В четвёртый раз с помпой и праздничными фанфарами открыли Южный Речной Вокзал (ЮРВ). Среди праздных речей никто не упомянул, что новорождённый смертельно болен. Оно и понятно, ведь среди его реаниматоров нет ни москвичей, ни людей, разбирающихся в истории и речном деле. А ведь ЮРВ должен был быть монументальным и стоять совершенно в другом месте.
Вероятно, вы бывали на Северном Речном Вокзале (СВР). Он стоит на своём месте уже 86 лет, пользуется уважением и спросом, хотя северное направление наименее востребованное, если сравнивать с южным. Почему же ЮРВ всегда был ущербным бомжом, а нынешнее его открытие лишь отсрочка его очередной смерти.
Место!!! Для любого вокзала главное место. Что будет если расположить посреди, например, Варшавского шоссе вокзал для автобусов? Либо Варшавка наглухо встанет, либо нужно будет ограничить количество автобусов и тогда это будет уже не вокзал, а обычная остановка.
Также и с Речными Вокзалами. Обратите внимание СРВ стоит на Химкинском водохранилище, где могут параллельно интенсивному движению и отстаиваться, и маневрировать одновременно огромное количество судов без риска столкновения. А что с ЮРВ???
А ЮРВ должен был изначально стоять в похожем по размерам водохранилище – Перервинском. Оно сейчас существует и создавалось специальное для него. Впрочем, не только для него.
Москва – это кольца. Кольца в архитектуре, в бульварах, в транспорте – метро, МКАД, «трёшка», «бетонки»...Но ещё ранее, в тридцатых, задумывалось водное кольцо, аналог современного МКАДа, но на воде. И часть было реализовано – это речные спрямления и московские водохранилища.
Перервинский плёс создавался в том числе для того, чтобы сюда пришла Восточная ветка «речного МКАДа» - т.н. Восточный канал. Под него здесь успели построить Южный порт, а ЮРВ здесь планировали поставить после подхода сюда Восточногоанала.
Однако приход Восточного канала прибавлял сюда ещё одно водохранилище на месте Сукина болота и будущего завода Москвич. То есть образовывалось бы вдвое большее водохранилище, чем нынешнее и имя ему было – Перервинское водохранилище, от Перервинского гидроузла, благодаря которому и образовались эти водные пространства.
И пока шли изыскания по Восточному каналу, решили поставить временный ЮРВ на Даниловской набережной (ныне Новоданиловская). И деревянный он был именно из экономических соображений – быстро построить, быстро разобрать.
Тогда, в начале тридцатых, на волне был архитектор Хигер и он каким-то образом воткнулся в стройку Дмитлага предложив для ЮРВ свой проект колхозного ДК. Да-да! Деревянный речной вокзал есть пределанный проект монументального деревенского клуба. Ниже видео о судьбе Когана и тех кто был причастен к строительству ЮРВ
Однако война перечеркнула все планы и временный деревянный ЮРВ простоял ажно до 1972 года. Тогда его снесли только потому, что находился не на своём месте, мешал транзитным логистическим путям и на воде, и не земле.
Перенесли его на такое же неперспективное место - судоходный ход Нагатинского спрямления - Нагатинскую набережную (ныне причал Кленовый бульвар). Здесь также было интенсивное судовое движение и расположить здесь суда на постой и тем более маневрировать для разворота было крайне небезопасно. Надо ли говорить, что после этого решения вся южная пассажирская логистика здесь умерла и её остатки переместились на СРВ. По сути в этом месте ЮРВ окончательно умер.
В 1985 году ЮРВ попытались реанимировать и он мог получить вторую жизнь если бы его поставили на своё законное место – в район Южного порта. Но тогда произошло недальновидное решение. Вокзал оставляют на Нагатинской набережной переместив лишь на другой берег.
Его дальнейшую жизнь вы, наверняка, знаете. Вокзал сделал несколько вздохов и повторно сдох, а в его стенах не один десяток лет продавали памперсы.
А к концу десятых годов ЮРВ и вовсе хотели снести. Дело дошло до смешного – московский арбитражный суд по иску правительства Москвы признал ЮРВ самостроем, дело было сфальсифицировано в пользу застройщика Нагатинской поймы.
Однако после многочисленных протестов, власти были вынуждены сохранить ЮРВ и наши зодчие решили рискнуть и выпустить четвёртую часть этой нескончаемой мыльной оперы.
Нынешняя реинкарнация вокзала красива, но какие пиджаки не одевай на смертельно больного вряд ли они ему помогут. Для нормального существования речного вокзала его было необходимо перенести в то место, где он был запланирован – ближе к Южному порту, однако там скоро будет построен очередной человейник и для вокзала места там, естественно, нет.
В нынешнем месте вокзал опять несёт чисто декоративную функцию. Он никак не учитывает транспортную логистику. Во-первых здесь даже мест для такси не предусмотрено, ни встретить, ни проводить нельзя.
Но самое главное в нынешнем месте ЮРВ наступает опять на те же грабли - он будет мешать речной логистики и неизменно встанет вопрос либо о его переносе, либо его оставят именно как декоративный причал с непрофильной торговой функцией (те же памперсы). Впрочем, нам ли привыкать к этому – вон реанимировали кинотеатр Орбиту, а там вместо кинотеатра торговля. Или построили Диснейленд, а там на поверку также монументальная торговля. По той же схему всё будет и с ЮРВ…ну может не прямо сейчас, а когда поутихнут праздничные фанфары имени Максима Ликсутова и Сергея Собянина.