Беседу ведёт Майя Чаплыгина, Москва
Окончание. Предыдущая часть здесь:
"Не хочу быть египетской мумией!"
- ...О чем мечтаю?.. Ужасно не хочется стареть. И когда видишь, как стареют окружающие тебя люди, особенно если они старше... Я очень долго вращалась в компаниях, в которых была самой молодой. И привыкла к ощущению, что моложе всех. А сейчас с кем ни общаюсь, автоматически отмечаю про себя - этот младше, и этот... Однажды довольно пожилой человек мне посоветовал: "Никому не говори, что тебе исполняется сорок!" А какая разница?! Мне однажды удалось встретиться с Анастасией Цветаевой. Она казалась такой маленькой, сухонькой, была в потертом халатике. Вокруг - убогий быт. И на контрасте - портреты Бориса Пастернака, Марины Цветаевой... Мы провели несколько часов. Анастасия Ивановна плохо видела. Долго в меня всматривалась. Думаю, я ей понравилась. Потому как она спросила: "А вас еще на улице не крали?" Я ответила: "Нет". Тогда же я поинтересовалась: "Кому Марина посвятила "Поэму конца", "Поэму горы"?» Я обожаю эти стихи. А она засмеялась:
"Марина всегда была жутко неразборчивой. Влюблялась, часто за глаза... А потом этот человек приходил в дом и она даже на обращала на него внимания".
В конце встречи она надписала мне несколько своих книг. И на всех упорно выводила одно - А. Цветаева, 98 лет.
Это я к вопросу о возрасте. Сколько раз замечала, что несмотря на годы, внутри человек все равно молодой. Душа-то не стареет, она разве что просто устать может.
Как-то Ахматова сказал про Раневскую: "Фаичке всегда двенадцать лет, впрочем, Боре (имея в виду Пастернака) - тому только семь".
Эти люди, будучи очень искушенными и взрослыми, имея невероятную энергию, сохраняют абсолютный наив. Это как талант. Я была близко знакома с Иегуди Менухиным, величайшим скрипачом. Встретилась с ним, когда он был уже очень пожилым.
Но производил впечатление юноши с горящими глазами. От него исходил чудный свет. И больше двадцати пяти ему невозможно было дать. Он быстро двигался, быстро думал, шутил. Был невероятно легким.
- Считается, что уметь красиво стареть - самое трудное в искусстве жить. Впрочем, современная косметическая хирургия легко научилась диктовать времени: "Назад!.."
- Н-е-ет! В том-то и дело. Многие мои подруги заболели инъекциями красоты. А я понимаю, что это не мое.
- Почему?
- Объясняю. Конечно, бывает "плохая подтяжка". Когда лицо так натянули, что для того, чтобы улыбнуться, как в анекдоте, нужно поднимать левую ногу, иначе кожи просто не хватает... Бывает и "хорошая подтяжка", тогда сохраняется нормальная мимика. Но для чего все делается? Понятно - чтобы выглядеть моложе. Но: людям посторонним наплевать, как вы выглядите. А те, с кем общаетесь, ведь в любом случае знают, сколько вам лет. Ну хорошо, убирают женщины ботоксом морщины со лба. Но я смотрю на них, и у меня ощущения, что это уже не женщина, а египетская мумия какая-то. Не знаю, может быть, лет через десять я буду рассуждать совершенно иначе. Я видела женщин, которым подтяжка идет. И все же... В свое время в Армении была повальная тяга ездить в соседнюю Грузию к хирургу Цопе, исправлять носы. Он делал носы под Мирей Матье, с вздернутыми ноздрями. В результате такой "нос Цопе" был на каждой третьей армянке. Помню, одна известная армянская киноактриса тоже съездила в Грузию. Причем начала она сниматься с одним носом, а продолжила уже с другим. Тогда мне знакомый режиссер сказал: "Может быть, у нее нос и стал правильнее. Но все равно когда на нее смотришь, такое ощущение, что "ее собственного носа" где-то на теле не хватает. Все-таки природа делает законченные портреты.
- Главное, как говорят хирурги, вовремя начать. Чтобы никто ничего не заметил, первую подтяжку, к примеру, нужно делать уже этак в тридцать.
- А врачи могут говорит все что угодно. Но это же маразм! Я смотрю на пожилых женщин, которые обошлись без подтяжек. В них столько значительности. Говорят же - человек к старости имеет то лицо, которое заслужил. Мой приятель недавно спросил у своей бабушки: "Бабуль, хочешь стать молодой?" Та ответила без паузы: "Снова дурой? Ни-ког-да!" Вспоминаю, как мы общались в Париже с Майей Плисецкой. Однажды гуляли, спонтанно зашли в магазин. И в азарте накупили для Майи Михайловны много косметики. "Только не говори Родиону", - предупредила она меня. Вечером того же дня она позвонила мне. И я поинтересовалась: "Майя, как думаете, все из купленного вам пригодится?" На что она твердо сказала: "Лицо - это как английский газон. Бывает ухоженное. Или неухоженное". И все же того крема, который Воланд подсунул Маргарите, я еще никогда не видела. Булгаков гениально все описал. От крема у Маргариты кожа стала бархатной, начала светиться. Но самое важное - изменилось ее внутреннее состояние. Она вдруг поняла, что может летать. Главное, чтобы душа высвободилась!
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:
(с) "Лилит"