В 60-е годы в Советском Союзе были большие проблемы с автобусами. Их просто не хватало.
Кто же не помнит из старых кинолент, как люди гроздями висели на подножках. Можно только представить, как себя чувствовали те, кто находился в центре салона.
Водители шли на разные ухищрения, чтобы не перегружать машину – они останавливались до остановки, либо после нее.
Но пассажиры тоже имели смекалку – они брались за руки, и становились цепью на пути автобуса. Была надежда, что до работы можно будет доехать хотя бы на подножке. Причем, когда пассажиры уже в салон попадали, некоторые начинали ругать водителя за то, что он набивает автобус, как сельдь в банку.
В 1967-м году в Ленинграде появились первые «гармошки». Автобус имел две секции, и выпускался он на венгерском автобусном заводе «Икарус».
Предполагалось, что такая машина способна вместить одновременно 190 пассажиров. Но, когда наступал «час пик», в него помещалось и 250 человек.
Можно себе представить, какая в салоне была давка. Интересно, что у «Икаруса»-180 двери были разной ширины, поэтому пассажиров еще нужно было приучить, что в каждую из них входит разный контингент.
В переднюю можно было всем только входить, во вторую и четвертую тоже для всех был уже и вход, и выход. А вот третья предназначалась для пассажиров с детьми, инвалидов и пожилых людей.
После Ленинграда подобные автобусы поступили в парки больших городов, а затем уже и маленьких.
Начали производить такие машины в Венгрии еще в 1963 году маленькими сериями, а уже через три года началось массовое производство.
В СССР в 60 годы начали строиться микрорайоны, находившиеся далеко от центров, когда граждане в основном работали далеко от дома.
И автобусы такой большой вместимости были очень востребованы. В городах в основном по дорогам «бегали» ЛиАзы 677, большинство мест в них были сидячими, а между креслами умещалось очень мало людей.
В Икарусе же наоборот – салон был просторным, а сидячих мест было немного.
Прицеп присоединялся к основному автобусу с помощью «гармошки» – это был тамбур из дерматина.
Одно было плохо – в зимнее время в этом Икарусе всегда было холодно.
Говорят, что прицеп не отапливался, но дело, скорее всего было не в этом. Остановки были частыми, и в салон попадал холодный воздух сразу из четырех дверей.
Отопить салон при таких условиях было просто не реально, а экономию топлива требовали в каждом автобусном парке. Зато эта машина очень нравилась детям.
Так как у прицепа было всего лишь два колеса, то он очень сильно подпрыгивал на неровностях дороги. Так что если стать в самом конце, и взяться за поручень, то на кочках создавалось ощущение полета – ноги отрывались от пола.