Сегодня знаменательный для нашей страны день - День Победы в Великой Отечественной войне. Но я хочу начать рассказ про другую войну, которая началась после победы. Речь пойдет о так называемой холодной войне, начавшейся после атомной бомбардировки США японских городов Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года. Начавшаяся борьба между СССР и США за совершенствование ядерного вооружения привела к появлению подземной базы атомных подводных лодок в Балаклаве, ставшей ныне музеем.
В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США — наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.
Балаклавский подземный музейный комплекс (Объект 825 ГТС или К-825) — музей, расположенный на бывшей подземной базе подводных лодок в Балаклаве. Объект 825 ГТС был секретным стратегическим военным объектом СССР времён холодной войны, расположенным в Балаклавской бухте.
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Перед главным входом расположен автономный рабочий снаряд АС-20. В конце 1960-х годов в СКБ «Судопроект» группа главного конструктора Леонтьева Б.А. разработала технический проект автономного рабочего снаряда АРС. В феврале 1969 года технический проект АРС, который в дальнейшем получил номер 1839, был утвержден. АРС предназначался для допоиска и обследовании затонувших подводных лодок или других объектов, выполнения работ в ЭПРОНовских выгородках аварийных подводных лодок, остропки предметов для подъема грузовыми средствами судна-носителя, уничтожения объектов находящихся на грунте. По сравнению с спасательными средствами, на АРСах более развиты средства визуального наблюдения, и рабочие органы-манипуляторы. Прочный корпус АРС цилиндрический, с наружными шпангоутами, разделен поперечной переборкой на отсек управления и агрегатный отсек..
В отсеке управления АС-20 расположены посты управления командира и механика. На посту командира пульт управления движением и перископы, позволяющие осматривать подводную обстановку и зону действия манипуляторов. На посту механика пульт управления механизмами, устройствами и системами АРСа.
В носовой части снаряда на настиле место оператора, наблюдающего в иллюминаторы за работой манипуляторов и контролирующего подводную обстановку по курсу движения снаряда. В агрегатном отсеке расположена АБ, электродвигатели, дифферентные цистерны, гидронасосы, гидромоторы ДРК, насосы гидравлики, преобразователя АПО-4-400 с аппаратурой. АС-20, построен в 1980-82 годах в Горьком, на судостроительном заводе «Красное Сормово». Заводские и государственные испытания АС-20 прошёл под командованием старшего лейтенанта Репкина в составе 288-й группе ПЛ СН КЧФ. Весной 1983 АС-20 был перевезён на Тихоокеанский флот и зачислен в состав 34-го отдельного дивизиона СС КТОФ (Владивосток)
В начале 2000-х годов АС-20 был исключён из списка судов ВМФ. В сентябре 2018 года перевезен в Севастополь в качестве экспоната Балаклавского музея.
Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих подлодок. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м.
Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.
Вдоль коридоров периодически встречаются вот такие указатели.
Высота панельного пятиэтажного года (так называемой хрущевки") - 18 метров. Ощущения примерно как в подвале дома, вот только масштабы подвала как-то напрягают. И это ощущение усиливаются тогда, когда осознаешь масштаб вынутого скального грунта при создании этого подвала. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
Подземный комплекс в Балаклаве строился 8 лет — с 1953 по 1961 год. После закрытия в 1993 году большая часть комплекса не охранялась. Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило Балаклавской мэрии проект создания в противоатомном укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоявшая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той — без выстрелов — воистину холодной войне в океанских глубинах.
________________________________________________________________________
Информация взята из открытых источников в интернете.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ