Здравствуй читатель! Давно я не выходила на связь, но наконец добралась до статей, надеюсь начну работать в прежнем режиме!
Сегодня хочу поговорить про исследовательское поведение, так как именно оно является основой развития ребенка, особенно в рамках коррекционной работы.
Какое бывает исследовательское поведение? С чем оно связано и с чего начинать, если этого самого поведения у ребенка нет вообще.
Итак, все мы слышали про любопытство. Кажется, что любопытство заложено в наше ДНК. Услышав незнакомый или резкий звук, мы поворачиваемся в сторону этого звука. Заходя в незнакомое место, мы стараемся его осмотреть. А с каким удовольствием маленький ребенок изучает себя и окружающий мир. Все это возможно лишь благодаря любопытству, а любопытство является первой ступенью исследовательского поведения.
Когда к специалисту приходит ребенок, первое на что должен обратить внимание специалист, это реакция ребенка на незнакомое место. Как ребенок реагирует на игрушки,на кабинет, на специалиста. Все мы прекрасно знаем, что у обычного ребенка любопытство возьмет верх, и даже если он вздумает вначале поплакать, то интересные игрушки быстро его отвлекут.
Именно из любопытства складывается исследовательское поведение, и у него есть три этапа развития:
1. Ориентировочный рефлекс. Это врожденная программа, которая нацелена на то, что бы удовлетворить главный вопрос "Что это такое?" Будь то яркая игрушка, человек или музыка. Ориентировочный рефлекс является тем самым любопытством в простой форме. За любопытство отвечает средний мозг.
2. Поисковое поведение. Если с ориентировочным рефлексом у ребенка нет проблем, то он переходит на второй этап: поисковое поведение. Ребенок не просто хватает все подряд, он начинает выбирать более привлекательную игрушку, или место, где ему удобнее сесть. Для поискового поведения нужна хорошо развитая крупная моторика, так как она позволяет достигнуть предмета поиска. Поисковое поведение запускается в субталамусе, он находится в промежуточном мозге.
3. Манипуляции с предметами. Манипуляция с предметами возможна только при развитии мелкой моторики, а так же достаточный уровень развития мыслительных операций, так как за манипуляцию с предметами отвечает уже кора больших полушарий, а точнее двигательная кора, в задней части лобной доли.
Как становится видно, уровень развития исследовательского поведения дает нам понять с чего начинать работу. Если не учитывать данную информацию, мы не получим результата коррекции, так как, например, бессмысленно учить ребенка сортировать по цвету, если у него не развит ориентировочный рефлекс.
В следующих статьях я подробнее расскажу о каждой форме исследовательского поведения и принципах коррекционной работы по каждому направлению.
Спасибо, что дочитали! Если статья оказалась полезной, ставьте лайк и делитесь этой информацией!