Следующим нашим семейным путешествием стала поездка на майские праздники в Екатеринбург. Дорога из Магнитки заняла примерно 5 часов с одной небольшой остановкой. По приезду забронировали первую попавшуюся квартиру через Авито. Несмотря на длинные праздники с квартирами не было проблем.
Решили первым делом поехать в Храм на Крови. Младший сын не на шутку заинтересовался местом расстрела царской семьи и задавал очень много вопросов, на которые я не смогла ответить, т.к. история у меня со школы хромает на обе ноги! Я начала читать в интернете статьи про Николая II, его семью и конечно же их смерть, чтобы потом отвечать на многочисленные вопросы сына!
Чтож, наша экскурсия началась с нижнего этажа храма. Вход в храм как обычно: женщины в платках, мужчины с не покрытой головой. При входе есть корзина с платками, иконная лавка, чуть дальше сидит охранник. Дальше прямо алтарь со свечами. Если завернуть потом на право - будет стена с мемориальными досками всех членов семей. Слева от них, если подняться по ступенькам будет примерное место где расстреляли царскую семью и 4-х слуг семьи: камергейнер Трупп А.Е., лейб-медик Боткин Е.С., фрейлина Демидова А.С., повар Харитонов И.М.
Отмотаю время назад и напомню вам предшествующие события. В 1917 году, в результате Февральской революции Николай II отрекся от престола и вместе с семьей находился под домашним арестом в Царском селе. Затем в августе этого же года, Временное правительство отправляет их в Тобольск. Первые недели пребывания в Тобольске Царской семьи были едва ли не самыми спокойными за весь период их заточения. Затем, 15 ноября до Тобольска доходит известие о том, что к власти в Петрограде пришли большевики. Но эта трагедия не лишает Царственных узников силы духа, веры и надежды на помощь Божию. В апреле-мае всю семью перевозят в Екатеринбург, в дом инженера Епатьева. О екатеринбургском периоде заточения Царской семьи свидетельств осталось гораздо меньше. Почти нет писем. В основном этот период известен лишь по кратким записям в дневнике Императора и показаниям свидетелей по делу об убийстве Царской семьи.
Условия жизни в доме были гораздо тяжелее, чем в Тобольске. Стража состояла из 12-ти солдат, которые жили в непосредственной близости от узников, ели с ними за одним столом. Приходилось мириться с лишениями, переносить издевательства и подчиняться требованиям этих грубых людей — в числе охранников были бывшие уголовные преступники. Как только Государь и Государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли унизительному и грубому обыску. Спать Царской чете и Княжнам приходилось на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали у них еду. Прогулка в саду разрешалась единожды в день, поначалу в течение 15-20 минут, а потом не более пяти. Поведение часовых было совершенно непристойным — они дежурили даже возле двери в туалет, причем не разрешали запирать двери.
1 (14) июля 1918 года отцом Иоанном Сторожевым было совершено последнее богослужение в Ипатьевском доме. Приближались трагические часы... Приготовления к казни делаются в строжайшей тайне от узников Ипатьевского дома.
В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место.
Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату содним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе Государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные Великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились Государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать — они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные — каждый заранее знал свою жертву. Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков.
Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик — шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Ночью 17 июля грузовой автомобиль привез тела из дома на заброшенный рудник в урочище Четырех Братьев. Днемпривезли топоры, 170 литров серной кислоты, 700 литров керосина. Разрубленные тела сожгли, в шахту бросили пепел и гранаты. Сейчас на этом месте возвели мужской монастырь Ганина Яма.
Вернемся в наши дни. С первого этажа храма можно подняться на этаж выше. Лестничные пролеты расписаны вручную.
На втором этаже тоже везде иконы. Пахнет маслами и свечами. Вокруг на стенах иконы.
Одна икона уж оченьзаинтересовала меня своей необычной красотой. Вся икона вышита биссером.
Дальше в храме есть музей посвященный семье Романовых. Фото, слайды, макеты, экспозиции. Все написано доступным языком. В этом месте зависаешь надолго. Даже дети заинтересовались историей Николая II.
На другой день мы поехали в Ганину Яму. Забили в Яндекс.Карты -Ганина Яма. Маршрут составлен- поехали! Доехали минут за 30 из центра города. Место чудесное- в сосновом лесу, спокойствие, далеко от трассы, тишина, свежий воздух.
Мужской монастырь был создан на месте острейших драматических событий, где была поставлена последняя точка в земной жизни членов последней Царской семьи. Вход свободный. При входе лежат платки и юбки. Юбки можно не надевать, я прошла так. При входе стоит домик - Церковная лавка, можно купить свечи, иконы, масла и т.д. На территории стоит несколько небольших храмов. Храмы обители построены из дерева, как на Руси в древности. А семь их – по числу членов Царской семьи. Каждый из построенных храмов в освящении обрел незримую духовную связь с Царственными Страстотерпцами.
Здесь же, у шахты № 7, расположен Поклонный крест из мореного дуба. Этот дуб тоже имеет свою историю.
Он вырос на станции Прохоровка под Белгородом и стал «свидетелем» великого русского танкового сражения, произошедшего 12 июля 1943 г. и обеспечившего коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Память о людях жива, пока о них возносится молитва Господу. Поэтому во время панихид, совершаемых на этом месте, в монастыре молятся о всех невинно убиенных и умученных в страшные годы гонений за веру. Можно походить, поставить свечи, помолиться.
«Все пространство Ганиной ямы – это живой Антиминс, пронизанный частицами сожженных святых мощей».
Вся наша поездка была окутана тайной прошлого, заглядывая в которую мы оказывались свидетелями тех, далеких, страшных происшествий. С каждым шагом мы узнавали новые подробности смерти семьи последнего Российского царя - Николая II.
Продолжения наших путешествий читайте в моем блоге!