50,6K подписчиков

Железная дорога Китай – Киргизия – Узбекистан: дело сдвинулось с мертвой точки

7,9K прочитали

Этот грандиозный проект, реализация которого предполагает строительство стальной магистрали на территории сразу трех государств, активно обсуждают с 1990-х. В свое время предполагаемый железнодорожный маршрут громко называли сухопутным «Суэцким каналом», ведь благодаря появлению линии, поезда смогут перевозить грузы между портами Желтого и Северного морей, а также Персидского залива. Однако из-за ряда разногласий к строительству так и не приступили.

Как пройдет трасса

Вопрос трассировки стал одним из самых обсуждаемых на протяжении четверти века. В общей сложности рассматривалось восемь вариантов и найти компромисс оказалось непросто. Главным инициатором задумки выступил Китай, предложивший через территорию Кыргызстана проложить «железку» до Узбекистана, что позволит Пекину практически напрямую вести торговлю с последним, а главное, связать Восток и Запад более коротким и выгодным путем. Отмечается, что маршрут из КНР в Южную Европу сократится на 900 км.

© «Узбекистан 24» / кадр из видео (Трассировка предполагаемой железной дороги)
© «Узбекистан 24» / кадр из видео (Трассировка предполагаемой железной дороги)

Каждая из стран Центральной Азии старалась отстоять выгодный для себя маршрут. Бишкек в последнее время настаивал на линии проходящей от станции Кашгар Южно-Синьцзянской железной дороги через Торугарт, Арпу, Кош-Добо и Макмал до Джалал-Абада, что позволило бы государству связать регионы и частично решить проблему транспортной доступности.

Ташкент в свою очередь изначально предлагал построить дорогу от Кашгара до Андижана через Иркештам и Ош. Именно такой вариант несколько лет и оставался приоритетным, однако Киргизия выступала категорически против, так как в данном случае он не сулил для страны особых выгод. В итоге, Бишкеку удалось отстоять северный маршрут.

Дело сдвинулось с мертвой точки

Первый меморандум о сотрудничестве в рамках данного проекта стороны подписали в 1997-м. Но, как уже было сказано, реальных подвижек с тех пор не было. В 2022-м заключено аналогичное соглашение, и теперь, как кажется, дело сдвинулось с мертвой точки.

© Кабинет Министров Кыргызской Республики / gov.kg (Встреча Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Акылбека Жапарова с Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Кыргызстане Ду Дэвэнь, 18 августа, 2022 г.)
© Кабинет Министров Кыргызской Республики / gov.kg (Встреча Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Акылбека Жапарова с Чрезвычайным и Полномочным Послом КНР в Кыргызстане Ду Дэвэнь, 18 августа, 2022 г.)

Китайские специалисты к декабрю прошлого года завершили полевые исследования, а в январе 2023-го в Бишкеке открылся офис координации ускоренного строительства железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан. В апреле стало известно о завершении работы над технико-экономическим обоснованием проекта, о чем во время выступления в местном парламенте сообщил председатель правительства Киргизии Акылбек Жапаров. Теперь, как отметил чиновник, осталось согласовать финансовую сторону.

Стоимость проекта оценивается примерно в $5 млрд, хотя суммы в последние годы озвучивались разные – от $2 млрд до $8 млрд. Деньги, по всей видимости, выделит Китай, но по какой именно схеме будет предоставлен кредит — пока неизвестно. В Кыргызстане, в частности, некоторые политики предлагают рассчитаться ресурсами, отдав на разработку Пекину месторождения полезных ископаемых. Но внутри государства не все поддерживают эту идею.

© Кабинет Министров Кыргызской Республики / gov.kg (Встреча Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Акылбека Жапарова с Вице-премьером Государственного совета КНР Ху Чуньхуа, 8 декабря 2022 г.)
© Кабинет Министров Кыргызской Республики / gov.kg (Встреча Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Акылбека Жапарова с Вице-премьером Государственного совета КНР Ху Чуньхуа, 8 декабря 2022 г.)

Рассматривается вариант, при котором Киргизия будет отчислять Поднебесной доходы от эксплуатации «железки» — по предварительным подсчетам, только на транзите товаров через свою территорию Киргизия ежегодно сможет зарабатывать около $200 млн. В общей сложности по маршруту будет проходить 5 млн тонн грузов. КНР ранее предлагала распределить расходы на строительство поровну, но вряд ли такой вариант возможен.

Будет русская колея

Китай с самого начала хотел проложить линию с шириной колеи 1435 мм, но Узбекистан и Кыргызстан отстояли 1520 мм, что предполагает строительство пунктов для замены колесных пар. К слову, и в этом вопросе (где именно должна быть база) Бишкек и Ташкент расходились. Скорее всего, объект появится в городе Казарман.

Общая протяженность стальной магистрали составит порядка 450 км. По территории Киргизии пройдет примерно 280 км. В рамках кампании необходимо будет возвести десятки искусственных сооружений, включая несколько тоннелей суммарной протяженностью 57 км. Как скоро составы пойдут по новому маршруту — сказать сложно. В Кыргызстане уверены, что реализовать проект можно за четыре года. Но подобные прогнозы кажутся слишком оптимистичными, учитывая сложные горно-геологические условия.

© Xue Siyang / CC BY-SA 3.0 (Южно-Синьцзянская железная дорога КНР, соединяющая Урумчи и Кашгар)
© Xue Siyang / CC BY-SA 3.0 (Южно-Синьцзянская железная дорога КНР, соединяющая Урумчи и Кашгар)

Стоит отметить, что, по мнению наблюдателей, Россия и Казахстан окажутся в проигрыше после появления новой дороги, так как она оттянет на себя часть грузооборота — по некоторым оценкам, до 15%. С другой стороны, с переориентацией экономики на Восток, как замечают некоторые эксперты, «железка», напротив, может быть полезна и Москве.

В обмен на ресурсы: Китай готов построить железную дорогу до Магадана
Строительный мир18 марта 2023