По задумке, Нюрнбергский процесс должен был раз и навсегда избавить мир от чумы нацизма. Вот только многим нацистскими преступникам удалось уйти от расправы, и чума двадцатого века снова вернулась.
Иосиф Виссарионович с самого начала был настолько недоволен итогами процесса, что даже не наградил советских участников Нюрнберга. Рассказываю почему так.
Читайте до конца, будет очень интересно!
Кто не желал процесса
Американский министр финансов и Черчилль были против показательного процесса и предлагали казнить всех нацистов. Почему? Опасались того, что информацию о сотрудничестве с вермахтом будет достоянием общественности. Зато Сталин, которого так любили называть тираном, настаивал на справедливом и открытом процессе.
Он уже хорошо понимал, что в будущем и во время процесса от союзников стоит ждать обмана и сюрпризов. Именно поэтому советская команда для суда подбиралась очень внимательно.
Главным судьёй стал уполномоченный по организации военных трибуналов Иона Никитченко, его замом — юрист Александр Волчков, а главным прокурором — прокурор Украинской ССР Роман Руденко. Участие в процессе принимали прокуроры Николай Зоря, Марк Рагинский, Лев Смирнов, Дмитрий Карев и юрист Лев Шейнин — всего 57 человек.
Вот только справились они не безупречно. Почему именно Нюрнберг? Его суды и тюрьмы были почти целы после бомбардировок.
Доказательства
Подготовку к громкому процессу начали еще весной 1943. Уже тогда собирали доказательства вины нацистских преступников. Первые суды над фашистами проводились и Союзе, в том же Харькове.
Тогда на скамье подсудимых оказались несколько палачей, которые были причастны к смертям сотен мирных, десятков детей. Уже то заседание было настолько страшным, что вспоминая ужасы пережитого свидетели рыдали.
С того момента по приказу Иосифа Виссарионовича все преступления документированы и собиралась база для будущих процессов.
Упирались как могли
Даже оказавшись на скамье подсудимых немцы отказывались от адвокатов и желали их менять. Почему? Лишь потому что те были евреями. В итоге им наняли немецких адвокатов. На скамье подсудимых оказался 21 лидер нацистов, в том числе Геринг, Кальтенбруннер, Риббентроп, Кейтель, Розенберг, Йодль, Гесс. Бормана так и не нашли, и судили заочно.
Более того, во время суда дело пытались повернуть так, что Германия не нападала на СССР, а нанесла превентивный удар ради защиты.
Как победили эту линию защиты. Отправили как свидетеля маршала Паулюса. Именно он поведал о разработке плана «Барбаросса» с 1940, доведя до истерики своих бывших коллег.
Второй вишенкой на торте было недоверие американских юристов советских коллегам. Держа в руках изделия из человеческой кожи и костей американские судьи и адвокаты говорили: «Расстреливали даже детей? Такого быть не может!» В ответ принесли фильм на 45 минут, где документальные кадры доказывали реальность зверств. Американский судья три дня не мог прийти в себя и вести дело. Но что пошло не так?
Упущения
К делу не приобщили расстрел 11 тысяч польских военнопленных под Смоленском у деревни Катынь.
Это была недоработка прокурора Руденко. В последствии в этом обвинят НКВД. Осенние листья в захоронениях указывали, что поляков расстреляли осенью 1941 года, когда никаких офицеров НКВД под Смоленском и быть не могло.
Нашли письма и газеты, датированные этим временем, были показания местных жителей, а главное — пули калибра 7,65 мм марки Geko, выпущенные из «Вальтер» и «Маузер». Это дело перевернули, а вот о бомбардировке Японии американцами предпочли молчать.
Итоговые приговоры тоже не обрадовали Сталина: только 12 человек, включая Бормана, были приговорены к повешению, Гесс, Функ и Редер получили пожизненное, ещё четверо — Дёниц, Ширах, Шпеер и Нейрат — сроки от 10 до 20 лет, а пропагандиста Фиче, дипломата Папен и вовсе оправдали.
Гидра жива
Процессы в Нюрнберге шли почти год. Провели 400 заседаний. А вот приводили в исполнение приговоры американцы. Один только Джон Вудз казнил 347 осуждённых. Геринг предпочел отравление казни, Крупп и вовсе умер своей смертью.
Зато большинство тех, кто был приговорён к тюремным срокам, вышли на свободу досрочно. Были и те, кто вышел и прожил красиво. К 1951 году Запад принялся отбеливать репутацию нацистов.
Итог был закономерным. Получив списки к награждению участников процесса Сталин отодвинул документ. Вопреки версиям, преследовать он их не стал и не вставлял палки в колеса, но и не считал нужным награждать за ошибки и недоработки.