Найти в Дзене

Деревенское кладбище. Живые и мертвые.

Каждый год я езжу на кладбище возле села Селихово Тверской губернии. Обычно это начало осени, когда ещё тепло, но уже не жарко. Божественное состояние природы, когда незаметно уходит лето и как-то особенно грустно вспоминать ушедших родственников и близких. Мои родители жили в небольшом городке, в котором отец родился, куда вернулся на пенсии и прожил до конца своих дней. Кладбище старое и никаких кладбищенских сторожей, дворников, или иных людей, следящих за порядком здесь нет.

Иногда приезжает машина, которая убирает стихийные помойки, а к празднику победы городские власти красят и чистят братскую могилу погибших во время Великой отечественной войны. Во время Великой Отечественной Войны здесь шли бои за оборону Москвы, здесь 6 декабря 1941 года была одержана первая победа и в маленьком городке, где жили мои бабушка и дед, был фронтовой госпиталь.

Я всегда подхожу к этому памятнику. В братской могиле лежали 243 защитника обороны Москвы. Даже самый старший был младше меня лет на 15, а младшие были 20 года рождения и в 41 году им было по 20 лет . Я подумала, что их матери уже давно умерли, ни детей ни жен у них не было, и вряд ли к ним кто-то придет. Кто вспомнит лично их и поблагодарит за жизнь, которую они, не прожив сами, подарили нам. Я подошла к продавцу цветов и венков, выбрала несколько ромашек, отнесла на постамент, постояла и тоже немножко убрала старый мусор. Потом к памятнику подошла бабушка, положила цветы, немножко постояла, что-то тоже собрала и отнесла на свалку. Затем пошла на остановку автобуса . Потом к цветам подошел молодой парень с ребенком лет пяти, который сам выбрал красные бумажные цветочки, а папа добавил к ним небольшой веночек и от себя, и они тоже положили цветы на могилу воинов. Папа что-то рассказывал сыну, сын порылся в карманчике и положил рядом с цветами небольшой предмет. Они ещё немного постояли, поговорили по-мужски, без сюсюканья и капризов и пошли к своей машине. Когда они уехали, я подошла к постаменту. Около букета лежали две замусоленные конфетки. Мне стало грустно и легко. Я поняла, что такое настоящий патриотизм, а не фальшиво-демократический телевизионный. Он начинается с двух конфеток, букетика на братской могиле и папы, который может всё объяснить.