С этой статьи начинается небольшая серия уроков по моделированию во
Fusion 360.
Цель - дать новичкам базовые навыки работы в данной среде. В первую очередь для создания простых моделей под последующую 3d печать.
Начнем с того, почему именно Fusion 360 и как его получить:
- Данная программа обладает мощным функционалом при не самых конских требования к железу.
- Модели хранятся в облаке, можно работать над проектом с разных машин. Это удобно если вы например начали моделировать дома, а потом продолжили в своей мастерской на ноутбуке.
- Все это доступно на бесплатной основе при использовании некоммерческой версии приложения. Причем даже на момент написания этой статьи, когда многие компании ушли с рынка.
Из важных для нас ограничений - можно редактировать не более 10 моделей за раз. Но этого более чем достаточно для бытовых целей.
Получить эту версию можно по ссылке (потребуется регистрация):
https://www.autodesk.com/products/fusion-360/personal-form-v2
После регистрации, скачивания и установки мы попадаем на главный экран:
Слева можно видеть перечень наших проектов которые могут быть организованы по папкам.
В центре находится рабочий стол, сверху панель инструментов.
В качестве тестовых моделей каждый урок будем создавать по одной шахматной фигуре. По итогу можно будет замоделировать и напечатать полный комплект фигур. А разнообразие фигур позволит опробовать разные приемы моделирования.
Первой фигурой будет конь, точнее его голова.
Перейдем в режим работы с эскизом «Create Sketch»:
Программа любезно предложит нам выбрать плоскость в которой будет создан эскиз:
После этого рабочее поле развернется в выбранной плоскости, а панель инструментов сменит свой арсенал:
Выбираем инструмент «Line» на панели сверху:
И от центра координат проведем произвольную прямую:
Сначала выбираем центр координат, затем ведем мышь вправо, и кликаем еще раз.
Программа предложит продолжить построение, но мы нажатием галочки завершим построение:
Обозначим ширину основания фигуры - 75 мм. Для этого выберем инструмент «Sketch Dimention».
Щелкаем на нашей прямой, и вводим нужное значение длины:
Подтверждаем ввод нажатием на Enter и наблюдаем изменение длины основания фигуры.
Заметим что основание фигуры симметрично, поэтому проведем ось симметрии и упростим себе задачу. Масштабируем нашу прямую при помощи колесика мыши, и снова выбираем инструмент «Line». Справа на экране находятся параметры текущего построения.
Для параметра «Linetype» выбираем «Centerline». Теперь все линии что мы будем строить в дальнейшем будут осевыми.
Наводим курсор мыши на наше основание. Он прилипнет к ней, и когда окажется возле центра, то дополнительно остановится указав на это:
Высота фигуры 172 мм. Проведем нашу прямую вверх и сразу же укажем ее высоту (при помощи numpada намного удобнее):
Нажатием на Enter подтвердим создание линии:
Снова выбираем инструмент «Line», и создаем вертикальную линию основания:
Выше основание фигуры сформировано сопряжением окружностей.
Выбираем инструмент «Center Diametr Circle» - окружность с указанным центром и диаметром.
В параметрах линии выбираем «Construction» - это вспомогательный тип линий.
Строим произвольную окружность примерно там, где она должна быть:
Обращаем внимание что окружность изображена желтым цветом. Это значит что ее положение и размер не заданы явно и не привязаны ни к чему. Этого стоит избегать, поэтому при помощи уже знакомого инструмента «Sketch Dimention» определим диаметр окружности:
Далее укажем расстояние от центра окружности до основания. В окне ввода значения можно также проводить вычисления:
А теперь остается только указать что прямая основания касается окружности.
Для этого на панели инструментов выбираем инструмент «Consident».
Выбираем нашу окружность и точку с которой должно произойти касание. Окружность изменит свое положение и из желтой станет черной. Это значит что ее позиция однозначно задана относительно других построений.
Построим еще одну вспомогательную окружность, зададим известные нам размеры:
Для окончательной привязки используем инструмент «Tangent»
выбрав новую и уже построенную окружность получим результат:
Теперь построим уже основные линии. Для этого на понадобится инструмент
«3-Point Arc» из выпадающего меню инструментов Create. Можно заметить там множество инструментов построения для других задач. Большая часть из которых вполне понятна и контекстного описания.
Не забываем выключить вспомогательный тип линий и нажав на точки по которым будет строиться дуга (начальную, конечную и любую на нашей окружности) получим следующее:
Поскольку основание симметрично - выбираем инструмент «Mirror»
Затем выбираем щелчком один или несколько объектов которые нужно отразить. В данном случае это прямая основания, вспомогательные окружности и дуга. Линия симметрии будет выбрана автоматически т.к. на построении она одна. Нажатием клавиши Enter подтвердим выполнение операции:
Стоит иметь в виду что размеры и форма правой части построений полностью зависят от размеров заданных нами слева.
Теперь остается «нарисовать остальную сову»:
Используя знакомые инструменты и вспомогательные построения самостоятельно достройте фигуру коня. Это упражнение как на способность читать чертежи, так и на освоение полученных навыков. Также можно позволить себе некоторую вольность в размерах если внутренний художник победит чертежника.
Все ненужные линии и построения можно при необходимости удалить клавишей Del. Откатить построение - ctrl+z.
Вот что в итоге получилось у меня:
Не стоит пугаться обилия размерных линий, главное понять идею и двигаться снизу вверх, от простого к сложному.
Теперь завершим создание эскиза нажав «Fifnsh Sketch»:
Если все сделано правильно, то силуэт фигуры будет окрашен синим цветом и на экране будет что-то вроде:
Теперь перейдем из плоскости к объему. Выбираем инструмент «Extrude»
Выбираем замкнутые контуры, и вводим толщину фигуры - 10 мм.
Нажав Enter наша фигура приобретет объем. Данных инструментов уже достаточно для моделирования простейших объектов вроде проставок, шайб, трафаретов и прочего.
Сохраним фигуру нажав ctrl+s.
Подставку и остальной комплект мы создадим в следующих уроках.