Почти год назад, вспоминая альбом Animals группы Pink Floyd, мы коснулись общественных настроений, которые царили летом 1977 года, и настроения эти были отнюдь не безоблачными. И именно из-за них на сцену прорвался английский панк-рок, ознаменовавший собой своеобразное музыкальное обнуление, особенно для групп причисляемых к жанру прогрессивного-рока.
Упомянутый материал о Pink Floyd по ссылке:
Среди этих самых «динозавров» прогрессива был коллектив ведомый одиозным, талантливым и харизматичным Иэном Андерсоном, которому все эти музыкальные колебания и нововведения были…побоку. А учитывая любовь Андерсона к достаточно язвительным текстам, он мог дать фору любым панкам.
Иэн:
Было бы нелепо пытаться расположить к себе аудиторию того меняющегося времени. И помните, панк начался еще с MC5 и Kick out the jams! Я знаю, потому что я выступал на разогреве у них в Сиэтле в 1969 году.
Но как так вышло, что в феврале 1977 года Jethro Tull, чья музыка с фолком мало ассоциировалась, выпустили альбом, который к этому самому фолку (фолк-року) регулярно относят?
Во-первых, зимой 1973-1974 годов Иэн Андерсон продюсировал шестой альбом фолк-рок группы Steeleye Span - Now We Are Six (1974), и пусть сам Иэн утверждает, что его участие в работе над пластинкой было минимальным (включая приглашение Дэвида Боуи сыграть на саксофоне), музыка группы явно оставила след в его душе.
Во-вторых, 1976 году лидер Tull получил в подарок от менеджера Steeleye Span и Jethro Tull Джо Люстига книгу под названием Folklore Myths and Legends of Britain, впервые изданную в 1973 году. Книга явно не для развлекательного чтения и тянет на научное пособие, иллюстрированное фотографиями, картинами и рисунками. Полюбуйтесь:
В-третьих, не будучи большим поклонником рок-музыки Андерсон в свободное время слушал очень много народных песен и мелодий.
И всё это происходило в фермерском поместье 16-го века в Бакингемшире, в котором Андерсон жил и занимался сельским хозяйством со своей новой женой Шоной Лиройд, погружаясь, как в воображении, так и на деле в исчезнувшую Англию, пропитанную мифами и легендами.
К лету 1976 года все эти факторы собрались в одной точке и вдохновили группу на запись нового альбома.
Ни Андерсон и никто другой не скрывают, что он абсолютный лидер Jethro Tull, но для работы Songs from the Wood авторитарный стиль управления был смягчен, что сделало десятый альбом Tull именно групповым творением.
Иэн:
На этом альбом группа привнесла свой вклад в песни в куда большем объёме, чем на любом из ранее записанных. Мартин Барр и Дэвид Палмер привнесли очень много материала, идеально вписавшегося в песни, а потом мы записывали и дорабатывали его всей группой. Мне кажется, что, такой групповой работы не было со времен This Was или Stand Up. Это было здорово.
Перед записью Songs from the Wood состав группы расширился и теперь к ним официально присоединился клавишник и аранжировщик Дэвид (Ди) Палмер. Теперь группа превратилась в секстет: Иэн Андерсон, Мартин Барр, Джон Эванс, Бэрримор Барлоу, Джон Гласкок и Дэвид Палмер.
Палмер работал с Tull ещё на альбоме This Was (1968), когда занимался аранжировкой духовых, а в 1976 году стал гастрольным участником коллектива, исполняя партии струнного квартета, который был использован в записи альбомов.
Ди Палмер:
Я провел много времени с Иэном в 1975 году, работая над материалом для Minstrel in the Gallery и Too Old to Rock 'n' Roll в Лос-Анджелесе, Швейцарии, Бельгии и других местах, включая, конечно же, Монте-Карло. Иэн позвонил мне в марте 1976 года, и спросил меня, не хочу ли я отправиться в турне с группой. Итак, я оказался в самолете, одетый в черную кожаную куртку и черные джинсы, с тремя или четырьмя синтезаторами в багажном отделении самолета, и я летел в Брюссель на свое первое выступление, это было 1 мая 1976 года. Мне очень понравился весь тур Too Old To Rock'n'Roll. И с тех пор я становился все более и более вовлеченным в жизнь группы.
С штатным клавишником группы Джоном Эвансом у Палмера никаких проблем не было, они хорошо ладили как в музыкальном так и социальном плане. Джону даже нравилось, что теперь у него есть музыкальный партнёр, с которым он может «перебрасываться» звуковыми репликами на сцене.
Иэн:
В основном Дэвид Палмер придумывал дополнительные партии и пассажи. Он занимался классической музыкой и композицией, и мог делать с песнями то, чего не мог я. Он раскрашивал и насыщал нашу музыку.
И хоть Songs from the Wood был первым альбомом Палмера в качестве участника группы, он не скромничал и уверенно предлагал свои идеи. Именно его авторству принадлежит вступление к Velvet Green, кода с колоколами в Ring Out Solstice Bells. Несколько небольших частей The Whistler и Cup Of Wonder и средняя часть Pibroch (Cap In Hand) (одной из любимых песен Палмера) с синтезаторной фугой также его авторства.
Ди о Pibroch (Cap In Hand):
Мартин сделал потрясающее вступление имитируя гитарой, волынку, а Иэн попросил меня придумать что-нибудь для середины песни, так что я пошел домой и вернулся с готовым материалом. Все ребята были в студии, а я принес туда свои клавишные и сказал: смотрите. Мы записали её примерно за полчаса.
Иэн о песне:
Главный герой этой песни вернулся домой и обнаружил, что его место занял незваный гость, который вторгся в домашний очаг в его отсутствие. В коридоре новая пара ботинок, а его жена в постели с новым мужчиной. Это грустная песня. В ней есть что-то шотландское, поскольку она основана на плаче волынки, пиброхе (прим. пиброх - большая музыкальная форма, уникальная для шотландской волынки. Для неё характерно отсутствие чёткого метра и структура в виде основной темы и вариаций)., который обычно играет одинокий волынщик в каком-то созерцательном контексте, часто в честь кого-то, возможно, погибшего на поле боя. Я никогда не был большим поклонником массовых групп волынщиков и барабанщиков, но мне нравится образ одинокого волынщика на зубчатой стене замка или во главе войск, идущих в бой.
Андерсон был очень доволен возвращением группы к коллективному творчеству. Он признавался, что не единожды навязывал своё видение музыки Tull другим и задавливал их авторитетом или же брал измором. Сейчас же Иэн создавал основную канву композиции, но оставлял в ней большое количество лакун, которые остальные музыканты могли заполнить как им захочется, при этом Андерсон старался отсутствовать в момент работы остальных над музыкальными пустотами, дабы не довлеть, он называл это доброжелательной формой диктатуры.
Ди Палмер вспоминает процесс работы над песнями:
Мы видели песню, как набор конструктора Лего, в котором любые детали можно комбинировать друг с другом. Иэн приносил новые наброски и говорил нам: Можете ли вы придумать что-нибудь для этого? Как вы думаете, как это можно дополнить и улучшить? Так что я шел домой и что-нибудь писал, а на следующее утро показывал парням что у меня получилось, потом мы показывали наши наработки Иэну, а он либо соглашался с ними, либо нет.
Правда роскошь домашних размышлений была у музыкантов не всегда. Когда Андерсон придумал Hunting Girl и пришёл в студию, все пили кофе и болтали. Напев мелодическую линию лидер Tull предложил всем подумать над развитием композиции, Палмер сказал ок и обещал приехать завтра с идеями, но тут Иэн (видимо использовав свой фирменный суровый взгляд) сказал: Нет, сейчас. Так появилось вступление в песне. Палмер сразу даже не запомнил свою импровизацию, но сумел воспроизвести её повторно.
Уже много лет люблю эту песню и видимо буду любить всегда, здесь и потрясающий Палмер и расправивший плечи Мартин, чей гитарный рифф каждый раз вызывает у меня мурашки, идеальное сочетание фолкового настроение с хард-роковым драйвом.
Был в процессе записи альбома и случай когда Иэн работал в полном одиночестве, так произошло с песней Jack-In-The-Green, о мифическом персонаже из той самой книги подаренной Джо Люстигом.
Иэн:
Я помню, как написал песню утром, пообедал с женой, а потом позвонил Робину Блэку и спросил, можем ли мы провести несколько часов в студии Morgan сегодня днем, у меня есть новая песня. Он проверил и убедился, что студия свободна. Итак, мы записали её во второй половине дня. Вероятно, я записал гитарную партию, а затем наложил вокал, хотя, возможно, я записал вокал вживую — точно не помню. Затем я добавил немного бас-гитары и барабанных партий. А вечером мы всё смикшировали. Это очень приятно, когда ещё ранним утром у тебя не было песни, а к вечеру, она уже готова и записана.
И дабы завершить тему андерсоновской доброжелательной диктатуры, затронем историю с композицией Ring Out, Solstice Bells, которую лейбл Chrysalis Records очень хотел выпустить перед рождественскими праздниками в США, хоть песни и о языческих праздниках, но это не важно.
С коммерческой точки зрения это был отличный ход, предрождественская пора прекрасное время для выпуска подобных песен, потому что продажи взлетают до небес и таким образом альбом, выход которого запланирован на февраль, получает дополнительную рекламу.
Но лейбл колебался, потому что, по их мнению, у песни был…внимание!… неудобный тактовый размер, но отказываться от рождественского сингла тоже не хотелось. Chrysalis предложили альтернативный вариант и пригласили Майка Бэтта (участника группы The Wombles), чтобы тот мог переделать имеющийся вариант песни в нечто более коммерчески привлекательное. И самое удивительное, что Андерсон согласился и Jethro Tull пришлось работать над новой версией композиции, которая была переименована в Magic Bells (Ring Out, Solstice Bells) и исполнялась в размере 4/4.
Мартин:
Господи, как же отвратительно это было. Мы все были настроены враждебно к этой идеи и к Майку, хотя его вины в этом нет.
Но у хитрого Андерсона был спрятан козырь в рукаве. В его договорённости с лейблом было условие, что обе версии песни (оригинальная и Майка Бэтта) будут представлены на суд работникам звукозаписывающей компании, но не тем, кто занимается подбором репертуара и продвижением, а обычным администраторам, клеркам и уборщикам, чтобы получить мнение потенциальных покупателей. И какую версию люди выберут, ту лейбл и выпустит.
Иэн:
Я не знаю точно выполнили они это условие или нет, но вскоре мне позвонили и сказали: ммм, ну, э-э, ммм, было решено, что мы все-таки собираемся использовать оригинальный вариант.
Вариант Бэтта надолго лёг на полку, но в переиздании к сорокалетию альбома Songs from the Wood наконец был издан в качестве бонус-трека.
Послушайте и сравните с оригиналом, лично мне оригинал ближе. Мне очень нравится работа клавишников, как в этой композиции, так и на всём альбоме, их партии великолепно ненавязчивы и при этом складываются в замечательные фоновые конструкции.
Раз уж мы затронули уже три песни из представленных на оригинальном издании альбома девяти, то давайте поговорим и об остальных.
Заглавный трек - великолепный старт для альбома. Группа сразу показывает свою сплочённость и единение. Каждый инструмент вносит свою лепту в общую картину (особенно хороши здесь клавишники). Гитара Мартина аккуратна и деликатна даже в те момент, когда он подключает электричество.
Иэн Андерсон призывал не ассоциировать персонажа песни, даже когда она исполняется от первого лица, с собой. Это не автобиографическая история:
Я перевоплощаюсь в персонажа песни, но не становлюсь им, песня Songs From The Wood во многом является фолк-роковым эквивалентом Minstrel In The Gallery — в персонаже, от лица которого я пою есть немного от меня, но он также основан на одном или нескольких других персонажах.
В 1993 году неотредактированная версия песни была издана на сборнике в честь четвертьвекового юбилея группы, эта же версия попала на издание к сорокалетию альбома в качестве бонуса. В отличие от оригинальной версии, в которой финальный куплет исполняется только под аккомпанемент Андерсона, в неотредактированной в финальном куплете играет вся группа.
В Cup Of Wonder группа исполняет одну из своих самый запоминающихся мелодий, великолепная светлая песня, которою, со слов Андерсона, очень тяжело исполнять живьём.
Также непроста для исполнения Velvet Green, особенно в части использования перкуссионных инструментов, которые Барлоу доблестно возил с собой всё турне.
Лично для меня весь альбом Songs from the Wood пропитан теплом летнего леса, но даже в летнем лесу бывают холодные уголки, таковым мне кажется песня The Whistler. Она очень воздушная, но при этом в её мелодии слышится тревожность, словно прохлада осени уже вторгается в тёплые летние ветра.
И финал альбома Fire at Midnight, любимая песня Мартина Барра, потому что ему очень нравится гитарное соло в коде. А в переиздании наконец добавлена первоначальная версия, в которой гитара Мартина звучит и в начале.
Тёплая домашняя песня.
Иэн:
Эта песня рисует уютную картину домашней обстановки в сельском фермерском доме с каким-то зимним настроением. Там упоминается оружие со сложенным стволом, обнажающим пустые патронники. Золотой пунш — это теплый виски на полке над камином. Так что это маленькие зарисовки, действие которых не происходит ни в прошлом, ни в настоящем. У нас в Англии всё еще есть спортивная стрельба, и мы всё еще пьем виски, а женщины поднимаются наверх и смывают макияж перед сном, так что это не о каких-то древних временах. Это часть моих наблюдений за жизнью в сельской местности.
Давайте послушаем неотредактированную версию:
Я привёл здесь полный комментарий Андерсона к песне, потому что в нём он проговаривается об одном важном моменте. О том, что альбом, по сути, про современность, а не про древние мифы и легенды. И в будущем Андерсон не раз это подчёркивал, говоря, что хоть и был вдохновлён народными сказаниями, но назвать Songs from the Wood альбомом в духе истинного фолка, как работы Fairport Convention или Steeleye Span, было бы ошибкой, это скорее фолк-витрина в магазине прог-рока.
Британская и, в частности, английская народная музыка для Андерсона всегда звучит намного лучше если не зациклена на своем очень стилизованном прошлом:
Я был поклонником более современной английской, шотландской и ирландской народной музыки. Такие люди, как Берт Джанш и Рой Харпер, были для меня главными в то время. Никакого неуважения к Steeleye Span я не испытываю, но были один или два члена группы, увлечённые идеей собирать ячмень вручную. Это было то, что мне трудно понять, потому что я водил машину, большой старый трактор и комбайн. Мой мир с точки зрения сельской английской традиции был связан с дымящими дизелями.
Барри Барлоу об обращении группы к фолку:
Я не поклонник фолка, но мне было очень интересно записывать этот альбом, потому что пришлось усердно работать над своей техникой, используя все эти перкуссионные штуки.
Мартин Барр:
Мы никогда не чувствовали никакой ответственности перед публикой или перед лейблом. Никто, включая нас самих, не знал, что мы собираемся делать дальше, поэтому Songs from the Wood с его фолковым настроением это просто ещё одна остановка в удивительном и бескрайнем мире Jethro Tull, это свежий, уникальный и динамичный альбом.
Фолковое настроение задаёт и обложка альбома, на которой изображён сидящий у костра Андерсон и чёрный пёс. Изначально лицевое оформление должно было быть другим, на нём должен был красоваться пень, на древесных кольцах которого находится рычаг звукоснимателя винилового проигрывателя. Но увидев выполненную работу Андерсон решил, что в ней чего-то не хватает, поэтому фото с пнём отправилось на заднюю сторону, а Андерсон с костром на лицевую.
Перед тем как закончить я ещё раз коснусь темы бонус-треков, с которыми альбом переиздавался в 2003 и в 2017 году.
Отдельная история у меня связана с песней Beltane. Ох и намучился я с ней. Песня загадка. Долго время у меня была версия альбома 2003 года с Beltane в виде бонуса, и я предполагал, что она вероятно была би-сайдом к одному из альбомных синглов. Но вот в большом переиздании 2017 года её не было, и, как оказалось, би-сайдом к синглам Songs from the Wood она тоже не выходила. Тогда я наткнулся на сингл Life a Love Song 1971 года, в котором Beltane указана би-сайдом, вроде бы дело закрыто, но нет.
Beltane появился в сборнике к двадцатилетию группы, и буклете о песне говорилось следующее: Неизданный трек, не вошедший в альбом Heavy Horses. Записан на студии Maison Rouge Studios в Лондоне в 1977 году.
И вот песня появляется на переиздании Heavy Horses 2018 года, так что говорить о Beltane уместней в истории следующего альбома. О котором мы возможно когда-то поговорим.
Также в переиздании фигурирует изданная в 1980 году Working John, Working Joe, только исполненная текущим составом. Поскольку я не большой поклонник альбома A, то эта версия мне нравится больше.
Ну а главной жемчужиной среди бонусов я считаю Old Aces Die Hard. Прекрасная композиция, продуманная, длинная. Согласен с Андерсоном, что её настроение всё же не для солнечного Songs from the Wood, а скорее для Stormwatcher (1979), на котором кстати есть песня Dark Ages. Здорово что она нашлась, потому что много хороших песен от Jethro Tull не бывает.
Иэн:
На коробке, в которой лежала эта лента, было написано Dark Ages, возможно поэтому я не обращал на неё внимание столько лет. В тексте действительно упоминаются «темные века», а также он включает отрывок из текста, который позже использовался в Living In These Hard Times, но это во многом отдельная песня. Я дал ей название Old Aces Die Hard по строчке в тексте, чтобы избежать путаницы. Незадолго до этого скончался Лемми, я немного его знал, поэтому в то время часто думал о нём. Его самой известной песней была Ace Of Spades, так что новое название — моя маленькая дань уважения Лемми.
Моё личное отношение к альбому Songs from the Wood всегда было положительным и тёплым, он не сразу раскрывался, но с каждым прослушиванием затягивал в себя всё больше и больше. Сначала я любил 2-3 песни, потом 4-5, а сейчас люблю все девять!
Спасибо.