Найти тему
Сретенский монастырь

КАК БАБУШКА РОДИНУ ЗАЩИЩАЛА

До войны

Моей бабушке, Любови Георгиевне в 1941 году было 24 года. Она приехала в Москву из Тульской области в 1934 году, выучилась на токаря, а потом стала работать бухгалтером, так как у нее были отличные способности к устному счету. Она рано осталась сиротой, родной и любимый брат Константин Дегтярев пропал без вести в 1937 году, скорее всего, был расстрелян.

Брат и сестры Дегтяревы. Слева направо: Любовь, Константин, Лидия и Мария. 1925 год.
Брат и сестры Дегтяревы. Слева направо: Любовь, Константин, Лидия и Мария. 1925 год.

Первого мужа бабушки тоже репрессировали в 1938 году. У нее остался маленький сын Юрий, в начале войны ему было около четырех лет.

Старший лейтенант Олег Максимов
Старший лейтенант Олег Максимов

После войны бабушка вышла замуж во второй раз за старшего лейтенанта Олега Максимова, который во время войны принимал участие в обороне Ленинграда. Он усыновил ее сына, дал ему свое отчество и фамилию.

Старший лейнтенат Олег и его сын Олег - мальчик которого он нашел и усыновил
Старший лейнтенат Олег и его сын Олег - мальчик которого он нашел и усыновил

Во время войны на развалинах после бомбардировки Ленинграда старший лейтенант Максимов нашел младенца и тоже усыновил его. Так в новой семье было уже два мальчика, а потом родилась и моя мама.

Любовь Георгиевна. 1943 год.
Любовь Георгиевна. 1943 год.

Несмотря на все жизненные испытания и трудности, выпавшие на ее жизнь, бабушка была бодра духом, бесстрашна, всегда очень доброжелательна и общительна. В полной мере все эти качества проявились во время войны, когда от людей потребовалось собрать в кулак всю свою волю, мужество и веру в победу.

1941 год. Детский садик

Летом 1941 года бабушка работала помощником директора и одновременно бухгалтером в детском саду, который в это время уехал из Москвы на дачный отдых. В группе были ребятишки разных возрастов, нянечки, директор и ее помощник. Маленький Юра (сын) также был в числе детей, отдыхавших здесь летом.

Когда в июне объявили войну, директор сразу же передала все дела бабушке и, бросив детский сад, уехала в эвакуацию. Все дети и хозяйство остались на руках у бабушки. Она сама начала организацию вывоза детей. Из Москвы обещали прислать машины, но все дела и звонки заняли несколько дней.

В эти дни на общем собрании решили в качестве меры предосторожности на ночь уходить вместе со всеми детьми и нянечками в близлежащий лес, так как в районе, где располагалась дача детского сада, часто происходили авианалеты, и один раз бомба упала совсем рядом с детсадом. Бабушка в это время была на кухне с открытой дверью во двор, взрывная волна подняла ее со стула и бросила со всей силой на землю. После этого она минут 15 ничего не слышала, пока слух постепенно не вернулся.

С тех пор группа ночевала в лесу, расположившись на опушке. В чащу леса боялись заходить, в военное время всякое могло случиться. Детям на земле раскладывали матрасы, подушки, одеяла. Нянечки и бабушка дежурили по очереди. В лагере была темнота, так как лишний свет мог привлечь внимание.

В тот день уже стояла глубокая ночь, когда дежурившая девушка услышала в лесу шорохи и шаги. Она разбудила весь персонал: кто-то тихо передвигается в лесной чаще. Было очень темно, но девушки решили проверить, кто это. Детей оставили под присмотром нянечек, и бабушка и еще несколько работниц осторожно пошли на шевелящуюся тень. В конце концов они смогли разглядеть в темноте незнакомца. Это был немец. Он осторожно передвигался в сторону большого шоссе на краю леса. Одну из нянечек тут же отправили в поселок доложить, что в лесу ходит немец.

Он, скорее всего, был разведчиком или диверсантом с заданием. Его обязательно нужно было задержать и увести, чтобы он не заметил детей. Надо было сделать так, чтобы он попался на глаза патрулю, который регулярно прочесывал шоссе.

Цитата: Немца нужно было задержать и увести, чтобы он не заметил детей

Бабушка и ее коллеги решили осторожно идти за немцем, чтобы посмотреть, куда он направляется, и делать вид, что они его не замечают. Но немец сам увидел их. Стрелять не стал, опасаясь, что на выстрелы сбегутся люди.

Немец начал медленно отступать в густой лес. «Надо на него идти так, чтобы он отступал не к лесу, а к шоссе. Делаем вид, что мы его не замечаем, идем спокойно», – тихо шептались между собой девушки.

Остаток ночи они шли по лесу на расстоянии от немца, уводя его подальше от детей и поближе к шоссе. Летом очень рано светает. На рассвете они вывели его к шоссе. И там немца задержал патруль.

А девушки вернулись к детям и стали ждать машины, чтобы их всех увезли обратно домой. В итоге они смогли благополучно доехать до Москвы и всех детей целыми и невредимыми вернули родителям.

Последний поезд в тыл

В конце лета 1941 года бабушка вместе с сыном, сестрой Марией, ее детьми и еще одной племянницей, 14-летней Тоней, поехали в Тульскую область, откуда были родом, чтобы запастись продуктами. Они остановились в свой родной деревне у родственницы. Но линия фронта подошла очень близко и нужно было уезжать.

Почти перед самым отъездом бабушка и ее племянница Тоня шли по своей опустевшей деревне и несли на плечах снопы сена. В это время над деревней внезапно пролетел немецкий самолет. Летчик заметил идущих людей, сделал круг, спустился пониже и прицельно выпустил очередь.

«Самолет быстро снизился, раздался визжащий звук, а потом послышались глухие "тра-та-та-та" и пули разлетелись по разным сторонам, как дробь», – рассказывала бабушка.

Так как пули были мелкими, они застряли в сухом сене, нисколько не навредив девушкам. Самолет пошел на второй круг, и бабушка с племянницей, воспользовавшись моментом, побросали снопы, побежали и спрятались под высоким крыльцом одного дома. Немецкий самолет покружил еще несколько раз над деревней, но не смог их достать и улетел.

Цитата: Пули были мелкими, они застряли в сухом сене, нисколько не навредив девушкам

А по ночам за деревней были слышны отголоски немецкой речи. Это проходили разведчики.

Перед самым отъездом сестра Мария смогла достать половину туши теленка, это было неслыханное богатство.

На железнодорожной станции люди говорили, что это последний поезд на Москву, больше не будет. На платформе была толпа народу, все пытались уехать. Кто-то лез на подножку поезда, кто-то кричал, а одна женщина сорвалась вниз прямо под поезд, и ее раздавило колесами. Бабушка смогла запихнуть в вагон уже отъезжающего поезда всех ребят и сестру Марию, а сама не успела влезть и осталась стоять на платформе вместе с племянницей и санками, к которым была привязана туша теленка.

Оставшись на станции, бабушка стала срочно искать другие способы добраться до Москвы. Так как поездов больше не предвиделось, они вдвоем с племянницей, волоча за собой санки, направились в сторону шоссе. Там было очень оживленно: военные грузовики с оружием, пулеметами, машины с солдатами ездили в оба направления – на фронт и в тыл.

Бабушка уже не помнила, сколько они простояли в ожидании попутного транспорта, но на их счастье один военный водитель, который вез боеприпасы в Москву, разрешил им залезть в кузов своего грузовика. Девушки залезли в кузов, затащили туда же санки с тушей теленка и легли прямо на дно между ящиками и мешками. Военный накрыл их брезентом, приказал сидеть тихо, и грузовик понесся по шоссе дальше по направлению в тыл. Когда патруль останавливал грузовик, водитель спокойно говорил проверяющему, что в грузовике только боеприпасы, показывал документы, немного откидывал брезент, показывая часть ящиков, и им разрешали проезжать. Тогда очень строго проверяли всех въезжавших в Москву, так как линия фронта подходила все ближе и ближе.

Грузовик благополучно доехал до Москвы, водитель выгрузил бабушку, племянницу и санки с теленком, попрощался и уехал. Бабушка вспоминала с улыбкой этого незнакомого человека. Рассказывала, что он их подбадривал, когда помогал залезать в кузов, шутил, чтобы они не очень переживали, но вот только очень неловко было сидеть в кузове между ящиками с боеприпасами, ведь при быстром движении грузовика они еще и страшно громыхали.

Дома их встретила сестра Мария в слезах. Она подумала, что та женщина, упавшая под поезд, была бабушка. Все были счастливы, что живыми смогли добраться до Москвы и даже привезти теленка.

Оборона Москвы и авианалеты

Осенью 1941 года бабушка вступила в народное ополчение. Она никогда и не думала уезжать в эвакуацию.

19 октября в столице объявили осадное положение. Бабушкина сестра Ольга тоже была в ополчении и рыла окопы под Москвой. Там она сильно застудила ноги и поэтому больше не могла иметь детей, а в последние шесть лет жизни и самостоятельно ходить.

Бабушкина работа заключалась в том, чтобы во время авианалетов собирать по крышам бомбы-зажигалки и быстро тушить их до того, как распространится пожар. Одна девушка держала деревянный таз с водой, а другая специальным крючком осторожно подхватывала бомбу и быстро гасила в воде. Бомбы-зажигалки были небольшие, но их было очень много, действовать нужно было быстро. Однажды бабушка упала с крыши и повредила ногу, потом некоторое время хромала.

Цитата: Бомбы-зажигалки были небольшие, но их было очень много, действовать нужно было быстро

В ноябре город стали бомбардировать и днем. Когда немцы были очень близко, предупреждали об авианалете приблизительно за 5 минут до начала. Когда объявляли воздушную тревогу, бабушка быстро надевала пальто, хватала сумку с документами и необходимыми вещами, брала маленького сына на руки, клала подушку на голову и со всех ног под вой сирен бежала от дома к метро (во время войны она жила в бараке недалеко от станции «Сокол»). Подушка на голове спасала от осколков. Иногда бабушка не успевала и прибегала к станции, когда на город уже начинали падать первые бомбы. На платформе метро все жители пережидали авианалет, там и ночевали, если он происходил ночью.

Еще были в жизни бабушки разные события, удивительные и грустные, а порой и страшные, но были и приносящие малую радость в суровых и тревожных 1942-м, 1943-м и 1944 годах. А потом настал 1945 год и принес 9 мая долгожданную Победу!

Любовь Георгиевна
Любовь Георгиевна

В этот день бабушка нарядилась и поехала в центр Москвы. Ей торжественно вручили медаль «За оборону Москвы», а позже медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Потом была встреча воинов-победителей и настала совсем новая мирная жизнь.

С Днем Победы!

Записала внучка Любови Георгиевны Максимовой

Розамария М.

(Продолжение следует.)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм