Кто-то сказал, что если некоторым из нас удалить совесть, то это будет незначительная операция. Как же сохранить совесть живой, здоровой и отвечающей данному ей Богом назначению? Как заставить ее функционировать? Я сгруппировал свои советы соответственно двум основным направлениям мысли, как сохранить совесть здоровой: (1) Мы должны делать все, что в наших силах. (2) При этом нам необходимо научиться полагаться на Господа. В этом уроке мы рассмотрим пункт №1, а в следующем — №2.
Давайте начнем с того, что мы можем сделать. В Деян. 24:16 Павел говорит: “Поэтому я и сам делаю все, что в моих силах, чтобы всегда иметь совесть, чистую перед Богом и людьми” (Современный Перевод). Греческое слово, переведенное здесь фразой “делаю все, что в моих силах”, использовалось для обозначения усиленной тренировки атлетов при подготовке к соревнованиям. Дословно Павел сказал: “Я упражняюсь, чтобы иметь чистую совесть”. Чтобы оценить слова Павла должным образом, представьте себе жесткое расписание и многочасовые изнуряющие тренировки серьезного спортсмена. Павел говорил именно о таких усилиях, которые он прилагал, чтобы “иметь непорочную совесть”.
Нашему телу необходимы физические упражнения. На заре освоения космического пространства советский космонавт провел шесть месяцев в космосе без физической нагрузки. Когда он вернулся на Землю, ему пришлось заново учиться ходить. Совести тоже необходима нагрузка. Автор Послания к Евреям отмечает:
“Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр. 5:13, 14).
“Навыком приучены” - это перевод греческого гимнадзо, от которого произошли слова “гимнастика”, “гимназия” и т.п.
Физические упражнения помогают в профилактике некоторых болезней, а также в исправлении определенных физических недостатков. Точно так же упражнение совести предотвратит духовные болезни и исправит духовные недостатки. “Немощная” совесть (1 Кор. 8:7) может стать “сильной” (Рим. 15:1) благодаря тренировке.
ОБЩИЕ СПОСОБЫ ТРЕНИРОВКИ СОВЕСТИ
Как тренировать совесть? Понимание того, что такое совесть — и как она действует — позволяет определить общие способы “тренировки” совести. Не забывайте, что совесть — это врожденное чувство, которое говорит, что одни действия правильны, а другие неправильны; она зависит от степени информированности и может притупиться, если мы не будем к ней прислушиваться. Все это необходимо учитывать.
(1) Мы должны серьезно отнестись к изучению Божьей воли. Знакомая многим песня начинается такими словами:
Как молодым сберечь сердца?
Где им найти совет,
Как уберечься от греха?
Кто может дать ответ?
Чтоб совесть чистой сохранить,
В ладу со Словом надо жить.
В основе этой песни лежит Псалом 118:9, где сказано: “Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему”.
Если мы хотим иметь сильную совесть, нам нужно читать, изучать и запоминать Писание. Однажды десяти тысячам человек был задан один вопрос: сколько стихов из Писания они знают. Под словом “знают” подразумевалось “могут процитировать слово в слово и назвать его место в Библии: книгу, главу и стих”. Все эти десять тысяч человек считали себя сильными христианами, но на поверку оказалось, что каждый знал, в среднем, только по два с половиной стиха!
Помимо самостоятельных занятий, мы должны использовать для этой цели каждый урок, каждое богослужение и каждое общение с другими христианами. Будет также полезно общаться, беседовать и заниматься с теми, кто обладает “сильной” совестью.
(2) Мы должны серьезно отнестись к греху — к знанию того, что правильно, а что неправильно. Мы должны развивать чувство ответственности перед Всевышним (Рим. 14:12). Мы должны осознать серьезность греха (Рим. 6:23). Мир в большинстве своем забыл, что такое грех, вина и ответственность; мы не должны допускать, чтобы мирская система ценностей оказывала на нас влияние.
(3) Мы должны серьезно отнестись к голосу совести. Павел постоянно советовался со своей совестью (Деян. 23:1). Поэтому он смог написать:
“Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом” (Рим. 9:1).
“Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире, особенно же у вас” (2 Кор. 1:12).
Подобно Павлу, мы должны всегда стремиться делать то, что, как мы знаем, следует делать. В этой связи особый интерес представляет Ин. 7:17: “Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю”. Обычно мы думаем сначала о знакомстве с учением, а уж потом об осуществлении его, однако в этом стихе Иисус изменил порядок: если мы решимся делать то, что правильно, это поможет нам узнать, что является правильным.
(4) Мы должны серьезно отнестись к исправлению того, что мы сделали неправильно. Когда совесть говорит нам, что мы поступили неправильно, мы должны искренне раскаяться, помолиться Богу и сделать все необходимое для исправления ситуации. Во 2 Кор. 7:10 Павел противопоставил “печаль ради Бога”, которая “производит неизменное покаяние ко спасению”, “печали мирской”, которая “производит смерть”. Если “печаль ради Бога” — это сожаление, что наши грехи разбили сердце Божье, то “мирская печаль” — это жалость к себе из-за последствий своих грехов. Ничто не может разрушить совесть быстрее, чем неглубокое покаяние и неискреннее признание греха.
КОНКРЕТНЫЕ СПОСОБЫ ТРЕНИРОВКИ СОВЕСТИ
Кроме того, изученные нами отрывки по теме совести подсказывают нам конкретные пути тренировки нашей совести.
(1) Мы должны тренировать нашу совесть в области служения. Павел писал Тимофею о служении: “Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры” (1 Тим. 1:5). В порядке слов Павла усматривается цепочка зависимостей: чистое сердце предполагает добрую совесть; а добрая совесть предполагает искреннюю веру.
Невозможно верой и правдой служить Богу и человеку, не имея доброй совести. В своем письме к Тимофею Павел говорит о задаче, которую он поставил перед ним: “Сообразно с бывшими о тебе пророчествами... чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть” (1 Тим. 1:18, 19). Некоторые, добавляет Павел, отвергли веру и добрую совесть, в результате чего “потерпели кораблекрушение в вере” (1 Тим. 1:19).
Если у человека добрая (чистая) совесть, его сердце остается услужливым, даже когда к его служению безразличны или настроены резко отрицательно. Несмотря на то, что соотечественники-иудеи ненавидели Павла и постоянно пытались убить его, он все же смог сказать следующее:
“Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти” (Рим. 9:1-3).
Сам имея чистую совесть, Павел мог воззвать к совести других, чтобы они подтвердили, что его враги лжесвидетельствовали против него:
“...Отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом... Надеюсь, что [мы] открыты и вашим совестям” (2 Кор. 4:2; 5:11).
(2) Нам нужно тренировать свою совесть на случай гонений. В своих письмах Петр много говорит о том, как христиане должны принимать гонения. В частности, он указывает на необходимость сохранения чистой совести:
“Ибо то угодно (Богу), если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо” (1 Пет. 2:19).
“Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением; имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе” (1 Пет. 3:15, 16).
Если мы знаем, что правы, то можем продолжать свое дело даже в условиях преследований. Ничто не заставит христианина замолчать быстрее, чем нечистая совесть, и ничто так не воодушевит христианина говорить с дерзновением, как чистая совесть!
(3) Мы должны тренировать нашу совесть в области личных мнений. Самый большой раздел в Библии, посвященный совести, — это 1 Кор. 8—10. Аналогичный отрывок находится в Рим. 14 (плюс несколько стихов из Рим. 15). Эти отрывки учат нам тому, как мы должны относиться к братьям-христианам, когда не согласны с ними в каких-либо вопросах, допускающих различные суждения. В них обсуждается, главным образом, употребление в пищу идоложертвенного мяса. Эти главы содержат много важных уроков о работе совести. Вот некоторые из них.
Даже в вопросах мнения очень важно иметь свои личные убеждения. Тот факт, что это всего лишь мнение, не означает, что данный вопрос является малозначительным. “Всякий поступай по удостоверению своего ума” (Рим. 14:5; см. также стих 22).
Что касается ваших личных убеждений, то не идите против своей совести (Рим. 14:22, 23), но будьте открыты. Ведь всегда есть что-то, чего мы еще не знаем. “Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать” (1 Кор. 8:2).
Не распаляйтесь, когда обсуждаете вопросы личного мнения, а старайтесь вести дискуссию в духе любви. “Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию” (Рим. 14:19).
Независимо от того, считаете вы себя человеком с “сильной” или “немощной” совестью, вы должны уважать чувства своих братьев и сестер (Рим. 14:1, 3; 15:1-3).
“Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, — то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: “это идоложертвенное”, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести... Совесть же разумею не свою, а другого... Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией. Так как я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись” (1 Кор. 10:24-29, 32, 33).
Старайтесь быть предельно честным с самими собой в отношении своих убеждений; старайтесь найти в себе малейшие предубеждения и слабости (1 Кор. 8:1, 2). “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (1 Кор. 10:12).
Следите за тем, чтобы ваша совесть никогда не позволяла вам сделать что-нибудь такое, что заставило бы вашего брата преткнуться или согрешить (Рим. 14:13, 15, 21).
“Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище [языческом храме; Современный Перевод], то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего” (1 Кор. 8:9-13).
С другой стороны, ваша совесть должна воодушевлять вас “делать все во славу Божию” (1 Кор. 10:31; см. также Рим. 14:6).
(4) Мы должны упражнять нашу совесть по отношению к властям. О гражданской власти Павел сказал следующее: “И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести” (Рим. 13:5). Как правило, совесть должна подсказывать нам подчиняться существующим властям (Рим. 13:1-7; Тит. 3:1, 2; 1 Пет. 2:13-17; см. также Мф. 22:15-22). Однако если мирские законы обязывают нас идти против Божьей воли, то наша совесть должна подсказывать нам не подчиняться, но не терять при этом уважения к властям (Деян. 4:19, 20). Петр говорил: “Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деян. 5:29). Слово “должно” указывает на то, что так говорила его совесть (в данном случае совесть, вдохновленная Святым Духом).
Можно упомянуть и другие области, где надо полагаться на свою совесть, но и этих достаточно, чтобы подчеркнуть, что каждый человек должен делать все, что в его силах, чтобы сохранить свою совесть здоровой и действующей. А как же быть с теми случаями, когда человек все же идет против своей совести и знает, что сам он ничего не может сделать, чтобы облегчить ее? Тогда он должен обратиться к Господу.