Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Depeche Mode - Songs of Faith and Devotion, 1993 (история альбома)

Depeche Mode 1993 - Гор, Гаан, Уайлдер
Depeche Mode 1993 - Гор, Гаан, Уайлдер

К 1995 году будущее коллектива Depeche Mode было скрыто за огромным вопросительным знаком. Последнее мировое турне перемололо и без того нестабильный на тот момент коллектив, оставив его членов с алкогольной зависимостью и депрессией (Мартин Гор), нервным срывом (Энди Флетчер) героиновой зависимостью и попытками суицида (Дэйв Гаан) и решением покинуть группу (Алан Уайлдер).

Предпосылки всех этих проблем можно обнаружить ещё в 1991 году, когда группа завершила тур в поддержку невероятно успешного альбома Violator (1990), а вокалист Дэйв Гаан принял для себя решение, что с Depeche Mode нужно заканчивать.

1991 год вывел в мейнстрим гранж и альтернативный рок, Гаан очень вдохновился творчеством и сценической подачей группы Jane’s Addiction:

Меня восхищали эти четыре разных энергетических потока, которые соединялись на сцене воедино. Я не видел ничего подобного с тех пор, как в 15 лет побывал на концерте The Clash.

Depeche Mode же, по мнению Дэйва, достигли своей вершины, а он сам больше стал вдохновляться рок-музыкой чем электроникой.

В тот момент всё было в руках основного автора группы – Мартина Гора, хотя он и не подозревал об этом, когда в начале 1992 года прислал вокалисту кассету с демо-версиями новых песен.

Спасла группу композиция Condemnation – первая из демо-версий Гора.

Дэйв:

Это было полное облегчение! Я не мог в это поверить. А когда начала играть I Feel You, я вдруг посмотрел на себя в зеркало, взял ручку от метлы и стал изображать игру на гитаре.

Гор продолжил двигаться в русле более традиционной, базирующейся на блюзе музыки, что проявилось ещё на хите 1990 года Personal Jesus, а Гаан, в свою очередь, восхитился той ментальной связью, которая связывала его с Мартином.

Дэйв:

Когда я пою эти песни, такое чувство будто это я их написал. Я по-настоящему проникаюсь словами.

Мартин был не столь оптимистичен:

Ну, я рад, что Дэйв считает эти песни написанными „под него“, это позволяет ему вкладывать всего себя в их исполнение. Думаю, ощущение появилось из-за того, что мы росли в схожих условиях, а также провели много лет вместе в группе. Но я никогда не пытался писать сточки зрения Дэйва. Я не думаю, что возможно писать правдиво с чьей-либо чужой точки зрения.

Как мы знаем, чтобы не разочаровываться – не нужно очаровываться, но вокалист Depeche Mode поддался очарования новых песен и был убеждён, что и остальные участники группы разделят его стремление к новому курсу, но….

Алан, Мартин, Дэйв и Энди
Алан, Мартин, Дэйв и Энди

Работу над новым альбомом решили начать в Мадриде, Дэниел Миллер рассказывал, что у Depeche Mode была такая заморочка: они хотели работать над каждым альбомом в новом городе, что теоретически хорошо — но только если можно найти удовлетворяющую их требованиям студию. В Мадриде на тот момент такой студии не было, поэтому было решено снять большой дом и устроить студию прямо там, чтобы всем вместе жить и творить. Так был вбит ещё один гвоздь в единение квартета.

Последние 18 месяцев у каждого из членов группы была своя жизнь, которая не могла не сказываться на них, как и на любом другом человеке. Особенно таким переменам способствуют первые дети привносящую в твою жизнь значительную переоценку имеющихся ценностей.

И вот четыре человека, повзрослевших и изменившихся вновь встречаются в одном пространстве чтобы объединиться и пробудить сущность под названием Depeche Mode. Получилось ли у них?

Дэйв Гаан:

Я вернулся будучи уверенным, что ребята хотят того же что и я, и представляете – они не хотели! Их всё устраивало, а я хотел перевернуть всё с ног на голову! Я не осознавал насколько изменился пока не оказался лицом к лицу с Элом, Мартом и Флетчем. Выражения их лиц буквально впечатали меня в землю.

Энди Флетчер:

В эпоху Violator с ним все было в порядке. У него была короткая стрижка. После окончания тура в поддержку Violator мы не видели его около года, а когда он прилетел в Испанию у него были длинные волосы, он говорил, что нам следует стать гранж-группой, и пропадал в своей спальне на четыре дня подряд. Так что с ним случились кардинальные перемены.
Обновлённый Дэйв Гаан
Обновлённый Дэйв Гаан

Мартин Гор:

Для нас было настоящим шоком увидеть его с длинными волосами. Всего в татуировках и в этом рокерском прикиде. Думаю, когда мы впервые собрались в Мадриде стало ясно, что мы не ощущаем себя группой.

В целом мадридские сессии можно считать провальными. Музыканты вечно сталкивались лбами находясь 24/7 в одном пространстве. Уайлдер вместе с продюсером Марком Эллисом (Флад) просиживал в студии по 12 часов в день работая над аранжировками, Гаан был полностью погружён в себя, регулярно подстрекая самолюбие героиновыми инъекциями, хотя нередко хвалил Алана за проделанную работу, Гор, видимо посчитав свою часть работы выполненной, особо ни во что не вмешивался и регулярно напивался. Миротворец Флетчер не мог справиться со сложившейся ситуацией, при этом он сам сидел на антидепрессантах и пребывал в состоянии эмоциональных качелей, то становясь гиперактивным, то впадая в апатию.

Но без положительных моментов всё же не обошлось: 1. Никто не хотел повторения Violator 2. Члены группы поняли что постоянное нахождение в одном помещении – тупиковый вариант 3. Песни, пусть и в разногласиями в плане итогового звучания, нравились всем. 4. Дэйв Гаан всё же продавил идею с использованием «живых» барабанов на записи 5. Была записана песня Condemnation.

Алан:

Этот трек должен был сохранить изначальное сходство с госпелом, но при этом мы хотели избежать стилизации и добиться эффекта камерности. Мы собрались в одном помещении, Флетч бил палкой по ящику, Флад и Дэйв хлопали в ладоши, я играл на барабане, а Мартин на органе – это было несерьёзно, но подсказало нам верное направление.

Condemnation действительно великолепная песня, настоящий госпел от Depeche Mode, в котором Гаан выдаёт одну из своих лучших вокальных партий.

В дополнение к вышеизложенным достижениям добавлю то, что музыканты освоили методику совместного джема. Уайлдер говорил, что они рассчитывали получить результат сразу, но поначалу ничего не выходило «кто в лес, кто по дрова», но со временем музыканты освоились новый и непривычный для них метод, который вскоре принёс свои плоды.

Алан Уайлдер за ударной установкой в туре Devotional
Алан Уайлдер за ударной установкой в туре Devotional

Но для начала нужно было вменить обстановку. Следующей остановкой для группы был Гамбург, но на этот раз никакого совместного проживания и вечного нахождения в студии всей группы и рабочего персонала. В рабочем помещении находились только те, кто был нужен в конкретный момент.

Флетч вернулся в Англию, Дэйв показывался только для записи вокала, так что основными игроками были Флад, Уайлдер и Гор, который немного воспрял духом и занялся альбомом как следует.

За шесть гамбургских недель было записано восемь новых песен.

Одной из них была доработанная с помощью методики совместного музицирования Walking In My Shoes. Мартин играл на гитаре, Алан на басу, ударные отдали драм-машине. После многих проб и ошибок басовая партия припева и гитарный рисунок встали на своё место.

Walking In My Shoes на этот раз смесь госпела и блюзовых структур, вновь ведущую роль играет вокал Дейва. Если верить статистике, это самая популярная песня с релиза 1993 года и, как мне кажется, вполне заслужено. Хотя мой личный фаворит ещё впереди.

Depeche Mode менялись, но пора было представить эти перемены публике. 15 февраля 1993 года вышли сингл и клип I Feel You. Стартующая со скрежета и переходящая в качёвый блюзовый рифф показала публики обновлённую группу. Гор с гитарой, живые барабаны записанные Аланом и татуированный длинноволосый вокалист. Это точно Depeche Mode?

С точки зрения творческого подхода, и да и нет. Живые инструменты они использовали, но с оговорками. К примеру партия ударных на I Feel You исполнена вживую, но после засемплирована, обработана через микшер и вставлена в итоговую студийную версию в виде звуковой петли.

Но не одной гитарой едины. Расширяя звуковую палитру, музыканты впервые в карьере обратились за помощью к сессионщикам, в частности на паре треков использованы струнный ансамбль и волынка (отдельно друг от друга).

Примечательно что эта пара песен была отдана на откуп вокалу Мартина Гора. Речь идёт о Judas и One Caress.

На первой с партией волынки отметился Стэфан Ханниган, а вот для One Caress привлекли целый струнный ансамбль.

За аранжировки струнных отвечал Уилл Мэллоун. Вы наверняка хоть раз слышали мелодию из композиции Bitter Sweet Symphony группы The Verve, так вот оркестровая аранжировка этой мелодии – его рук дело.

Алан:

Струнные были записаны в студии Olympic Studios ансамблем из 28 человек, и Мартин спел вокал «живьем» на фоне играющего ансамбля. Это была невероятно быстрая по нашим меркам запись.

Очень люблю One Caress, если Condemnation это бенифис Гана, то Гор берёт своё на этой оркестровой балладе. Кстати, легко представляю себе One Caress в исполнении какого-нибудь крунера со струнным ансамблем за спиной.

С Judas же пришлось повозиться, потому что Уайлдер и Гор никак не могли сойтись в вопросе финальной аранжировки, выбирая между четырьмя итоговыми вариантами. Гор тяготел к более традиционной для группы версии, для него смена стиля группы, в отличие от Гаана и поже примкнувшего к нему Уайлдера была не столь вдохновляющей.

Мартин Гор примеряет на себя роль рок-звезды
Мартин Гор примеряет на себя роль рок-звезды

В копилку госпельных тем я бы ещё добавил Higher Love – роскошный финал пластинки, который в турне в поддержку пластинки перебрался на первое место и открывал концерты. Наверное именно её я бы предложил послушать в первую очередь, если вы хотите понять что представляет из себя группа Depeche Mode образца 1993-1995 годов (может этими же соображениями руководствовалась группа, открывая свои шоу).

Ещё одной, незаслуженно забытой жемчужиной является Mercy in You. Ещё одна построенная на гитарной мелодии песня, возможно в контексте альбома она слушается несколько вторично (после I Feel You и Walking in my Shoes), но если «хиты» порядком поднадоели, то Mercy in You удачная замена.

Ну а на финал песенной части оставлю две центральные композиции.

Rush – самая жёсткая, резкая и, простите за такое слово, густая песня на альбоме. И эта жёсткость возникает не за счёт гитар, хотя казалось бы, а за счёт грубого синтезаторного бита и резкого вокала Гаана (не сравнить с проникновенным пением на Higher Love или Walking in My Shoes, вот что значит талант).

In Your Room. Ох, ну это любовь с первого звука. Мне очень нравится как построена композиция. Она формируется как слоённый пирог постепенно обрастая всё большим набором звуков и отголосков, становясь всё плотнее, пока в припеве не наступает катарсис (а я его ловлю на каждом припеве). При этом, не смотря на свою звуковую насыщенность, она всегда звучала для меня очень интимно. Я могу слушать эту песню только в наушниках, чтобы были я и она и всё. Шедевр Depeche Mode, который испорчен своей же сингловой версией. И ладно бы они порезали это шестиминутный бриллиант, лишив его драматического накала, так нет, было выпущено нечто неудобоваримое с подзаголовном Zephyr Mix. Зачеееем? Она к тому же входит в список любимых песен Алана Уайлдера, который очень старался отстоять альбомный вариант трека для сингла, но, увы, не смог.

Дэйв Гаан на сцене (1993 год)
Дэйв Гаан на сцене (1993 год)

Есть ли на Songs of Faith and Devotion неудачные моменты? Увы, но он, для меня, всего один - Get Right With Me. Ну честно, я никак не могу понять её наличие в трек-листе. Как би-сайд – да! Но в основной трек лист….Наверное единственное чем я могу оправдать её наличие – красивые госпельные бэки и разрядка, которую создаёт песня, расположившись между In Your Room и Rush.

Ещё одним треком, записанным в те сессии была My Joy, вышедшая би-сайдом на сингле Walking in My Shoes, собственно на большее она и не претендует, композиция сугубо для тех, кто хочет услышать всё, что вышло под именем группы Depeche Mode.

Альбом попал на прилавки музыкальных магазинов 22 марта 1993 года. Обложку, как и все клипы к альбому, создал Антон Корбайн. Для меня она не представляет ничего выдающегося, хотя цветовая гамма (чёрно-сиреневая) настолько слилась с этим альбомом в моём сознании, что если я где-то её увижу, то ассоциация с песнями веры и преданности будет мгновенной.

Алан Уайлдер:

Должен признать, обложка и впрямь не из лучших. Но никто не хотел задеть чувства Антона. одна из сложностей с ним в том, что если он принял какое-то решение, то его не переубедить.

На всех черно-белых фотографиях буклета, кроме одной, отсутствовал Энди Флетчер, что объяснимо, поскольку фото делались с теми, кто присутствовал на гамбургских сессиях.

Обложка альбома Songs of Faith and Devotion
Обложка альбома Songs of Faith and Devotion

А теперь давайте немного о маркетинговых уловках. В августе 1993 года, пока был перерыв между европейской и американской частями тура Devotional Tour, Алан Уайлдер отправился в Дублин, где работал над сведением звука для концертного видео Devotional (рекомендую к просмотру), а ещё над концертной версией альбома Songs Of Faith And Devotion, вышедшей 6 декабря 1993 года под тем же названием, что и альбом, но с припиской Live.

И нет, это не аудиоверсия концертного видео с Devotional Tour (хотя вроде бы было логично) это все 10 песен из оригинального студийного альбома, записанные с разных шоу, и расположенные в том же порядке, что и на альбоме.

Обложка альбома Songs of Faith and Devotion Live, 1993
Обложка альбома Songs of Faith and Devotion Live, 1993

Закономерный вопрос, которым задалась и пресса: зачем? Depeche Mode явно не из тех группы, которая на концерте отбрасывает студийные оковы и до неузнаваемости меняет собственные песни.

Смысл этого релиза раскрыл сам Уайлдер, который рассказал, что идентичный трек-лист означал, что записи можно присвоить тот же каталожный номер что и оригинальному альбому, позволив таким образом объединить цифры продаж обоих релизов в одну и подольше удержать запись в чартах.

Элементарно.

А что же сам альбом? Создававшийся в непростых условиях внутреннего конфликта в коллективе и личных конфликтов и проблем каждого из участников Songs of Faith and Devotion завершил очередную главу в истории группы. Учитывая вышесказанное и те последствия, о которых я написал в самом начале статьи, может показаться что это очень мрачная запись. Собственно продюсер Марк Элисс (Флад) так и считает, называя её самым мрачным альбомом, над которым он когда-либо работал.

Алан Уайлдер, которого работа над пластинкой и дальнейшее турне привели к решению об уходе из группы, наоборот отзывается о восьмом студийнике группы очень позитивно:

Я совершенно не согласен с тем, что Songs Of Faith And Devotion мрачен — это единственный альбом Depeche Mode, который оставляет тебя в приподнятом состоянии духа. I Feel You, например, Higher Love, Rush — в них главенствует оптимизм.

Я не придерживаюсь ни одного из высказанных выше мнений. Для меня Songs Of Faith And Devotion запись, в которой преобладают всё же мрачные оттенки, но при этом порою через эту тучу прорывается солнечный свет да такой яркий и тёплый, что невольно хочется сказать жизни – Да!

Спасибо Depeche Mode! Мартин, Дэйв, Алан и Энди.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.