чувство и (2) обращаться к Богу за прощением и новыми силами (Деян. 8:22; 1 Ин. 1:9; и т.д.).
Но когда чувство вины выполнило свою функцию, мы должны научиться избавляться от него, приняв благодать Божью. Бог ни для кого не планирует жизнь с постоянным чувством вины, что в Послании к Евреям зовется “порочной совестью” (Евр. 10:22). “Порочная совесть” — это совесть, пораженная чувством вины за совершенные грехи, это совесть, которая знает, что поступила неправильно и не получила прощения (Евр. 9:9; 10:2).
Бог хочет, чтобы наша совесть омылась и очистилась благодаря нашему знанию того, что мы прощены через кровь Иисуса. Автор Послания к Евреям восклицает: “Кольми паче Кровь Христа... очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!” (9:14). Автор также отмечает, что, если бы поклоняющиеся были очищены, они “не имели бы уже никакого сознания грехов [то есть, они не испытывали бы уже чувства вины за свои грехи]” (10:2). От греческого слова катаридзо, переведенного как “очистит” в Евр. 9:14 и “очищены” в Евр. 10:2, произошло слово “катарсис”, что значит полное и всестороннее очищение.
Евр. 10:22 призывает нас “приступать [к Богу] с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою”. Подобно тому, как кровью животных окропляли скинию с целью освящения, так и наши души очищаются “кроплением” крови Иисуса на них. Затем, подобно тому, как священники должны были омывать свои тела перед тем, как войти в скинию, наши тела “омываются водою чистою”, когда мы крестимся в Иисуса (см. также Гал. 3:26, 27). Как только мы становимся на Божий путь к спасению через веру и повиновение, наша совесть вновь становится чистой — благодаря крови Иисуса!
Прощения Богом наших грехов недостаточно для того, чтобы сделать нашу совесть здоровой; мы должны научиться принимать Божье прощение. Как-то один врач сказал одному проповеднику, что многие из его пациентов не нуждаются в медицинской помощи. “Они нуждаются в ком-то, кто мог бы помочь им найти дорогу к чистой совести, — сказал он. — Им не нужно снотворное; им нужно покаяние, как в старые добрые времена”. Он подчеркнул, что они не нуждаются в современнейших лекарствах; все, что им нужно — это кружащее голову ощущение, что они прощены.
Мы должны верить всем сердцем, что Бог прощает и что Его слову можно доверять: “И грехов их и беззаконий их не воспомяну более” (Евр. 10:17).
Мы должны также научиться прощать себя. Иногда Бог прощает нас, а мы не можем простить себя. Кто-то из вас знает, что я имею в виду. Вы согрешили. То, что вы сделали, ужасно, и вы это знаете. Ваша совесть хлещет вас безжалостно. Вы делаете все, что в ваших силах, чтобы выправить ситуацию, но что сделано, то сделано. Тогда вы идете к Богу с раскаянием в сердце и изливаете ему свою печальную историю. Вы просите у Бога прощения, и у вас есть все основания ожидать, что Он простит вас. “Ибо верен Обещавший” (Евр. 10:23). И все же что-то внутри вас продолжает говорить: “Так просто не бывает. Прежде, чем мне простится это ужасное злодеяние, я должен еще пострадать!” Иногда люди мучаются от обличений совести, хотя они давным-давно покаялись в совершенном грехе, сделали все от них зависящее, чтобы восполнить причиненный ими ущерб, и попросили Бога о прощении. Повторяю: мы должны верить всем сердцем, что Бог прощает нас, и мы также должны научиться прощать себя.
Иоанн говорит о неспособности прощать себя в 1 Ин. 3. Призвав любить “делом и истиною”, он говорит: “И вот, по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все” (ст. 18-20). Обратите внимание на фразы “успокаиваем пред ним сердца наши” и “если сердце (наше) осуждает нас”. Явно, некоторые из его читателей испытывали чувство вины и нуждались в обретении уверенности в себе. А теперь перейдем к последней части отрывка: “Бог больше сердца нашего и знает все”. Даже когда наши сердца осуждают нас (т.е. когда нас обличает совесть), “Бог больше сердца нашего”. Он знает, искренне ли мы раскаялись. Если искренне, то Он прощает нас, независимо от того, простили мы себя или нет. Бог не планировал, чтобы мы жили, испытывая чувство вины. Поэтому Иоанн продолжает: “Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу” (ст. 21). Другими словами, если мы готовы и можем принять Божье прощение, то мы можем чувствовать себя уверенно в жизни.
Неспособность простить себя приводит к разладу с самим собой и с окружающими. Если человек не может простить себя, то ему трудно будет прощать других. Но самое важное то, что это отрицательно сказывается на отношениях с Богом. Тот, кто страдает от чувства вины, не сможет должным образом предстать пред Богом - уверенно и без страха (Евр. 4:15, 16).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если мы (1) будем упражнять свою совесть и (2) научимся полагаться на благодать Божью, дающую нам прощение, то тогда — подобно Павлу — мы сможем “всегда иметь непорочную совесть” и жить с “чистой совестью” (Деян. 24:16; 1 Тим. 3:9).
Я надеюсь, что совесть побудит хотя бы одного человека принять крещение или вернуться в лоно церкви. Выдающийся миссионер Дж. МакКалеб говорил, что единственный путь реформирования сознания людей лежит через пробуждение их совести. Он отмечал, что мы можем заставить людей обещать, подтверждать и даже подписывать обязательства, но до тех пор, пока их совесть не проснется, мы просто заставляем их быть лжецами.
Пробудилась ли ваша совесть? В таком случае вы можете пытаться успокаивать, игнорировать, отрицать ее или даже злоупотреблять ею; но единственный путь удовлетворить ее — это сделать так, как она велит.