Найти тему

Насадки для студийного света.

Коллаж из фотографий, взятых из открытых источников.
Коллаж из фотографий, взятых из открытых источников.

Сегодня речь пойдёт о том, какие светомоделирующие насадки для студийного света бывают, какие из них выбрать начинающему фотографу и на что обратить внимание.

Если зайти в Яндекс вордстат и посмотреть историю запросов, то Вы увидите одну интересную вещь.

Всплеск интереса к студийному свету и, в частности, к выбору светомоделирующих насадок приходится на осенние и зимние месяцы. Дневной свет становится скудным, световой день коротким и многие фотографы ищут ему замену.

Но импульсный свет,  ребята, штука капризная.

К нему нужно найти подход.

Это тот случай, когда одно только прочтение статей ни к чему не приведёт. Нужны часы и часы практики, проб, поиска.

Поэтому давайте готовить сани летом и разбираться со всем этим хозяйством до того, как припечёт.

А что касается темы статьи, то к выбору насадок нужно подходить особенно ответственно, иначе можно испортить всю съёмку.

Говоря о выборе насадок для студийного света в этой статье мы говорим о рисующем свете. Рассматриваем насадки для источника света, который будет работать на модель. Ни контровой, ни заполняющий свет сегодня не рассматриваем.

Итак, сначала коротко про свет.

Свет бывает жёстким и рассеянным.

Если говорить про естественный свет, то жёсткий даёт солнце, а рассеянный - пасмурное небо.

И мы прекрасно знаем, как фотографы старательно избегают съёмок на дневном солнце, предпочитая дождаться времени перед закатом.

Потому что тени чудовищные, любой крошечный дефект кожи становится заметным.

Пасмурное небо - это мягкое ровное освещение, хотя и менее выразительное.

Примерно эту историю имитируют насадки на студийный свет.

Жёсткий свет.

Рефлекторы и тубусы создают жёсткий свет. К ним идут такие аксессуары как соты, шторки, цветные фильтры. С их помощью можно делать пучок света более узким, более направленным или даже цветным.

Но это в любом случае будет жёсткий свет. Также как и прямой солнечный, он будет создавать глубокие тени, проявлять текстуру кожи.

Рефлектор. Иногда его за форму называют горшком. Фото из открытых источников.
Рефлектор. Иногда его за форму называют горшком. Фото из открытых источников.

Выбирать такие насадки следует для драматичных портретов, для того, чтобы подчеркнуть (или нарисовать) харизму. Мужчинам жёсткий свет придаст брутальности, женщине темперамента.

Выбирая для съемки жёсткий тип освещения не забывайте о том, что он должен гармонировать и с локацией, и с одеждой модели.

Жёсткий свет для классической семейной фотосессии в уютных свитерах на мягком диване - это фиаско.

Это коническая насадка, тубус. На данной фотографии ещё и с сотами. Можно увидеть, насколько узким будет поток света с этой насадкой. Как луч прожектора. Фото из открытых источников.
Это коническая насадка, тубус. На данной фотографии ещё и с сотами. Можно увидеть, насколько узким будет поток света с этой насадкой. Как луч прожектора. Фото из открытых источников.

А вот для дерзкого черного платья и красной помады такой свет сыграет на руку.

Рассеянный свет.

Рассеянный свет - это всевозможные софтбоксы.

Они дают мягкий свет без резких теней. Чем больше софтбокс, тем мягче свет.

Фотографы часто спрашивают, какой формы и размера выбрать софтбокс, на что повлияет выбор.
Здесь всё достаточно просто.
Большой размер софтбокса позволит равномерно осветить группу людей. Маленький или средний будет уместен при съёмке индивидуального портрета.
Октобоксы, т.е. софтбоксы с восемью углами, больше похожи на круг, их ценят за то, что блик в глазах будет выглядеть более естественно. Мол, от квадратного софта блик квадратный - нехорошо)
Для портрета в полный рост - это не особо актуально, а вот для крупного портрета имеет значение.
Стрипбоксы помогут осветить модель в полный рост, но при этом не дадут лишнего света на фон. Они также отлично подойдут на роль моделирующего света.

Если коротко по выбору софтбоксов, то скажу так.
Если у Вас одна модель, то классического софтбокса 60 на 90 будет достаточно. Если хотите максимально мягкую и светлую картинку - берите большой октобокс.
Если хотите, чтобы модель была освещена, а фон уходил в тень, то можно попробовать стрипбоксы или маленький октобокс/софтбокс.

А есть что-то между?

Есть. Это портретная тарелка. Очень классная штука.
Смысл в том, что у портретной тарелки в центре есть небольшая деталь - дефлектор. Дефлектор перекрывает основной свет и распределяет его по отражающей поверхности самой тарелки. Свет получается более мягкий, но не рассеянный.
Для портретов эта насадка очень хороша.



Портретная тарелка. Фото из открытых источников.
Портретная тарелка. Фото из открытых источников.

В заключение скажу, что не все студии имеют хороший парк оборудования, то касается и насадок на свет. Так как софтбоксы - это самая ходовая насадка, подходящая для большинства несложных задач, то чаще всего в зале Вы найдете пару источников и пару софтов.
Для того, чтобы было светло - этого хватит. Этим страдают семейные студии с миленьким интерьером)
Но я правда очень советую пробовать работать с тубусами, рефлекторами, портретными тарелками и цветными фильтрами.
Вы обалдеете от открывшихся возможностей, поверьте)


Почитать про отличие хорошей фотостудии от плохой можно здесь.

А здесь про цветные фильтры.

Спасибо за внимание!