В последние годы Италия стремилась отказаться от использования российского газа, причем политики заявляли, что это была целенаправленная энергетическая политика. Однако это решение имеет непредвиденные последствия для европейской промышленности в целом. Энергоемкие отрасли внезапно перестают приносить прибыль, и такие компании, как Eni, крупная итальянская энергетическая компания, ощущают на себе последствия этого.
Eni не выступала за отказ от российского газа, но это было решение политиков. Когда Россия поставила условия платить за газ только в рублях, итальянские политики сначала хотели отказаться. Однако представители бизнес-сектора объяснили возможные последствия этого решения. Теперь руководители промышленных объединений требуют субсидий и дотаций, чтобы компенсировать нехватку российских ресурсов.
Чтобы компенсировать нехватку российского газа, итальянским компаниям разрешили платить за него в рублях. Однако газ быстро закончился, и Австрия получила большую его часть, прежде чем он смог попасть в Италию. Eni даже рассматривала возможность предъявления претензий к «Газпрому», заявляя, что компания не обеспечивает прокачку газа в соответствии с их контрактами.
Несмотря на то, что ЕС специально отобрал у «Газпрома» права владения участками газопровода в Евросоюзе, итальянские компании по-прежнему считают, что контракты на прокачку трубопроводного газа продолжают действовать. Они настаивают на том, что по этим контрактам Россия должна поставлять газ по существующим трубам. Однако Германия больше нуждается в российском газе, что делает его более важным для их промышленности, чем итальянский газ.
В прошлом Россия обеспечивала 40% потребности Италии в природном газе, при этом страна потребляла в общей сложности 79 миллиардов кубометров в год. К сожалению, рентабельного российского газа в Европе очень мало. Любые объемы, не пропущенные по трубопроводу в Австрии, просто скупаются теми, кто может себе это позволить.
«Газпром» утверждает, что именно Австрия задерживает поставки газа в Италию. Несмотря на это, Eni решила подать в суд на «Газпром» за неполучение ожидаемых объемов газа. Не исключено, что иностранные арбитражи могут обвинить «Газпром» в том, что Австрия не пропускает российский газ в Италию.
Конкуренция за доступ к недорогому газу в Европе приняла интересные формы. Создается впечатление, что те, кто побогаче, берут топливо, в котором так отчаянно нуждаются те, кто не может себе этого позволить. Такой исход можно было предсказать, но он определенно нежелателен для тех компаний и отраслей, которые пострадали от нехватки российского газа.
Интересно будет посмотреть, как «Газпром» попытается заставить российский газ качать в Европу по прежним малозатратным контрактам, уже утратившим юридическую силу. Независимо от исхода, эта ситуация высветила потенциальные последствия целенаправленной энергетической политики и необходимость улучшения взаимодействия между представителями отрасли и политиками.
Нехватка российского газа коснулась не только итальянских компаний. Другие европейские страны сталкиваются с аналогичными проблемами, которые потребуют инновационных решений для поддержания рентабельности в энергоемких отраслях. Чтобы найти действенное решение, потребуется сотрудничество между отраслевыми экспертами и политиками.
Кого-то могут удивить требования, предъявляемые Eni к «Газпрому». Однако любой, кто внимательно следил за европейским энергетическим рынком, вероятно, признает сложный характер отношений между поставщиками энергии, политиками и представителями отрасли. Понятно, что этот вопрос требует многогранного подхода, чтобы найти решение, выгодное всем вовлеченным сторонам.